На машине времени- в космос Балабанова

В марте 2022 года, выражаясь словами знаменитого героя из фильма «Брат» Данилы Багрова, американским фильмам в российском прокате настал настоящий "кирдык». При этом российская общественность узнала, что на экранах кинотеатров страны можно будет снова увидеть героев фильмов Алексея Балабанова, которые стали смысловым портретом и символом целой эпохи. Так, в результате ряда судьбоносных событий представители нового поколения получили возможность увидеть на больших экранах страны настоящих героев своего времени, которые так близки и понятны представителям того поколения, чья молодость пришлась на лихие девяностые и бурные нулевые. Ещё вполне юные зрители вместе со своими слегка поседевшими родителями смогут не только увидеть всю суровую правду жизни в таких фильмах, как «Брат» и «Жмурки», но и постараться понять многие особенности нашей жизни, которые уходят своими корнями в эпоху девяностых. Иными словами, мы получили возможность совершить полёт на воображаемой машине времени в космос, где вечно живут герои Балабанова.

                Перемены ждут нас?

«Мы ждём перемен!»- так звучат слова из знаменитой песни Виктора Цоя, написанные в середине восьмидесятых. Молодые люди во все века и во всех странах мечтали о переменах в их жизни. В нашей стране большие перемены начались в девяностые. Эти перемены принесли не мало бед и разочарований. Как шутили в те годы: мы ждали перемен, а вот перемены, оказывается, нас не ждали! Многие наши сограждане, как и персонажи Балабанова, в водовороте перемен тех лет часто теряли всё: веру, надежду любовь и самих себя. Главный герой той эпохи-это уже упомянутый Данила Багров, он родился в 1975 году где-то в маленьком российском городке. Когда он, видимо, ещё был школьником, произошёл распад Советского Союза. Данила попал в совершенно иную реальность, которая противоречила его детскому опыту. Вскоре он пошёл в армию и оказался участником боевых действий в Чеченской республике. Таким образом, Данила побывал на войне, он принял участие в неком гражданском конфликте, в ходе которого граждане одного государства, бывшие одноклассники и друзья, стреляли друг в друга. После демобилизации Багров приезжает в Питер -в большой, красивый, но чужой для него город. По сути в «бандитском Петербурге» продолжается гражданская война, где люди вынуждены бороться за своё существование. В большом городе каждый стремится к своей выгоде и здесь уже не существует братства и дружбы. Само слово «брат» в этом мире означает не близкое родство, а причастность к бандитскому кругу, в котором идёт вечная война всех против всех, где человек человеку становится волком. Данила вынужден жить по закону этой эпохи и пытается быть добрым и справедливым, согласно собственным представлениям о добре и зле, которые сформировались у него во время войны. Прав ли Данила ? Каждый зритель, посмотрев фильм, должен сам ответить на этот сложный вопрос. Чтобы помочь зрителям ответить на этот вопрос, в 2005 году через 9 лет после съёмок «Брата», Балабанов представил публике фильм «Жмурки». «Жмурки» - это трагикомическая картина, рассказывающая о том, как суровые времена перемен делают из обычного человека настоящее чудовище, но уже в 2005 году бандитский мир девяностых казался чем-то ушедшим в прошлое, поэтому и многие ужасные сцены из той жизни теперь казались чем-то смешным. При этом Балабанов напоминает, что все раны, которые получило российское общество в девяностые, будут давать о себе знать в течение жизни ещё нескольких поколений вперёд.

                Город-страшная сила? 

В своих произведениях Балабанов создаёт уникальный космос, включающий в себя неповторимые идеи, чувства и образы, которые можно  можно увидеть через призму данной исторической эпохи. Особое место в этом космосе занимает город. В народной традиции прошлого город чаще воспринимался в положительном смысле. Своими стенами и домами город защищал человека от всех врагов и опасностей, но исторически Петербург во многих произведениях часто описывался, как город дьявола, где царит зло и несправедливость. Знаменитый памятник Петру Первому- Медный всадник понимается, как страшный идол и истукан, требующий человеческих жертв. Поэтому и главный герой Балабанова Данила Багров также прогуливается возле Медного всадника и заряжается от него энергией города. Другой же персонаж из фильма «Брат» немец Гофман предупреждает Данилу, что город-это «злая сила», способная погубить любого человека. Во всех фильмах Балабанова, пожалуй, любой город оценивается, как «злая сила» будь то Питер, Москва, Нью-Йорк или Чикаго. Ведь современные города превратились в «каменные джунгли», где действует закон джунглей. Именно в городах концентрируются все человеческие грехи и пороки. Однако Питер в среди этих городов играет особую роль. Режиссёр образно старается показать прошлое и настоящее Петербурга, а также делает попытку заглянуть в его будущее. Прошлое города символизирует немец Гофман, который живёт на кладбище. Фамилия Гофман на русский язык переводится с немецкого, как «хозяин двора» т. е. некий домовой. Он как бы олицетворяет прежнюю историю и питерскую культуру, которые в лихие девяностые были выброшены на кладбище. Настоящее Питера представляет его бандитское сообщество, которое превратило всех жителей города в своих потенциальных жертв.Что касается будущего, то тут режиссёр оставляет этот вопрос открытым. В этом заключается особый смысл. Ведь именно именно зрители, пришедшие на киносеанс в 2022 году, лучше всего ответят на вопрос о том, какое будущее в России наступило по прошествию четверти века.

               От общества потребления к духовности?

Поздний Советский Союз многим запомнился вечным дефицитом почти на все товары. В девяностых в российских магазинах появились самые разные диковинные вещи и продукты. Поэтому герои фильмов Балабанова часто ходят в магазины и рестораны, где тратят деньги, добытые при помощи грабежа и насилия. Важным персонажем фильмов «Брат» и «Жмурки» является «Макдональдс». Во всём мире «Макдональдс» называют «иконой глобального мира», ярким символом так называемого общества потребления. В большинстве стран мира он представляет собой сеть дешёвых ресторанов быстрого питания с сомнительным качеством, но в постсоветской России этот фаст-фуд приобрёл статус культурного объекта, где происходят важные встречи и разговоры. «Макдональдс», пришедший к нам из общества потребления, безусловно злой образ, там замышляются и обсуждаются ужасающие преступления, делятся награбленные деньги, а сама атмосфера этого места требует всё новых и новых денег. Одной из важнейшей идеей фильмов Балабанова является русская пословица, утверждающая, что не в деньгах счастье, но  большинство героев Балабанова, даже относительно положительные, мечтают прежде всего о крупных денежных суммах, а не о каких-то духовных ценностях. Данила Багров в фильме «Брат- 2» старается убедить всех, что сила не в деньгах, а в правде, но сам не отказывается от больших денег, которые он получает с помощью явно незаконных средств. После премьерного показа второй части «Брата» появился народный анекдот с глубоким смыслом. Говорит Данила Багров американцу, поигрывая пистолетом: «Вот скажи мне, американец - в чем сила? Думаешь, в деньгАх? Вот и брат мой говорит, что в деньгАх... А правильно говорить - в дЕньгах!». Скажем прямо, вряд ли какой-то балабановский персонаж выглядит кристально чистым и достойным подражания, но режиссёр показывает нам всю сермяжную правду жизни со всеми её тяжёлыми недугами, что даёт возможность для духовного исцеления в будущем.

                Будущее ждёт?

Дилогия о Брате заканчивается знаменитой песней группы «Наутилус-Помпилиус» «Гудбай, Америка», которую исполняет детский хор. Эта сцена объясняет нам, что Россия с начала  XXI  века стала постепенно отходить от ложных ценностей общества потребления, навязываемые Америкой. Сейчас дети, исполнявшие эту песню, стали взрослыми и от них зависит будущее нашей страны. В связи с этим особо актуально звучит ещё один анекдот, сочинённый по мотивам «Брата-2». Данила Багров (поигрывая пистолетом) говорит: «Вот скажи мне, мужик, в чем сила?» Мужик (трясясь от страха): «Я думаю, в деньгах...». Данила Багров: «Вот и брат мой говорит, что в деньгах. А сила, она в Ньютонах». Тут дело не в том, что ньютоны- это единица измерения силы в физике, а в том, что в наши дни сильными будут те, у кого есть способные учёные и изобретатели. Как тут не вспомнить стихи М. В. Ломоносова:
...Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов (Ньютонов)
Российская земля рождать.

Слава Богу, в наше время постепенно появляются новые российские ньютоны  XXI века, которые своими интеллектуальными достижениями способны сделать нашу страну более прогрессивной и комфортной для жизни. Так, 13 октября 2022 года в пространстве Севкабель Порт в Санкт-Петербурге откроется масштабная  интерактивная выставка, посвященная творчеству Алексея Балабанова. При помощи современных интерактивных технологий  5 D  и 7 D  гости этой выставки смогут окунуться в виртуальный космос фильмов Балабанова. Эта выставка действительно способна объединить молодое и более старшее поколения. Молодые люди познакомят своих родителей и других старших родственников с достижениями современных технологий, а старшие на примере фильмов Балабанова расскажут молодёжи о том, как они боролись за жизнь в лихие девяностые, чтобы дать возможность новому поколению осуществить свои мечты, успешно соединив духовные и материальные ценности.


Рецензии