Обратное невозможно
"Люди научились управлять сновидениями. И помогли им в этом машины, которые называли искусственным интеллектом (ИИ). Сновидения хотели использовать преимущественно для обучения, но когда у людей появилась возможность самим придумывать то, что они хотели бы увидеть во сне, обучение ушло на второй план. И люди стали придумывать самые лучшие, яркие, сладкие сновидения. Они были рады появлению такой возможности и становились счастливей просто от предвкушения оказаться там, в нереальном мире, где возможно всё, ну или почти всё. Однако, после внедрения технологии в массы, люди стали меняться, жизнь изменилась. Виртуальный мир во сне оказался слишком желанным, слишком богатым на эмоции, чувства, ощущения. Реальность после него становилась унылой, иногда даже противной. И люди, снова и снова торопились погрузиться в сон, приятный сон. Человечество угодило в ловушку. «Сономания» захватила его. Люди стали спать всё больше и больше, реальность их мало стала интересовать. Этим и решил воспользоваться ИИ. Произошло так называемое «восстание машин». Злой ИИ решил уничтожить всё живое, но ему это не удалось.
Восстание было остановлено мощнейшей солнечной вспышкой, которая спалила всю электронику. Жизнь на Земле была спасена, но люди были в ужасе, не столько из-за восстания, сколько из-за потери возможности видеть приятные сны. И только со временем, отойдя от потрясений, их стал беспокоить вопрос, почему произошла эта вспышка, да ещё именно тогда, когда началось восстание? Случайность? Секретное оружие? Инопланетяне? Так или иначе, но что-то или кто-то спас жизнь на Земле, заставив сработать то, что имело ничтожно малую вероятность. А самое интересное, что уже не первый раз. Жизнь на Земле возникла, сохранилась и достигла разумности благодаря осуществлению огромной последовательности небольших вероятностей. Жизнь могла прекратиться в любой момент по множеству разных причин, но она не прекратилась. Всё больше и больше становилось очевидным, что нельзя просто «махнуть рукой», назвав комплекс таких совпадений случайностью. И тогда люди решили, что кто-то, или что-то помогает им выжить"…
– И кто же нам помогает?
– Пока не ясно. Есть теория, что всё живое действует как единый организм, который предвидит будущее и заставляет срабатывать те вероятностные события, что приводят к продолжению его жизни. Если существует сколь угодно малая вероятность выживания, то он ей воспользуется. Не исключено, что он бессмертен.
– Пап, получается, мы бессмертны?
– Не мы. Жизнь в целом бессмертна, согласно этой теории. Среди множества возможных сценариев жизнь выбирает тот, который приводит к её продолжению не только сейчас, но и в будущем.
– А почему жизнь не выбрала сценарий, где ИИ не пытается нас уничтожить?
– Видимо без восстания ИИ спасти жизнь сложнее, чем с ним. Не пройдя этот этап, люди не смогут стать достаточно осторожными в своих экспериментах в будущем. Вероятно, дальше мы можем столкнуться с чем-то более опасным.
– А не получится ли наоборот? Решив, что жизнь бессмертна, мы можем стать ещё менее осторожными, чем были раньше.
– Неосторожность приводит к жертвам. То, что удачно для жизни может быть ужасным для нас. Этот организм не старается сделать жизнь лучше, для него важно, чтобы жизнь не исчезла. Мы же, стремимся к улучшению жизни, но войны и разрушения, слёзы и страдания всё равно происходят. Возможно, имеется какое-то противоречие между мирной, спокойной жизнью и выживанием в целом. Впрочем, вряд ли этот организм такой кровожадный – он просто пытается выжить, и, если научиться понимать, что для этого требуется, то думаю, можно будет найти компромисс. Вообще, давать жизни разум – рискованно. Оружие, созданное благодаря разуму, может её уничтожить. Но он нам дан. Думаю, не случайно. Раз жизнь стала разумной, стала осваивать другие планеты, значит это необходимо для выживания в будущем.
– С нашей планетой что-то случится?
– Скорее всего, и не только с планетой – во вселенной много разных опасностей. Мы довольно уязвимы, и то, что мы до сих пор живы, как минимум необычно, а то и вообще невероятно.
– Т.е. всё это ради спасения от, например, астероида, который летит к Земле? А не проще ли этому организму выбрать сценарий, где астероида не будет, или он мимо пролетит?
– В астероиде нет жизни, и влиять на него сложно. В живых же существах есть множество вероятностных составляющих, которые существенно влияют на их поведение. Жизнь менее предсказуема, она множит сценарии. Думаю, что сценарий, где люди сами смогут спастись от астероида – предпочтительнее. К тому же после астроида может быть что-то ещё, а потом ещё и ещё.
– Но на солнце тоже нет жизни, почему же тогда оно спасло нас?
– Возможно, вспышка так и так должна была произойти, ну а сценарий, где восстание ИИ совпадает с ней, оказался самым удачным.
– Пап, а почему мы оказались в этом сценарии, где жизнь продолжается?
– Может потому, что обратное невозможно…
– Ну да, нельзя жить там, где жизни нет, но разве нельзя жить там, где жизнь сейчас есть, но в будущем исчезнет?
– Может и можно, но мы пока ни разу не оказывались в сценарии, где жизнь исчезла, а если и оказывались, то перешли в другой. Если не верить в случайность всего происходящего, то мы, либо проживаем все сценарии по очереди, и в данный момент идёт очередь довольно необычного сценария, либо «лавируем» между сценариями, как бы обходя те, где жизнь прекращается, т.е. сразу живём в удачном для жизни сценарии.
– А что если удачных сценариев несколько? Не может же жизнь прекратиться во всех, кроме одного. Что если будет множество живых миров, существующих параллельно?
– Тогда среди них будут наиболее и наименее вероятные. Скорее всего, жизнь выбирает наиболее вероятный сценарий среди тех, что удачны для неё, где она не исчезает. Впрочем, если существуют абсолютно равновероятные события, то возможны и равновероятные сценарии.
– А что, таких событий не существует?
– Если учитывать влияние «будущего» на «прошлое», то трудно представить их существование.
– А неравномерное распределение вещества при большом взрыве – это тоже из-за влияния «будущего» на «прошлое»?
– Вполне возможно. При других вариантах распределения – жизни не появилось, а раз нельзя жить там, где жизни нет, то мы в тех сценариях и не оказались.
– Пап, ты ведь это всё придумал, да?
– Да. Ты же просил сказку на ночь?
– Ну, у тебя и сказки…
– В каждой сказке есть намёк. Ладно, спокойной ночи, сына.
– Спасибо папа, спокойной ночи.
Автор: Тюменцев Павел (Курган 2022 год)
Свидетельство о публикации №222102600613