Картины сна человеческого разума

"Ёлка у Ивановых". Вертеп-буффонада по пьесе А.Введенского.
Режиссёр-художник – Наталия ГУБАНОВА.
Композитор: Bjarmski
Актёры: Валентина БРИГ, Платон МАВРОМАТИС
Помощь в художественно-постановочной части - Адэлия ГАЛИМОВА.
Спектакль зарождался в Savchuks Laboratory (куратор Александр Савчук).
Дворец Зинаиды Юсуповой. Санкт-Петербург. Сентябрь 2022
В спектакле «Ёлка у Ивановых» Наталия Губанова предлагает нам сценическую попытку познания трагедии человеческого общества, которую великий писатель и драматург Александр Введенский исследовал в своих произведениях. Эту возможность познания предоставило ему временное пространство его собственной жизни и творческого, которые охватывали различные эпохи и времена, проходили через точки излома истории, позволявшие ему наблюдать человеческое общество и тенденции, управляющие им. Его взор исследователя мира людей проникал в глубины человеческой мысли людей различных временных пластов и эпох был сфокусирован на познании жизни человеческого общества в эру исторических перемен. В своём изучении он анализировал процессы смена эпох, при которых происходило разрушение одних мировоззренческих концепций и возникновение новых, создание нового миропорядка переформатирование жизненного пространства миллионов людей, изменение морально-этических ориентиров и ценностей. Пьеса «Ёлка у Ивановых» это один из наиболее ярких плодов его познания человеческого мира в эру перемен, это драматургическое произведение представляет из себя картину человеческой жизни, написанную Введенским с натуры. Сюжетом для этого драматургического полотна были жизни людей, познавших на себе влияние революций и войн, радикализм и абсолютизм которых создал вектор деструкции, направленный на разрушение мировоззренческих систем, их руины стали фундаментом для сил нового миропорядка, для начала процесса формирования нового мышления в рамках новых идеологических шаблонов.
В этой сценической интерпретации картины мира, увиденной глазами великого писателя и драматурга двадцатого века, Губанова фокусирует своё исследование главного объекта познания Введенского на психоэмоциональном состоянии, возникнувшем в результате когнитивного диссонанса, спровоцированного столкновение старой и новой мировоззренческих концепций. В этой ситуации человечество, объятое эмоциональным порывом неприятия многовековых общественных устоев и ценностей человеческой жизни, разрушает их и на этих руинах постулирует новый миропорядок с кардинально-отличной от прежней, системе взглядов. Этот процесс возникает и достигает своего максимального значения в точке излома в которой мир опрокинут, в нём люди существуют в подобии мировоззренческого вакуума. Новый миропорядок, созданный в этой точке основывается на нигилистическом отрицании концепций прошлого, он нивелирует значения трёх главных столпов мироздания: Время, Смерть, Бога.
Когнитивный диссонанс этого мировоззренческого вакуума заключается в том, что его мировоззренческий нигилизм не окончательно укоренился в человеческом сознании, в нём прежние устои продолжают жить и оказывать влияние на человеческом сознания, создают контрадикцию мысли и восприятия окружающей реальности. Персонажи спектакля «Ёлка у Ивановых» - это люди, существующие в мировоззренческой дуальности, картины которой воплощены в гротеске трагедии абсурда, разворачивающейся на особо-выделенном временном отрезке. Этот отрезок рассматривался Введенским в качестве плоскости исследования когнитивный диссонанса, порождённого кризисом человеческой мысли, в точке пересечения оси времени и пространства, где он достигает своего максимального значения. В этой истории этой символической точкой является предновогоднее пора и здесь этот отрезок времени выбран не случайно, так как в нём происходит процесс божественного синтеза, объединяющего в человеческом сознании теософические воззрения, общечеловеческий гуманизм и вера человека в светлое доброе вечное. В спектакле мы наблюдаем людей тридцатых годов прошлого века, познавших процесс нигилизма человеческой мысли, направленного на уничтожения божественного синтеза человеческой мысли до конца. Особенность человеческого существования в этих реалиях воплощена в картине вертепа, образ которого в новы реалиях потерял своё первоначальное значение, он вывернут наизнанку, превращён в некий бутафорский объект полностью лишённый своего божественного и гуманистического посыла. В этих реалиях миропорядка новый год и рождество - это формальные, обезличенные праздники, первоначальное предназначение их перечеркнуто, низвергнуто в пропасть духовной анархии и нигилизма. Воплощение картины существования человека в рамках этой концепции осуществляется с помощью яркой, гротесковой палитры вертеп буффонады, которая подчеркивает бессмысленность антуража великого праздника, превращает его в бутафорскую декорацию, не вписывающуюся в шаблоны концепции нового миропорядка.
В спектакле этот вертеп происходит в доме неких Ивановых, людей современников автора, в нём всё выстроенное по канонам нового года и рождества, часы отсчитывают время до праздника, украшенная ёлка, идут приготовление к торжественному столу, за которым обитатели этого дома соберутся для праздничного застолья. В этой сюжетной точке проявление когнитивного диссонанса мы наблюдаем в картине приближения праздника, первоначальное значение которого уничтожено волной нигилизма. В нём нет более божественной составляющей, для персонажей спектакля этот праздник – это некое обособленное событие, не имеющие ничего общего с реальностью их жизни, в которой они объекты отстраненного присутствия, не оказывающие никакого влияние на происходящее и на окружающее их пространство.
Эта особая диспозиция человека в среде его обитания воплощена в концепции образов персонажей, в ней, все они маленькие дети, мальчики и девочки, чьи возраста весьма условны, так как жизненный опыт и знания утрачены. Их присутствие в этом пространстве определена особой формой экзистенциального существования отстранённого присутствия, при котором персонажи существуют обособленно их действия и взгляды не оказывают никакого влияния на пространство и всё происходящее в нём. Приближение этих праздников для персонажей этой истории - это бессмысленный поток времени, который ничего не изменяет для них, в нём новый год – это момент, который может состоятся или нет, но это не ничего не изменит в их жизни. В этом особо-выделенном пространстве человеческой жизни происходит сюжетообразующее событие, которое по своему характеру должно выступать в качестве эмоционального триггера или фактора влияния на общественное пространство.
В этой истории этим событием является убийство, оно расширяет плоскость нашего познания проекции трагедии человеческого существования и сосредоточивает наш взор на изучении концепции жизни и смерти в мировоззренческой системы, построенной на обломках гуманизма и веры. В этой форме реальности гибель человека – это одно из многочисленных событий, которое не пробуждает эмоционального отклика в обществе, формально оно запускает процесс расследования, в котором дознание первопричин и причинно-следственных связей смерти человека формализовано, так как его результат не изменит порядок вещей и характер отношения к человеческой жизни. В этой истории смерть человека не является частным случаем трагедии человечества, так как человеческое существование в реалиях нового миропорядка обезличено и бессмысленно, смерть персонажей сведена здесь - это одно из многочисленных событий потока времени. По этой причине в этой истории все смерти персонажей ничем не оправданы и мотивированны, они не создают прецедентов влияния на концепцию общественного восприятия человеческой жизни.
В сценическом обращении к драматургии Введенского в пространстве познания трагедии человеческого существования Губанова фокусирует наше внимание на процессе исследования первопричин возникновения этой трагедии. Тектонические процессы, уничтожившие гуманистические основы существования человеческого общества создали когнитивный диссонанс человеческой мысли, в его максимальной точке приводит к атрофированию сознания, погружением разума в глубокий бессознательный сон.
В сценической проекции общества, живущего в интеллектуальном вакууме атрофированный разум рождает чудовищ, в спектакле их лики возникают из окутанного мраком сценического пространства, которое символизирует мрак и безысходность человеческой жизни. Эти фантасмагорические лики заполняют пространство, они живописно-экспрессивны в мрачных, разрушающихся интерьерах залов особняка княгини З.И. Юсуповой. События, образы персонажей и хоррор -подобные лики, воплощённые в этой театрально-исторической инсталляции, создают многомерную иллюстрацию полотна Френсиса Гойя «Сон разума рождает чудовищ». Наблюдение этих видений подводит нас к пониманию, что сон атрофированного разума направляет развитие человеческого общества на скалы апокалипсиса и деградации. В реалиях нашего времени предсказание А. Введенского, воплощённое в спектакле Наталии Губанова, он обращает наше внимание на окружающий нас мир, в котором существуют чудовища, рождённые сном нашего разума, на картины стремительно обезличивающейся и обесценивающейся жизни человечества.
Видеофрагмент спектакля и его краткий анализ вы можете посмотреть на моём авторском Youtube канале «Мой Не_Критический Взгляд»:https://youtu.be/lxNXLwr2jF4


Рецензии