Автобиография. Документ для хранения

Я,  Ян  Борисович Бруштейн,  родился вскоре после войны, 10.11.1947 года в Ленинграде.  Сын и внук блокадников.
Отец до войны начинал как актёр Ленинградского академического театра им. А.С.Пушкина (Александринского). На фронт ушёл добровольцем, отказавшись от брони. Войну прошёл рядовым фронтовым разведчиком, снайпером, корректировщиком Катюш. В Синявинских болотах потерял голос и не смог вернуться в театр. Окончил режиссёрский факультет Ленинградской консерватории. Работал в музыкальных театрах Новосибирска, Улан-Удэ, Свердловска, Пятигорска, Иванова, Петрозаводска и Йошкар-Олы. Умер в 1992 году.
В 1946 году женился на однокласснице Марии Абрамовне Пятницкой. После Блокады она болела и не могла работать, но, вопреки запретам врачей, родила меня и моего младшего брата. Умерла рано, в 46 лет.
В школу я пошёл в Ленинграде, а юность прошла в курортном Пятигорске. Окончил школу №6 с серебряной медалью (четвёрка за черчение). Поступил в МГУ на отделение классической филологии. Был исключён за участие в работе не официального литобъединения СМОГ (Самое Молодое Общество Гениев).
Служил в Советской Армии три года, участвовал в боестолкновениях на Амуре в 1968 году.
В  различные годы учился также в МГУ на факультетах журналистики и, вольнослушателем со сдачей экзаменов по специальным дисциплинам, на искусствоведческом отделении истфака.
Экстерном окончил ГИТИС (театроведческий факультет) и очную аспирантуру. Кандидат искусствоведения (1980 г.).
Работал в газетах, на телевидении, преподавал на кафедре дизайна Ивановского текстильного института историю и теорию искусств, в новое время руководил двумя независимыми телеканалами, крупным региональным медиа-холдингом «7 х 7».
Статьи и театральные рецензии печатались в журналах "Театр", "Театральная жизнь", в газетах "Культура", "Известия", в местной прессе.
После нескольких ранних публикаций стихов в толстых журналах «Юность» и «Знамя» (эти подборки были отмечены «Литературной Газетой»), поэма, вышедшая в журнале "Волга", была раскритикована "за формализм" в главной советской газете "Правда", и немедленно последовал разгром рукописи первой книги в местной писательской организации. В результате на четверть века был выброшен из литературной жизни, практически перестал писать стихи. Создавал только песни под гитару, был лауреатом многих конкурсов и фестивалей.
Снова начал сочинять в 2008 году, в 60 лет, в связи с выходом в интернет, а печататься  - только с 2010 года. С тех пор стихотворения и рассказы выходили в журналах «День и ночь», «Дети Ра», «Дружба народов», «Зинзивер», «Сибирские огни», «Зарубежные записки» и во многих других изданиях России, Бельгии, США и Израиля - всего более ста публикаций. Произведения входили во многие антологии, в том числе "Лучшие стихи года".
Автор двенадцати поэтических и прозаических книг, большинство вышло не за счёт автора:
1. Карта туманных мест. Иваново. А-Гриф. 2006.
2. Красные деревья. М. Библиотека Единая Книга, 2009.
3. Планета Снегирь. Поэтическая серия журнала «Дети Ра». М. Вест-Консалтинг. 2011.
4. Тоскана на Нерли. Издание Флорентийского общества. М. Летний сад. 2011.
5. Город дорог. М. Вест-Консалтинг, 2012.
6. Керосиновое солнце. М. РСП. 2015
7. Плацкартная книга. М. Издательство Евгения Степанова. 2017.
8. Дым империи. М. Русский Гулливер. 2020. - Специальный диплом премии им. Фазиля Искандера.
9. Жизнь с рыбами, Или как я ругался матом. Книга прозы. М. Вест-Консалтинг. 2020. - Международная премия «Писатель ХХI века»
10.Мир Ольги. М. Стеклограф. 2022.
11-12. Электронные книги: "Пространство многоточий" и "Мир Ольги". С-Пб, 2013.
Все книги, кроме обложек "Керосинового солнца" и вышедших в сериях, оформлены автором.
Стихи переведены на английский, итальянский, польский, украинский и белорусский языки.
Лауреат конкурсов им. Н. Гумилева и им. Н.Некрасова, премии им. К.Бальмонта, премии «Поэт года», поэтического конкурса Грушинского фестиваля за 2020 г., конкурса «Линия фронта», годовых премий многих журналов. Победитель конкурса "Эмигрантская лира" в номинации "Неоставленная страна".
Член  Союза российских писателей, Союза театральных деятелей и Русского ПЕН-центра.


Рецензии