Касатик
Девочки играли в «дом», расставляя игрушечную мебель и посуду для кукол, прыгали со скакалкой или играли в «Съедобное-несъедобное». У мальчишек были дела поважнее. Они носились по улицам на велосипедах с бешеной скоростью, залезали в каждое заброшенное здание, а по вечерам жгли костры и бросали в них разные предметы.
В городской школе меня считали хулиганом: я мог сорвать урок, поспорив с учителем истории, или бегать с одноклассником по этажам школы вместо урока труда. Но для деревни я был слишком «правильным». Ситуацию решил исправить мой лучший друг Дима.
- Тебе надо сделать что-нибудь пацанское. Давай перелезем через забор на завод! - предложил он.
- Зачем? Дядя Слава нам уже всё показал, да и через ворота заходить удобнее.
- Тогда разбей пустую бутылку!
- А вдруг кто-то поранится?
- Вот ты зануда, - вскипел Дима, - укради что ли подсолнух у дяди Вовы.
- А может попросить? У него их несколько.
- Нет, надо именно украсть.
Мне надоело спорить, и я согласился.
Подсолнухи росли в середине огорода. Я пролез через дыру в заборе и пополз между кустами картофеля. Через несколько минут слева послышался шорох, и из-за куста в нескольких рядах от меня выглянула взъерошенная голова. Она посмотрела куда-то в сторону от меня и спросила:
- Ты тоже за подсолнухом?
- Да, - ответил я и резко повернул голову в направлении её взгляда, - А что там?
- Ничего там, - смутилась голова, - это у меня глаза немного косят.
Мы доползли до подсолнуха и начали дёргать головку в разные стороны, но она держалась крепко. Тогда мы попытались её открутить. После двадцати кругов по часовой стрелке стебель потрескался и стал похож на спираль, но головка держалась.
«Что вы там удумали, вот я вам…» - раздался голос дяди Вовы. Мы бросились к спасительной дыре в заборе, чуть было не застряли, пытаясь пролезть одновременно, но быстро выбрались и бежали по околице, пока злополучный огород окончательно не скрылся из вида.
Мы сидели на траве и тяжело дышали.
- Тебя как звать-то? - наконец спросил я.
- Игорь, но родители называют меня «Игорёша». Мы этим летом здесь дачу купили. А тебя?
- Женя, но родители называют меня «сынок».
Мы дошли до дома Димы, а когда он вышел, я спросил:
- А завести друга - это по-пацански?
- Наверное, да, - ответил Дима.
Так в нашей компании появился Игорёша.
***
Каково было моё удивление, когда в сентябре я встретил Игоря в городе. Он учился в моей школе, но в специальном классе, как бы сейчас сказали, для особых детей. Обычная школьная программа казалась им слишком сложной, поэтому они учились по упрощённой версии.
Во время учебного года мы почти не виделись, но нам предстояло провести целое лето в деревне. Первого июня Игорь появился в Гумбее, но мы его не сразу узнали - к нам навстречу шёл незнакомый мальчуган, сверкая лысой головой. «Игорь! - удивился Дима, - ты бы хоть кепку надел, а то ослепишь нас своими солнечными зайчиками!» И, конечно же, с того самого дня Игоря начали называть исключительно «Лысый» или ласково «Лысик».
Я никогда не понимал, зачем люди придумывают друг другу прозвища, если есть имена. Но во времена моего детства каждый мальчишка хоть на несколько месяцев, но становился «Лысым», «Сивым», «Весёлым». Даже Диму часто называли «Седой» за его светлые волосы. Меня пытались называть по фамилии дедушки - «Диоген», а когда мы начали учить в школе английский язык (тогда он начинался с пятого класса), то одно лето я был «Джонни». Но ни одно из прозвищ не прижились, и я остался Женей.
В середине лета Игорь устроил бунт. «Волосы уже отросли, потрогайте, какой классный и мягкий «ёжик». Давайте придумаем что-то другое!»
Мы сидели около ворот его дачи и перебирали варианты прозвищ: «Ёжик», «Зайчик» и даже «Джамбо», но ничего не подходило. Вариант называть Игоря как прежде по имени почему-то даже не рассматривался.
Время шло, идей не было. Пока проходящая мимо старушка не сказала: «Что же вы, касатики, велосипеды прямо на дороге бросили?»
«Вот оно, - торжествующе крикнул Игорь, - называйте меня Касатик!»
Мы честно старались выполнить его просьбу, но уже через неделю про «Касатика» забыли, и Игорь вплоть до окончания школы был для нас просто «Лысик».
***
Семья Игоря была очень богата. У них были невероятные вещи, о которых остальные участники нашей компании даже не могли мечтать: личный автомобиль, бинокль, спальные мешки и даже пневматическая винтовка.
Однажды Игорь позвал нас в гости, сказав, что будет сюрприз. Мы вошли во двор и увидели папу Игоря, дядю Колю, который подбрасывал поленья в костёр, пылающий в железной коробке посреди двора. Конечно, я знал, что такое «мангал», «шампур» и «шашлык», но в этот день впервые увидел всё это вживую.
Ожидание было долгим: дрова никак не хотели прогорать и превращаться в ровные угольки, на которых и планировалось готовить мясо.
- Игорёша, принеси воды, - крикнул дядя Коля, - брызнем немного на угли.
Игорь, довольный тем, что ему доверили такое почётное задание, зачерпнул полный ковш воды и бросился к мангалу, торжествующе подглядывая на меня и Диму.
- Да не весь же… - начал дядя Коля.
Но было поздно: раздалось шипение, белое облачко взвилось над мангалом, и почти все угли погасли.
- Ничего, подготовим новые, - сказал дядя Коля.
Спустя полтора часа мы сидели за столом в тени яблони и ели вкуснейший шашлык! А вечером я и Дима бегом примчались на место сбора нашей большой компании - ступеньки магазина, с которых открывался вид на половину деревни и оранжевое небо, окрашенное закатным солнцем. Но мы опоздали.
- И тут Женька хватает ведро воды и выливает прямо в мангал, - услышали мы бодрый голос Игоря.
Ребята засмеялись, а у меня от возмущения пересохло в горле. Но Дима все поставил на свои места:
- Лысик, ну ты даёшь, врёшь как дышишь! Это ведь ты угли залил.
Игорь пробурчал что-то себе под нос и убежал за угол магазина, ведь он так хотел произвести впечатление на красавицу Таню своим рассказом. Ребята засмеялись ещё громче, но Таня не смеялась, она неодобрительно посмотрела вслед Игорю и ещё чуть выше задрала свой аккуратный носик.
Таня жила в деревне круглый год, но по сравнению с нами, городскими, почти не следящими за своим внешним видом на каникулах, постоянно грязными и ободранными, она выглядела как сказочная принцесса: всегда в нарядной одежде и с аккуратной причёской. Тане было скучно с нами. Она с детства мечтала о красавце-принце, который приедет на большой белоснежной машине и заберёт её в город.
Спустя много лет я узнал, что Таня вышла замуж за Игоря. Он приехал за ней на белом грузовичке «ГАЗель» и увёз в город. Если предположить, что Игорь всё же был принцем, но скромно умалчивал об этом, то мечты всех героев этой истории сбылись. Ну а иначе и быть не могло!
Свидетельство о публикации №222102600964