Ч. 28 Могли вернуться только раненые

Предыдущая страница  http://proza.ru/2022/10/26/1594

Наиболее реальное объяснение, почему немецкие самолёты не атаковали крейсер и эсминец, хотя самолёт-разведчик заметил отряд, предположил в своих мемуарах вице-адмирал Борис Фёдорович Петров:

«Самолёты противника, посланные атаковать наш отряд, обнаружили два корабля, из которых один был больше, а другой – меньше.

Посчитав их за крейсер и эсминец, атаковали и сбросили бомбы. Тральщик был потоплен…Василий Константинович Стешенко, знакомый штурман с бригады траления, который находился на тральщике, но остался живым, много позже рассказывал мне об атаке «юнкерсов» в тот день.

Бой был жестокий… Стешенко гордился тем, что тральщик и катер отвлекли на себя чуть ли не полтора десятка «юнкерсов» и тем самым помешали удару по новейшему крейсеру».

Через сутки после возвращения  «Молотова» и «Безупречного» в Севастополь  отправился лидер «Харьков». На его борту находилась воинская часть. Мне не удалось выяснить численный состав бойцов и командиров части. На корабль погрузили также большое количество боеприпасов.

«Харьков» следовал по маршруту вдоль Анатолийского побережья. Корабль атаковали двенадцать неприятельских самолётов. От прямых попаданий, благодаря манёврам командира лидера капитана 2 ранга Пантелеймона Александровича Мельникова, удалось уклониться.

Однако некоторые бомбы взорвались рядом с кораблём. Лидер потерял ход, в корпусе появились течи. Воду из трюмов откачивали насосами и вёдрами, поставив цепочкой матросов и пехотинцев.

На помощь «Харькову» из Батуми отправили лидер «Ташкент».
Под его охраной  лидер «Харьков», на котором моряки сумели остановить течь и ввести в строй один котёл и одну машину, смог малым ходом дойти до базы. Там его поставили на ремонт.

18 июня в Севастополь пришёл транспорт «Белосток», доставивший продовольствие. Приняв на борт 500 раненых и 200 эвакуированных, транспорт «Белосток»  в охранении базового тральщика «Якорь» и 5 сторожевых катеров в 21 час 30 минут вышел из Севастополя в Туапсе (http://proza.ru/2021/07/11/361).

Меня восхищает мужество гражданских моряков. Они, в сущности, были безоружными, каждый рейс транспорта  -  игра в рулетку, где самым большим выигрышем была их собственная жизнь.

В 1 час 48 минут «Белосток» в 20 милях южнее мыса Фиолент атаковали немецкие торпедные катера. Торпеда с катера S-102 попала в транспорт, и он в течение 3-х минут затонул. Кораблям охранения удалось спасти только  157 человек.
 
20 июня в Севастополь прорвались эсминцы «Безупречный» и «Бдительный». К этому времени немцы уже заняли Северную сторону и обстреливали из полевых орудий рейд и причал. С кораблей высаживали пехотинцев и разгружали боезапас в Южной бухте.

Эти эсминцы доставляли людей и боеприпасы 23, 24  и 26 июня 1942 года. Эсминец «Безупречный» южнее мыса Айтодор (где расположено  Ласточкино гнездо) атаковали свыше двадцати бомбардировщиков. Несколько бомб попали в корабль. Эсминец переломился и затонул.

Несколько человек успели подобрать моряки с лидера «Ташкент»,  следовавшего в Севастополь. Но командир лидера капитан 3 ранга Василий Николаевич Ерошенко прекратил спасательную операцию людей с «Безупречного» из-за атаки бомбардировщиков.

В числе погибших были командир эсминца капитан 3 ранга Пётр Максимович Буряк и его сын, служивший юнгой, семнадцатилетний Владимир Буряк.

На борту лидера находились примерно тысяча бойцов и командиров, а также груз боеприпасов, который предстояло доставить в Камышовую бухту. В Севастопольскую бухту войти уже было невозможно.
 
Рисковать кораблём и людьми ради спасения нескольких десятков человек, плававших в воде, Ерошенко не мог. Таковы жестокие реалии войны.

В своих мемуарах контр-адмирал Ерошенко написал: «…целые группы моряков, державшихся за плавающие обломки, жестами показывали, чтобы мы не задерживались, шли дальше. Это была последняя воля героев, их наказ оставшимся в строю».

Так это было, или сказано для красного словца, мы не узнаем никогда.

Лидер «Ташкент» атаковали немецкие торпедные катера при подходе к бухте. При разгрузке в Камышовой бухте его обстреливала вражеская артиллерия. Ерошенко принял решение забрать всех раненых, женщин и детей, которых предполагалось разместить на двух кораблях: на «Ташкенте» и «Безупречном».

«…Никогда мы не принимали столько пассажиров, как в этот раз, - говорится в воспоминаниях, - Забиты все кубрики, коридоры и внутренние трапы. Группу женщин с детьми пустили даже в румпельное отделение.
 
На палубе и рострах люди сидят и лежат вплотную один к другому. В темноте белеют бинты перевязок, у многих — с запекшейся кровью. Орловскому, Фрозе и боцману Тараненко приходится приложить огромные усилия, чтобы людской поток не закупорил проходы, необходимые для передвижения команды».

В том походе «Ташкент» доставил и около семидесяти рулонов и тюков знаменитой севастопольской Панорамы Франца Алексеевича Рубо, которую спасли из горящего здания Панорамы героической обороны Севастополя 1854-1855 годов.

Этот бесценный груз убрали в самое безопасное место – кормовые кубрики.
Когда возвращались в Новороссийск, лидер в течение трёх часов атаковывали десятки самолётов противника.

Корабль получил  большие повреждения, невероятными усилиями экипаж удержал лидер в полузатопленном состоянии на плаву. Навстречу «Ташкенту» выслали два эсминца и спасательное судно.

В открытом море перевели на эсминец «Сообразительный» раненых, женщин и детей. Часть из них погибла, включая женщин и детей, которых поместили в румпельном отделении, а часть раненых получили новые ранения в результате атаки фашистских самолётов.

2-го июля немецкая авиация довершила свою работу, потопив в Новороссийске израненный корабль. Погибли во время налёта авиации ещё двенадцать человек из команды лидера. Всего с 27 июня по 2 июля погибла четвёртая часть команды корабля, не считая раненых.

Только в июне корабли эскадры сделали 22 рейса в Севастополь. «Ташкент» был последним надводным кораблём, который доставил в город новых бойцов и боеприпасы. В дальнейшем боеприпасы доставляли на подводных лодках. Но много ли на них можно было доставить?

Всего в июне подводные лодки совершили 52 рейса в Севастополь. С начала июня  Д-5 (3 рейса), Л-24 (4 рейса), С-31 (5 рейсов), С-32 (7 рейсов).

С середины июня Щ-205 (2 рейса), Щ-208 (2 рейса), Щ-209 (2 рейса), Щ-212 (2 рейса), Щ-213 (2 рейса), Щ-214 (1 рейс), А-2 (2 рейса), А- 4 (3 рейса), М-31 (3 рейса), М-32 (1 рейс), М-33 (3 рейса), М-52 (1 рейс), М-60 (1 рейс), М-112 (2 рейса), М-117 (2 рейса), М-118 (3 рейса).

Они доставляли боезапас, бензин и продовольствие, а вывозили из Севастополя раненых и эвакуируемых. 19 июня в 40 милях юго-восточней мыса Айтодор подводную лодку Щ-214, которая шла из Севастополя в надводном положении, атаковали итальянские торпедные катера.

Они потопили лодку. Погибли 46 членов экипажа и около 60 человек эвакуируемых. Спаслись только два советских моряка, находившихся в рубке. Их имена и звания установить не удалось.

Отец мне говорил, что когда корабли приходили из Севастополя, доставляя раненых и эвакуированных,  верхняя палуба на юте была залита кровью.

Продолжение http://proza.ru/2022/10/30/950


Рецензии
Добрый вечер. Замечательные Ваши слова в рецензии:» если бы по косвенным данным не удавалось восстановить последовательность событий, все преступники остались безнаказанными«. Это относится ко всем кроме руководителей. У нас ни одного русского царя не признали преступником? Не положено. Вся власть от Бога.
Большое спасибо за замечательные исторические исследования. Из них очевидно кто является воинским преступником, который погубил огромное число жизней своих подчинённых. Безнаказанность чиновников несомненно приводит снова к огромным жертвам . Страна, которая перенесла такое огромное число погибших людей и снова в огне.
С уважением
Анатолий

Анатолий Клепов   30.10.2022 17:14     Заявить о нарушении
Вечер добрый, Анатолий.
Спасибо за Ваш неравнодушный отклик, с которым я полностью согласен.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   30.10.2022 19:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.