Смешной, трогательный и наивный дон Паскуале Дон П

 Смешной, трогательный и наивный дон Паскуале

"Дон Паскуале", опера Доницетти,  историческая сцена Мариинского театра,  25 октября  2022 года.

Дирижер – 
Гурген Петросян.
Дон Паскуале – Магеррам Гусейнов.
Доктор Малатеста – Вячеслав Васильев.
Эрнесто – Клим Тихонов.
Норина – Екатерина Савинкова.
Карлотто – Николай Гассиев.

"Дон Паскуале" не подвел.  Спектакль был веселым, энергичным, увлекательным, сыгранным и спетым артистами и музыкантами с куражом и изяществом!
Одно удовольствие слушать и смотреть его в ярком воплощении молодыми исполнителями! Уже далеко не первый раз, а все равно  увлекает и вихрь чарующей музыки, и красота  прекрасного пения, и благородная изысканность постановки.
Замечательный вчера был спектакль.
Больше всего меня в нем привлекает исполнитель заглавной роли - Магеррам Гусейнов. Его дон Паскуале восхищает по всем статьям - блестящий вокал, отличная актерская игра, благородная исполнительская манера!  Такой яркий образ он создает!
Поющий и вальсирующий от радости  от предстоящей женитьбы на молодой скромной девушке, дон Паскуале Магеррама Гусейнова, хватающийся за сердце и борющийся с одышкой,  забавно бодрящийся и приосанивающийся, такой смешной, трогательный и наивный, во всем выглядящий, как состарившийся, но в свое время не нарезвившийся подросток, - это, безусловно,  гениальная находка! Комичный, но не обидный и вполне реалистичный образ деятельного старика, с его нетвердой походкой, трясущимися руками, плохо слушающимися ногами и неразгибающейся спиной, удался молодому артисту на славу! Смотреть очень интересно, а еще увлекательнее слушать прекрасное пение Магеррама Гусейнова. Его дон Паскуале  -  талантливо выстроенная и исполненная роль, с прекрасным  вокальным наполнением, замечательной актерской игрой и очень удачным взаимодействием с партнерами, особенно, Эрнесто (Клим Тихонов), племянничком, "горем луковым", как считают слуги.
Герой Клима Тихонова выдержан в лирическом ключе, певец дарит своему персонажу свой мягкий красивый тенор, молодой задор и веселую энергию. Искренне смешит дуэт Эрнесто и дона Паскуале, когда дядюшка объявляет о своем намерении жениться и отказывает племяннику от дома. Эта сцена отлично выстроена, полна забавных трюков и положений, вокальная перепалка родственников вызывает невольный смех, при этом радует хорошем выразительным пением! И созданные артистами образы - Магеррамом Гусейновым и Климом Тихоновым -  полностью вписываются в стилистику оперы-буффа: всё слегка гротескно, немного преувеличено, но легко, весело, необидно, со вкусом, словно понарошку. Такая милая оперная пастораль! Как на сменяющихся картинах в декорациях! Прелесть и изящество, даже в комично-коварных замыслах, любовных терзаниях, ссорах и разборках! Никакой грубой реальности! Все сказанное относится и ко всему спектаклю, и ко всем  персонажам.
Порадовал очень довольный собой доктор Малатеста (Вячеслав Васильев), вдохновитель всей интриги с псевдоженитьбой. Хороший вокальный образ, живой и выразительный персонаж, энергично двигающий сюжет и добавляющий ему увлекательности.
Изящная Норина Екатерины Савинковой блистала вириуозными колоратурами и пассажами, восхищала мягким тембром своего звонкого сопрано, аккуратными верхними нотами, игривыми интонациями и достойной манерой изображения своего персонажа. Ее героиня, живая и задорная, с увлечением разыгрывающая из себя псевдоневесту,  тем не менее она не лишена сочувствия к дону Паскуале. Она явно смутилась и усовестилась, когда в пылу "семейной разборки" закатила  пощечину своему в общем ничем особым не провинившемуся "супругу". Екатерина Савинкова во всех отношениях очень удачно дополнила команду главных исполнителей. 
Настоящее украшение оперы - дуэты и ансамбли. И они вчера замечательно прозвучали. Особенно хороши были лирический дуэт Эрнесто и Норины  в саду,  а также квартет в сцене ложного сватовства и квартет "со свиньей" (которую, видимо, предложили дону Паскуале) в финале первой части.
Хорош был и оркестр под управлением Гургена Петросяна. Звучал выразительно и эмоционально. Прекрасные соло трубы (Сергей Крючков), виолончели (Даниил Брыскин), валторны (Алексей Позин), флейты (Мария Федотова), фагота (Юрий Радзевич).
Нравятся мне в спектакле и балетные вставки -  маски комедии дель арте: Коломбина  (Диана Ермолаева), Пьеро (Илья Бойков), Арлекин (Марат Бикмухаметов), Бригелла (Агамак Бадыргы), Пантолоне (Андрей Королев). Они очень стильно дополняют и музыку, и сюжет, настраивая на нужный лад. Ведь и вся музыкальная история в спектакле рассказывается в этой же манере.
В финале оперы все герои помирились под красивую музыку и зажили мирно и счастливо. Что еще нужно для хорошего настроения? А это, порой, так важно!
Опера-буффа на большее никогда и не претендовала!


Рецензии