Особый Корпус ЖДВ. Глава XV. Эпизоды

ГЛАВА XV.

ЭПИЗОДЫ ИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРПУСА.

Часть 11.

1. Подготовка мастеров стахановского труда и скоростное строительство гражданских сооружений и водоснабжения.

Инженер-полковник Артемьев Д.П.

     Развернувшиеся в Советском Союзе в 1935 г. социалистическое соревнование и стахановское движение коснулись и работы железнодорожных частей. Начав развиваться в частях Корпуса с 1935 г., более организованного характера они достигли в 1938 г. и позднее.
     В 1938 г. инженерное Управление Тихоокеанского флота (ТОФ) по договору со Всесоюзной Строительной выставкой проводило подготовку специалистов строительных профессий. Из Москвы на Дальний Восток были командированы инструктора стахановских методов труда для передачи и распространения своего опыта работы.
     Управлением Корпуса была установлена договорённость с инженерным Управлением ТОФ о проведении, при организованных им курсах стахановских методов труда, сборов красноармейцев и младших командиров из ж.д. частей Корпуса. Сборами преследовалась цель – подготовить из числа лучших специалистов, инструкторов стахановских методов труда, освоивших рациональный инструмент и овладевших передовыми методами работы стахановцев.
     Начальником сборов был назначен, техник производственного отдела Корпуса Калашников В.П. На сборах были подготовлены, каменщики, штукатуры, печники, плотники, столяры, кровельщики и другие специалисты.
Всем окончившим сборы были выданы удостоверения инструкторов стахановских методов труда.
     В производственном отделе Корпуса был установлен персональный учёт трудовой деятельности и результатов работы подготовленных инструкторов. Благодаря такому учёту было известно, где работает каждый инструктор, как он передаёт свой опыт, полученный на сборах, и каких успехов он достиг в выполнении производственных норм выработки. Попытки использовать инструкторов не по специальности пресекались. При отсутствии в частях соответствующих работ, они направлялись временно в те батальоны, где такая работа являлась узким местом при выполнении плана строительства.
     При помощи инструкторов первого выпуска были проведены повторные сборы непосредственно в частях, где занятия по специальностям проводили уже стахановцы, получившие знания и навыки передовых методов труда на курсах ТОФ. Каждый участник сборов обеспечивался закреплённым за ним стахановским инструментом.
     В течении 1938-1940 г.г. во всех частях были подготовлены необходимые специалисты. В результате этого мероприятия степень выполнения «Единых норм выработки» на работах по сооружению жилых и производственно-технических зданий резко повысилась. Если до подготовки специалистов рекордное выполнение норм отдельными исполнителями работ не превышало 150-200 %, то после их подготовки на сборах нормы стали выполняться ими на 300-400 %. Улучшилось и качество работ. В частях был установлен учёт перевыполняющих нормы. Их методы труда и достижения освещались в многотиражных газетах бригад и Корпуса. Личный состав частей стремился перенять и дальше совершенствовать их передовой опыт работы.
     Применение стахановских инструментов и приспособлений оживило работу. В этот период в частях Корпуса было подано много рационализаторских предложений и изготовлено немало различных стахановских приспособлений и инструментов, облегчающих труд и повышающих его производительность. Передовые методы труда стали быстро внедряться в практику работы частей, в первую очередь на строительстве жилых и служебно-технических зданий.

     На строительстве узкоколейной ж.д. Улан-Батор – Налайх (Монголия), Особый строительный ж.д. батальон Корпуса, а затем и 86 батальон в 1938-1939 г.г. построили несколько восьмиквартирных жилых деревянных домов, здание Управления дороги, паровозное депо с мастерскими, пассажирские и линейно-путевые здания. Из-за отсутствия печников и штукатуров все эти сооружения стояли не доделанные.
     Производительность труда имевшихся в батальоне печников не превышала 20 % выработки, предусмотренной «Едиными Нормами». Для выполнения всех печных работ в установленный срок, по подсчетам технической части батальона, надо было направить ему из других частей Корпуса, работавших на Дальнем Востоке, не менее 50 печников. А они там являлись дефицитной специальностью.
     Управление Корпуса командировало в начале 1939 г. в 86 батальон инструктора стахановских методов печных работ Зайцева. С его помощью в батальоне были проведены пятидневные сборы красноармейцев, кто был занят на кладке печей. Ещё раньше техническая часть батальона изготовила схемы кирпичной кладки каждого ряда печей, предусмотренных проектом, проверив их на моделях. При кладке, Зайцевым был обнаружен ряд ошибок  в схемах типовых печей, поэтому у всех ранее выложенных печей в жилых домах щитки нагревались плохо, а в пассажирских зданиях дымили, что было немедленно исправлено.
     На выпускных экзаменах сборов, в присутствии начальствующего состава штаба батальона, красноармейцы практически выполняли уже по две нормы при удовлетворительном качестве работ ( сам Зайцев выполнял четыре нормы). Зайцев провёл в 86 батальоне два сбора по 5-6 человек в каждом, после этого проблема с печниками была решена. Таким же образом была решена задача со специалистами штукатурных работ.
     Рационализаторы части, изготовив ряд приспособлений ( упоров, шаблонов, верстаков) и использовав присланный Корпусом строгальный станок, эффективно организовали и выполнили работы по изготовлению столярных изделий. Творчески с помощью рационализаторов была решена задача по устройству перекрытия паровозного депо и мастерских, сборка и установка металлических ферм, а также изготовление ж.б. кровельных плит в инвентарных формах с применением вибрирования.

     Наряду со строительством путей, мостов, туннелей и других ж.д. сооружений, части Корпуса выполняли в большом объёме, начиная с 1935 г. и работы по постройке жилых зданий на ж.д. узлах и станциях.
     Так, в 1935 г. 18-й полк построил поточным методом на ст. Сучан 10 шлакобетонных четырёхквартирных домов. Работы были выполнены силами приданной роты 7-го полка под руководством, и по проекту организации работ старшего техника полка Свешникова.
     Летом 1937 г. 66-му батальону было поручено построить в трёхмесячный срок во Владивостоке в районе ст. Первая Речка 14 деревянных восьмиквартирных домов.
     По существовавшей в то время технологии работ постройка одного 8-ми квартирного деревянного дома, продолжалась, как правило, более 6-ти месяцев. Производственный отдел Корпуса, совместно с технической частью батальона разработали проект организации скоростного строительства этих домов, который был успешно осуществлён батальоном.
     В 1938 г. с учетом первого опыта скоростного строительства жилых домов на Первой Речке, производственным отделом Корпуса был разработан, совместно с проектным отделом детальный проект организации скоростного строительства деревянных 8-ми квартирных домов. В основу проекта организации работ были положены обеспечение максимально возможных индустриализации строительства, совмещения по времени ряда работ и сокращения времени на выполнение отдельных операций, поточный метод выполнения. С этой целью были внесены изменения в рабочие чертежи типового проекта дома.
     В качестве стенового материала вместо круглого леса, приняты деревянные брусья, легко поддающиеся изготовлению на лесозаводах и стройдворах, и облегчающие заблаговременную обработку сопряжений их в углах и пересечениях стен. В результате этого, брусья вязались в венцы без выполнения на месте врубок в сопряжениях. Закреплялись в углах круглыми деревянными штырями диаметром 38 мм, для которых на месте просверливались отверстия. Вместо шипов, для обеспечения жесткости стен, также устанавливались штыри, а продольное стыкование брусьев делалось торцевым гребнем.
     Кроме того, были внесены изменения в конструкцию стропил и расположения лаг, балок, половых досок и элементов междуэтажного и чердачного межбалочного заполнения. Был намечен раскрой полов и межкомнатных перегородок, с определением точных размеров и количества их элементов для каждого помещения. Всё это обеспечивало возможность производства заблаговременной механизированной заготовки элементов конструкции и обработки деталей на лесозаводе 67 батальона на ст. Угловая.
     Для ускорения кладки печей и обеспечения  высокого её качества, были разработаны схемы-порядовки и детали крепления топочных, поддувальных и вьюшечных дверок.
     На основе переработанных рабочих чертежей деталей дома и разработанного плана рационального складирования на строительной площадке, заранее заготовленных конструкций и материалов, был составлен проект организации и график выполнения скоростного строительства указанных домов, исходя из максимально возможного совмещения времени ряда работ, параллельного выполнения видов и четкое разграничение по времени подготовительного и монтажного периодов.
     В подготовительный период строительства были включены: подготовка подъездных путей, устройство фундаментов, подготовка площадок для рационального складирования материалов и конструкций по размерам, маркам и месту установки, для заготовки недостающих деталей и сборки конструкций.
     Число и состав команд по специальностям и квалификации исполнителей были определены в соответствии с поточным методом. Подготовка специалистов каждой команды потока по её операциям, проводилась в подготовительный период, что обеспечивало высокую производительность труда.
      В поточном графике для каждой команды устанавливались физические объёмы работ на весь период строительства и на каждый день работы. Для всех команд потока были установлены необходимые стахановские инструменты, легкие инвентарные приспособления (подмости для печных, штукатурных и малярных работ), подъёмные и другие механизмы.
      По графику работ срок постройки каждого дома в потоке с подготовкой к заселению (без работ второго года по устранению послеосадочных явлений) составлял 15 суток, а шаг потока равнялся четырём суткам, так что каждые 4 дня закачивался дом.
     В ходе строительства производились штукатурка и побелка только потолков и внутренних перегородок. Послеосадочный ремонт построенных домов производился в порядке 2-й очереди работ – на следующий год. Он включал в себя штукатурку капитальных стен и выполнения всех малярных работ.
     При наличии типового проекта организации строительства, на месте не требовалось составлять никаких дополнительных графиков и заявок. Он содержал в себе всё необходимое для планирования, материального обеспечения, производства работ и контроля за ходом выполнения строительства.
     Подготовленные на курсах стахановских методов труда, кадры специалистов по основным профессиям для строительства жилых и служебно-технических зданий, оснащённые специальными инструментами и приспособлениями, дали возможность успешно осуществить запроектированную организацию скоростного строительства указанных зданий.
       Летом 1938 г. во Владивостоке на Первой Речке силами сводной роты 66 батальона (совместно с ротой  Кирнарского А.М.) впервые по типовому проекту организации работ было построено 10 двухэтажных 8-ми квартирных деревянных домов. Руководил строительством помощник командира 66-го батальона по технической части Кузнецов Н.И. Заготовку деревянных конструкций и деталей домов для строительства выполнял 67 батальон на стройдворе ст. Угловая.
     В 1939 г. большое количество 8-ми квартирных домов было построено по типовому проекту частями 5-й бригады на строительстве линии Манзовка – Варфоломеевка. Большую организаторскую работу по строительству домов на этой линии провел начальник производственного отдела бригады военинженер 3-го ранга Брыкин С.В. Контроль за организацией и выполнением строительства домов 5-й бригады со стороны Корпуса осуществлял военинженер 3-го ранга Шерман М.Э.
 
     Не менее характерным примером успешного внедрения скоростных методов производства работ служит сооружение устройств водоснабжения на линии Манзовка – Турий Рог и Камень Рыболов. Объекты водоснабжения на этих станциях включали в себя, помимо основных устройств, сложные сооружения, обеспечивающие механическую и химическую очистку воды.
     На линии Манзовка – Турий Рог к 1939 г. почти все основные работы были закончены, но ни один пункт постоянного водоснабжения не действовал из-за неготовности монтажа насосных станций.
     В частях 1-й бригады, работавшей на этой линии, не было специалистов по устройствам водоснабжения, завезённое оборудование было некомплектным, не хватало фасонных частей. По решению руководства Корпуса был сформирован нештатный монтажный поезд для монтажа оборудования насосных станций и установки других устройств водоснабжения. Поезд состоял из нескольких вагонов, оснащённых необходимым станочным оборудованием, механизмами и инструментами и был укомплектован специалистами из Корпусного ж.д. парка: слесарями по монтажу трубопроводов, механиками по установке силового оборудования, станочниками, электриками и др. Все фасонные части и оборудование водоснабжения впредь направлялись только в адрес монтажного поезда.
     Работы по монтажу возглавлялись, инженером производственного отдела Корпуса воентехником 1-го ранга Ионко Л.И. Монтаж был организован поточным методом.
     По окончании монтажа насосной станции и доделок на водопроводной линиях, производились испытания силовых установок, всё испытывалось в действии, и сдавалась по акту батальону, как генеральному подрядчику. Этим же монтажным поездом демонтировались действовавшие на линии временные пункты водоснабжении.
     В течении трёх месяцев были смонтированы все насосные станции и ликвидированы недоделки на водопроводных линиях. Всё это позволило снять ограничение пропускной способности линии.

По воспоминаниям инженер-полковника Вожжева П.В.

     В борьбе за повышение производительности труда и за ускорение темпов строительства проявлялся и множился патриотизм и массовый трудовой героизм среди личного состава частей Корпуса. Иллюстрацией к этому является сооружение водозаборного устройства на реке Малая Сица для водоснабжения ст. Сучан.
     Движение организованных поездов до ст. Сучан было открыто 1 июля 1934 г. Снабжение паровозов водой временно было организовано из реки Малая Сица. К реке был уложен временный ж.д. путь, а в реку опущен небольшой водозаборный колодец и установлен насосный агрегат «Возрождение».
     В зиму 1934-1935 г.г. русло реки М. Сица промерзала на 1-1.5 м. Подрусловый поток резко понизился и водозаборный колодец остался без воды. Водоснабжение прекратилось. Было принято решение – построить новый водозаборный колодец с дренажной галереей, пересекающий подрусловый поток по всей ширине реки на глубину до 3 м.
     Работы были начаты в январе 1935 г. в аварийном порядке и выполнялись ротой 18 полка, командир роты  Кирнарский А.М., работами руководил помощник командира батальона Вожжев П.В.  Ограниченные сроки работ, заставили, не ожидая изготовления бетонных дренажных труб, сделать на месте деревянные звенья труб квадратного сечения 100х100 см, длиной 1 м, в количестве 100 штук.
      Траншея для укладки труб разрабатывалась экскаватором с рыхлением промерзшего грунта взрывами. Работы проводились в трудных условиях, вызванных подпором воды в траншее, недостатком водоотливных средств, сложностью погружения деревянных звеньев, обладавших высокой плавучестью, и приближением весеннего паводка.
     Гусеницы экскаватора постоянно находились под водой. Планировка дна траншеи и укладка труб по уровню, с подведением нижних выступов звеньев в гнёзда, уже уложенных и закреплённых звеньев, проводилась в ледяной воде, без спецодежды, очень мало было резиновой обуви. Работы в таких условиях велись медленно и часто прерывались. Порой казалось, что срыв срока их выполнения неминуем. Только благодаря массовому энтузиазму, изобретательности, высокой сознательности личного состава роты и трудовому героизму её бойцов – ефрейтора Палтова и рядового Бурдакова, работы упорно продолжались.
     Разработку траншеи стали вести небольшими участками. По мере продвижения вперёд, экскаватор захватывал грунт, поворачивался на 180 градусов и позади себя отсыпал перемычку, уменьшая этим площадь рабочего участка траншеи настолько, чтобы обеспечить понижение уровня воды водоотливными средствами. Такая технология работ давала возможность производить грубую планировку дна траншеи под водой. После этого два бойца в резиновых сапогах, в нижнем белье (!!??), несмотря на сильный мороз, спускались в траншею и вручную в ледяной воде укладывали очередное звено дренажной трубы по уровню и заводили его нижние выступы в пазы предыдущего элемента.
      После укладки звена, бойцы бегом отправлялись в натопленный вагон, меняли там нижнее бельё, одевались и грелись горячим чаем. Самое удивительное – простудных заболеваний в роте не было. При этом, все эти довольно рискованные действия, были инициативой исполнителей – Палтова и Бурдакова, а не приказов или предложений начальствующего состава ( Да, таким людям надо было при жизни памятники ставить, уму непостижимо!!! Прим. ИМЗ). Их творческий энтузиазм и героизм помогли окончить работы до наступления весеннего паводка и обеспечить водой движение поездов, вывозивших уголь для нужд страны и Тихоокеанского флота из Сучанского бассейна.

2. Лесозаготовки на линии Манзовка – Варфоломеевка (ст. Буянки).

Инженер-полковник Резвецов Б.А.

В 1937 г. на 83 отдельный строительно-путевой ж.д. батальон 5-й бригады (командир батальона военинженер 3-го ранга Финогенов А.А., а с декабря майор Журавлёв В.В.) дислоцированный на ст. Буянки линии Манзовка – Варфоломеевка, в полосе глухой Уссурийской тайги, была возложена задача: валка леса и заготовка деловой древесины для строительства гражданских и других сооружений, широко развёрнутого к этому времени в частях Корпуса.
      В валке леса личный состав батальона имел небольшой опыт. Работая в тайге, он освободил от леса большие площади для полосы отвода под ж.д. линию и постройку лагерей воинских частей. Что касается заготовки делового леса, то людей знающих это дело в батальоне не было, что отразилось на низком качестве заготовленного в 1937 г. строительного леса, из заготовленной древесины лишь 20 % оказалась деловой. В последующие годы рубка леса производилась выборочно, для чего в летние месяцы делалась таксация лесного участка, определялись лесосеки, и на них производилась маркировка деревьев, предназначенных для рубки опытными вольнонаёмными лесниками, что значительно повысило качество заготовленной древесины, а весь дровяник оставался на корню.
      Для заготовки пиломатериалов на ст. Буянки батальоном был построен лесопильный завод, на котором были установлены две стационарные пилорамы «Болиндер», две лесорамы типа РПШ и несколько шпалорезок. Все механизмы приводились в движение двумя паровыми локомобилями мощностью 50 и 75 л.с., топливом для которых служили отходы производства. Работа на заводе производилась круглосуточно, в три смены. Завод выпускал различные пиломатериалы: шпалы, строительный брус, доски и различные готовые детали для строительства гражданских сооружений. Круглосуточная работа завода обеспечивала ежедневно отправку по нарядам Корпуса одного – двух ж.д. составов готовой продукции, которая грузилась вручную. Распиловка леса и погрузка готовой продукции производилась ротой старшего лейтенанта Масленникова.
     Работы по заготовке леса были организованы следующим образом. В летние месяцы на делянках, предназначенных для валки леса, расположенных от ст. Буянки на расстоянии 10-15 км, расчищались площадки для складирования срубленного леса, так называемые верхние склады. С верхних складов к нижнему складу, расположенному на ст. Буянки в районе лесозавода, строились автодороги с разъездами в узких местах (зимой ледяные дороги). Когда лесосеки удалялись на значительное расстояние, то к одному из верхних складов (около 12 км) на зимнее время от ст. Буянки была уложена временная ж.д. ветвь нормальной колеи, сезонного типа без балласта (с подбивкой снегом).  Это давало возможность сократить подвоз на автомашинах с дальних участков и отгружать круглый лес в течении всей зимы заказчикам напрямую, минуя склад в Буянках. В 1938 г. строительство и содержание указанной ветви было возложено на роту капитана Гусельникова А.А. (командуя пулеметами батальона погиб при попытке прорыва у ст. Гусятин на Западной Украине в июле 1941 г. Прим. ИМЗ), который обеспечивал бесперебойную работу ветви в течении всей зимы.
     Для содержания автомашин и их ремонта в двух пунктах каждой  протяженной грунтовой дороги строились гаражи. Обычно, верхних складов, освещаемых прожекторами, подготавливалось на сезон заготовок по 4-5 штук, общая протяженность автомобильных дорог составляла 50-60 км. Автодороги устраивались с наступлением холодов намораживанием льда.
     Рубка леса производилась в зимние месяцы, для чего в ноябре в тайгу направлялись 2-3 роты, которые размещались в утеплённых «гессенских» палатках, освещенных электричеством, снабжённых радио. Валка леса производилась ручными поперечными пилами с утра и до наступления темноты. Для точки топоров и пил, в ротах были выделены красноармейцы, которые занимались точкой и разводом пил в вечернее и ночное время.
     Трелёвка срубленного леса на верхние склады производилась конной тягой на санях и подсанках, для чего в батальоне сосредотачивалось за счёт частей бригады до 200 лошадей. На всех складах лес складывался в штабеля в зависимости от размеров леса, что облегчало его учёт и обработку. Валку леса и все работы на верхних складах возглавлял помощник командира батальона по техчасти капитан Тихонов И.И., проявлявший много энергии и инициативы в организации лесозаготовок.
     Вывозка леса производилась круглосуточно, главным образом, автомашинами ЗИС-5 с одноосными трёхтонными автоприцепами, для чего в батальоне сосредотачивалось 30-35 автомашин. При работе автомашин на вывозке леса было установлено, что сила тяги автомобиля ЗИС-5 с трёхтонным автоприцепом, загруженного 6-ю кубометрами леса, полностью не используется. Для полного использования силы тяги были приняты следующие меры: усилена ось и рессоры прицепа, что позволило грузить на автомашину 10-12 кубометров. В связи с большим дефицитом авторезины, в батальоне собственными силами были построены санные автоприцепы, которые с успехом использовались на перевозках древесины по ледяным дорогам.
     Из 35 автомашин, как показала практика, одновременно работало только 16-20 штук, остальные находились в ремонте. Текущий ремонт автомашин, осуществлялся ремонтными мастерскими и аварийной автолетучкой с необходимым набором автодеталей и баком горячей воды. Это мероприятие давало возможность оказывать техническую помощь автомашинам, остановившимся в пути из-за каких либо неисправностей, и брать их в крайнем случае на буксир.
     В зимней  тайге практиковалось безгаражное содержание машин: устанавливался вертикальный паровой котёл, от которого прокладывался паропровод вдоль площадки для стоянки автомашин; в паропровод монтировались по количеству машин краны; у автомашины вместо спускного крана водяной системы ввёртывался специальный штуцер, на который был надет резиновый шланг, соединённый с паропроводом. Перед заводкой машины через двигатель пропускался пар, который быстро грел блок и картер автомашины, после резиновый шланг снимался, и заливалась горячая вода.
     Для поддержания автодорог в исправном состоянии и ликвидации выбоин, на каждые 2-3 км дороги выделялись два бойца с бочкой воды на одноконных санях, в обязанности которых входило производство мелкого ремонта дороги и заделка выбоин путём замораживания.
     Для руководства и контроля за погрузкой, разгрузкой и движением автомашин была организована диспетчерская служба, следившая за движением автомашин по графику. На каждой линии располагалось 2-3 блокпоста, у которых дежурили машины техпомощи. Дежурный диспетчер был связан телефонной связью с местами погрузки, разгрузки и блокпостами, что давало возможность в случаях задержек движения и происшествий принимать соответствующие меры. Телефонная связь обеспечивалась наличием коммутатора на 30 номеров на нижнем складе в Буянках, где находилась центральная диспетчерская.
     Погрузка и выгрузка древесины на верхних складах, из-за отсутствия кранов производилась вручную, исключение было на верхнем складе 12 км, куда доходила ж.д. ветка, там работал кран на ж.д. ходу грузоподъемностью 15 т.
     Значительное внимание со стороны командования батальона уделялось контролю за точным учетом древесины при сдаче её на нижний склад.
     Большая работа проводилась с личным составом, также по вопросу строгого выполнении правил техники безопасности, поскольку валка леса, погрузка и выгрузка его, особенно в ночное время и др. работы требовали строгого соблюдения правил техники безопасности. Поэтому травматические случаи были редкостью.
     С наступлением тёплого времени, в конце марта, зимние ледяные дороги приходили в негодность. Вывозка и заготовка древесины прекращалась. В летние месяцы для сохранения древесины от порчи жуками-короедами в лес направлялись команды человек 10-15 во главе с младшим командиром для ошкуривания находящихся на верхних складах леса, не вывезенного за зиму.
      Объём заготовленной за сезон древесины составлял в 1937 г. 100 тысяч кубометров, а в последующие годы доходил до 115-125 тысяч кубометров. Выполнение повышенного плана лесозаготовок обеспечивалось усилением батальона личным составом, техникой и конским составом за счёт частей 5-й и других бригад, широким внедрением стахановских методов работы и систематической помощью батальону со стороны командования бригады.
     Организация лесозаготовок в Буянках, уже в 1937 г. позволил 5-й бригаде развернуть строительство деревянных зданий вне зависимости от централизованного снабжения лесом, тем самым освободить ж.д. транспорт от излишних перевозок.

3. Заготовка кирпича и извести.

     В 1937 г. на 67 отдельный строительно-путевой ж.д. батальон 3-й бригады, усиленный личным составом за счёт частей других бригад, была возложена заготовка кирпича и извести для нужд частей Корпуса.
     Батальону  были переданы кирпичные заводы: на ст. Угольная, на ст. Даубихе и с 1939 г. в Новонежино. Известковый завод полевого типа находился на берегу р. Сучан у подножья скалы Сенькина Шапка. Кирпичные заводы обслуживала 3-я рота, под командой Моложавого. До получения экскаваторов, погрузка глины производилась вручную. Сырец изготавливался в летние месяцы, обжиг кирпича производился в напольных печах круглый год. Загрузка печей производилась тачечной возкой. С 1939 г. стали применять для этой операции ленточные транспортёры.
     Большую изобретательность проявляли работавшие на кирпичном заводе специалисты по изготовлению кирпича красноармеец Кошечкин, сержант Максаков, старшина Горшков, командир взвода Симеляк.
     Все три завода в целом выпускали 9 млн. штук кирпича в год. В 1939 и 1940 г.г. завод на ст. Угольная выпускал стабильно уже 3.5 млн. штук кирпича в год.

4. Работа деревообделочных мастерских на ст. Угловая.

     Деревообделочные мастерские на ст. Угловая были в 1937 г. поручены 67 батальону, которым были организованы лесопильный и столярный цехи. Лесопильный цех обслуживала рота под командованием Тарасова, В цехе были установлены две пилорамы «Болиндер», два четырёхсторонних строгальных станка, станки для изготовления кровельной щепы и штукатурной дранки. Цех выпускал различные пиломатериалы, стеновой брус, половые доски, плинтусы с галтелями (желобками) для всех частей Корпуса.
     Столярный цех с сушилкой обслуживала рота Стрелецкого. Цех имел два отделения: заготовительный и сборочный, которые работали на первых порах с невысокой производительностью. В 1939 г., в связи с ростом потребности в столярных изделиях, была произведена реконструкция цеха. Помещения были отоплены, сделана хорошая вытяжная воздушная вентиляция, станки везде были поставлены в соответствии с требованием поточного производства. По предложению сержанта Кушнерова и красноармейца Зарецкого, столярные изделия стали готовить блоками, но без остекления. До этого оконные и дверные коробки отправлялись в части отдельно от рам и дверей. Производительность труда, от всех принятых мер, повысилась в полтора раза. Для готовой продукции был построен большой крытый склад и к нему подведён  ж.д. путь. Вагоны под погрузку подавались мотовозами внутрь склада, где погрузка велась консольной кран-балкой и талями.
     В 1940 г. из отходов было организовано изготовление мебели для квартир начсостава батальона, бригады и всего Корпуса, а в дальнейшем для служебно-технических зданий и нужд частей. Это освободило Корпус от завоза мебели из Западных районов страны.
     Для обеспечения цехов электроэнергией, ремонта механизмов и станочного оборудования, а также транспортных нужд, в батальоне имелись свои электростанции, ремонтная мастерская и автомобильный парк. Весь комплекс этих цехов обслуживался ротой Новикова.

5. К испытаниям местных материалов.

Инженер-полковник Богоявленский В.Н.

     Репрессии, прокатившиеся по стране в период 1937-1938 г.г. вызвали у людей страх, неуверенность и перестраховку в любых делах, включая и строительство.
      В январе 1938 г. для изготовления бетонного опускного колодца на строительстве моста через реку Цемухе, на перегоне Шкотово – Смоляниново, из Владивостокского каменного карьера 3-й бригады поступило около 120 куб. м щебня, по которому имелось положительное заключение Корпусной лаборатории. Щебень был разгружен в расходные бурты рядом с камерами для подогрева инертных зимнего бетонного завода и частично загружен в эти камеры. За несколько часов до начала бетонирования, когда механизмы, материалы и рабочий состав трех смен были подготовлены к началу работы, поступила из Корпуса телеграмма, запрещавшая применение щебня для колодца, на основании отрицательного заключения видного специалиста, профессора Политехнического института Владивостока. В заключении говорилось, что компоненты породы щебня (твердая порода с временным сопротивлением свыше 1000 кг/см. квадратный.) таковы, что камень может с течением времени под атмосферным воздействием разлагаться.
     Чтобы сократить до минимума срыв графика работ, рота 31-го мостового батальона, строившая мост, была поставлена на добычу, грохочение (разборка по фракциям) из русла реки вручную гравия при помощи сит и ручных грохотов. Заготовка необходимого количества гравия заняла около двух суток работы в три смены при температуре  минус 15-28 градусов. Щебень пришлось выгребать из камер для подогрева, а бурты сбросить под откос насыпи, дабы освободить место для гравия.
     В результате, изготовление опускного колодца было задержано на несколько смен. Когда бетонирование было закончено, пришла вторая телеграмма, говорившая, что щебень разрешается употреблять для бетона опускных колодцев (!!!). Управление Корпуса обратилось к специалистам за разъяснениями и выявилось, что, заключение объясняло разложение щебня в течении длительного времени (3-4 тысячи лет) под воздействием атмосферного воздуха, чего в бетоне не могло быть.

6. Усовершенствование расчета и конструкции деревянных труб системы ЦИСа.

     Деревянные трубы системы ЦИСа (1932-1933 г.г.) были рассчитаны лишь на вертикальное и боковое (горизонтальное) давление. Продольные по отношению к оси трубы силы, возникающие от насыпи, как сыпучего тела (в особенности в процессе отсыпки и усадки насыпи), не учитывались. В результате несколько десятков деревянных труб на линии Кангауз – Сучан, принятых Корпусом от треста «Дальстройпуть», в процессе их засыпки в скором времени начали деформироваться. Поперечные деревянные рамы, из которых они состояли, стали наклоняться от оси пути к оголовкам. Силы, опрокидывающие рамы, были настолько значительными, что принимавшиеся меры, например соединение рам вдоль трубы металлическими затяжками, или постановка вдоль стенок труб отдельных групп подкосов, упираемых в продольные прогоны в углах труб, не достигали цели. Металлические затяжки разрывались, рамы подкосов раскалывались и ломались. Наклон продолжал увеличиваться.
     Инженеру Иванову С.А., работавшему в нештатном проектном отделении Управления 3-й бригады, было поручено запроектировать деревянную трубу по новой схеме, с учетом возникающих сил. Он рассчитал и сконструировал продольные подкосные крепления для высот насыпи до 12 м. В соответствии с этим проектом было построено несколько деревянных труб на линии Смоляниново – Дунай и Сучан- Находка. Эти трубы были покрыты снаружи и изнутри антисептической обмазкой и прослужили шесть с лишним лет (1934-1940 г.г.) в процессе временной эксплуатации линии, а в 1940 г. были сданы в хорошем состоянии, без замечаний, в постоянную эксплуатацию Приморской ж.д.


7. Заключение.

          Производственная деятельность частей Особого Корпуса железнодорожных войск описана далеко не полностью. Практика строительства новых и реконструкция существовавших железных дорог в условиях Приморского, Дальневосточного Краев и Забайкалья,  совмещённая с регулярной боевой подготовкой, обогатило личный состав Корпуса ценным производственным и организационным опытом, воспитывало у кадров начальствующего и всего личного состава волю к преодолению трудностей и решимость на безусловное выполнение задач поставленных Партией, Правительством страны.
     Атмосфера государственной важности дела объединила личный состав частей в крепко спаянные воинские коллективы, готовые ради выполнения «Правительственного задания» идти в «огонь и воду».  Много массовых трудовых подвигов воинов-железнодорожников приходилось на работы в ледяной воде, при катастрофических ливневых наводнениях.
     Особый Корпус железнодорожных войск был для личного состава школой мужества, патриотизма, мастерства, творческой инициативы и трудового энтузиазма.
     Велика была роль Корпуса в освоении Дальнего Востока, в его экономическом, политическом и культурном развитии в результате осуществлённого железнодорожного строительства. Оставленные местным организациям обжитые военные городки, благоустроенные пристанционные железнодорожные поселки послужили во многих местах ядром и базой для развития крупных населённых пунктов и городов, как Находка, Арсеньев (Даубихе), Камень-Рыболов, Смоляниново, Угловая, Озерные Ключи, Платоновка, Ново-Качалинск и других.
     Малонаселенные глухие таёжные места, превращались в культурный,  оживлённый край с быстро развивающийся индустрией. В числе пионеров развития чудесного Приморского Края видное место принадлежит руководителям, политработникам, бойцам – всему личному составу подразделений, частей, бригад и Управления Особого Корпуса ж.д. войск. Много сил и труда вложили воины Корпуса в повышении обороноспособности Дальнего Востока и Тихоокеанского флота.
     Славные трудовые традиции и опыт предвоенных лет положительно сказались в тяжелые годы испытаний в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.
    

Архив Историко-Мемориального Зала ЖДВ.
В. Петропавловский. Октябрь 2022 г.
    

    
    



      

    

    


Рецензии
Сколько бы не читал и не воспринимал все сложности при выполнении множества строительных работ на Дальнем востоке СССР воинами Особого Корпуса ЖДВ РККА, поражаешься тому, как люди могли так работать! Конечно, это была другая эпоха, возможности и обстановка. Но ведь это живой пример массового героизма десятков тысяч советских людей в военной форме, заложивших основы развития всего Дальнего востока! Значение их подвига огромно, и о нём обязательно надо знать народу России. У нас есть с кого брать пример мужества, самопожертвования и патриотизма. Как это нужно сейчас народу России!!!

Сергей Лелеко   27.10.2022 21:44     Заявить о нарушении