Мотивация противников войны

 
Проекция романа «Униженные и оскорбленные» Ф. М. Достоевского на ситуацию в стране. - М. Шульгин, Сочи - 2022

Цель работы
показать читателю основные аспекты воззрений Ф.М. Достоевского в романе «Униженные и оскорбленные» на феномены эгоизма и нравственности и как они повлияли сегодня на политическую ситуацию в обществе

Идея нашего обозрения

Ф.М. Достоевский подметил и описал происки идей влияния Запада в российском обществе середины ХIХ века, которые активно продвигались в последние годы под флагом первостепенности либеральных свобод, привели к активизации мотивов сохранения этих свобод в условиях объявления спецоперации   

Основные посылы в романе (месседж):

а) показать беспринципный эгоизм выживания - «жить для себя за счет других» - прибегая к влиянию, связям, лжи, наглости, подлости и лицемерию (колониальная позиция);

б)вскрыть социальные мотивы оправдания эгоизма:
«в основании всех человеческих добродетелей лежит глубочайший эгоизм, и чем добродетельнее дело, тем больше тут эгоизма»;

в) показать феномен соглашательской позиции, обеспечивающей выживание: «я на все согласен, лишь бы мне было хорошо и нас таких целый легион».


Основу политического и философского воззрения на сферу духовности и нравственности в романе «Униженные и оскорбленные» мы находим в откровении князя.
Здесь можно выделить ряд положений, отражающих принципы, а лучше сказать беспринципность некоторых психологических характеристик князя

1. Оправдание подлости

«Я не хотел лишать ее счастья, считать себя жертвенной, несчастной, проклинающей меня всю свою жизнь» (оправдание обмана влюбленной в него матери Нелли – он оставил ее с ребенком без средств за границей, не отдал денег).

2. Использовать подноготную человека

 «Если бы могло быть, что каждый из нас описал свою подноготную, то в чем он сам боится признаться самому себе – то на свете поднялся бы такой смрад, от которого бы все задохнулись.  Вот почему приличия и нравственность служат для комфорта».

3.Смелость быть откровенным – шокировать других, манипулировать сознанием слушателя

«Вы вправе обвинять меня в пороке и разврате возможно потому, что я откровеннее других, не утаиваю того, что другие скрывают даже от самих себя».

4.Быть свободным от обязанностей

"Я давно освободил себя от всяких пут и обязанностей. И считаю себя обязанным только тогда, когда это приносит мне какую-нибудь пользу. Вы же не можете так смотреть на вещи; у вас ноги спутаны и вкус больной. Вы тоскуете по идеалу, по добродетелям. И я был раньше к этому готов"

5.Искать в добродетелях проявления эгоизма

"Я уже наверно знаю, что в основании всех человеческих добродетелей лежит глубочайший эгоизм. И чем добродетельнее дело, тем больше тут эгоизма".

6.Расценивать жизнь как коммерческую сделку               

«Даром не бросать денег, платить за услуги, и вы исполните свои обязанности перед ближним – вот моя нравственность».

7.Брать даром то,что плохо лежит

«Да и лучше бы не платить другим вовсе, а суметь заставить их делать все даром» (за стеклянные бусы - отголоски психологии колониалистов).

8.Быть свободным от идеалов

«Идеалов я не имею и без них можно мило прожить. Люби чины, вино, а более всего женщин и во всяких видах».
 
9.Если разврат,то обязательно с грязцой

«Люблю потаенный разврат с грязцой, для разнообразия».

10. Выглядеть своим, быть гибким, не гнушаться изменой

"Я живу в обществе пустом среди дураков.
Я им поддакиваю и вроде стою за них горой, а при случае, я первый же их оставлю".

11. Придерживаться соглашательской позиции

"Я на все согласен,
лишь бы мне было хорошо и нас таких целый легион".

12. Выживать в любой ситуации

«Мы выживем всегда,
поскольку мы феноменально живучи, и сама природа нам покровительствует.

Заключение

Ф. М. Достоевский подметил и описал проявление деструктивных колониальных по сути идей западного мира, которые исторически развились в нашем обществе и остро проявились в условиях спецоперации.

Следование идеям первородства личных свобод и прав над обязанностями, привело последователей этих идей (даже бессознательных)в стан противников спецоперации.
Это движение прикрылось лозунгом борцов "Мы за мир", но фактически было обусловлено мотивами сохранения комфорта, позицией избежания проблем и инстинктом выжить любой ценой. Они - то и породили такие действия как: соглашательство, предательство, бегство от мобилизации

Как итог мы вдруг узнаем, что толпы беглецов почему то скопились на границах.


Рецензии