лс. Пушкин. Как серпом по... oeufs

 Пушкин,
 Как серпом по oeufs
 
Сегодня что-то брело  ... брело  ... и   взбрело: курица и яйцо и Наше Всё

 Есть слова великорусского языка, которые Пушкин использовал в стихотворениях (без учета 1 романа, писем и неск. драм и поэм) и только 1 раз

  к ним относится ЯЙЦО...

 oeufs  на великорусском звучит как (ёф) произносится почти как Ох! с добавлением вербального соуса типа «твою .. налево…» (если удар косаря был справа)
 
Тема: лирика Пушкина, Сеятель, серп и жатва
Яйцо …
Важная вещь
А два … так и не описать
Но Пушкин в своей лирике только упомянул раз оное:
в 1832 г  в творении на мотив дантевого Ада =

                И дале мы пошли – и страх обнял меня.
                Тогда услышал я (о диво!) запах скверный,
                Как будто тухлое разбилось яйцо,
                Иль карантинный страж курил жаровней серной.

Согласно ФЭБ: при жизни Пушкина напечатано не было. Перебеленный, с поправками, автограф — ПД № 182. Опубликовано Жуковским в посмертном издании сочинений Пушкина, т. IX, 1841 как второе из „Подражаний Данту“ (первое — „В начале жизни школу помню я“). Общий редактор тома — М. А. Цявловский. Контрольный рецензент — С. М. Бонди. Научное описание“. Сост. Л.Б. Модзалевский и Б.В. Томашевский, 1937

Но мы, фра, не о яйце, а о серпе.

1832. Пушкин  в письмах к жене  собрал жатву на тему «кокюаж» и штудирует дневник Данжо, диссертацию «Галантные Дамы» аббата Пьера Брантома и  канто Ада Данте Алигьери…
Такое впечатление, что ему хочется схватить в руки серп и … кинуться на царя

Серп жы не упомянут им ни разу! 
 
***

В стабильном нашем ликбезе Серп мы встретили в следующих текстах сети:

(0)
Библия Апокалипсис = Откровение Иоанна о видениях и озарениях на о-ве Патмос

14 глава
13 И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мёртвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними.
14 И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп.
15 И вышел другой Ангел из храма и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке: пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела.
16 И поверг сидящий на облаке серп свой на землю, и земля была пожата.
17 И другой Ангел вышел из храма, находящегося на небе, также с острым серпом.
18 И иной Ангел, имеющий власть над огнём, вышел от жертвенника и с великим криком воскликнул к имеющему острый серп, говоря: пусти острый серп твой и обрежь гроздья винограда на земле, потому что созрели на нём ягоды.
19 И поверг Ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божия.
20 И истоптаны ягоды в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий.

Откровение Иоанна Библия: https://bible.by/syn/66/14/

Иоанн (по канону догматического богословия христологии), а может его служка полуграмотный Прохор (по устной традиции  и сплетням островных монахов)  так поведал об идее Страшного Суда, когда Судия берет в руки Серп и приступает к «жатве среди праведников и  грешников», чтобы острием орудия собрать свой урожай и отделить чистых от грязных 

Возможно этот серп христанские теологи  позаимствовали из теогонии  древних … вспомнив, что люди обязаны своим происхождением  серпу Геи и смелости ее сына Кроноса :

(1)
Миф о Гее, Уране, Кроносе и серпе

Гесиод. Теогония

Злое пришло ей на ум и коварноискусное дело.
Тотчас породу создавши седого железа, огромный
Сделала серп и его показала возлюбленным детям,
И, возбуждая в них смелость, сказала с печальной душою:
«Дети мои и отца нечестивого! Если хотите
и;;;;;;;;;;: ;;;;;; ;; ;;;;; ;; ;;;;;;;;; ;;;;;;.
;;;; ;; ;;;;;;;; ;;;;; ;;;;;; ;;;;;;;;;
;;;;; ;;;; ;;;;;;;; ;;; ;;;;;;;; ;;;;; ;;;;;;;;:
;;;; ;; ;;;;;;;;;;, ;;;;; ;;;;;;;;; ;;;;:
;;;;;; ;;;; ;;; ;;;;;; ;;;;;;;;;, ;; ;; ;;;;;;;
Быть мне послушными, сможем отцу мы воздать за злодейство
Вашему: ибо он первый ужасные вещи замыслил».
Так говорила. Но, страхом объятые, дети молчали.
И ни один не ответил. Великий же Крон хитроумный,
Смелости полный, немедля ответствовал матери милой:
;;;;;;;;;, ;;;;;; ;; ;;;;; ;;;;;;;;; ;;;;;
;;;;;;;;: ;;;;;;;; ;;; ;;;;;; ;;;;;; ;;;;.
;; ;;;;: ;;;; ;; ;;; ;;;;;; ;;;; ;;;;, ;;;; ;;; ;;;;;
;;;;;;;;. ;;;;;;;; ;; ;;;;; ;;;;;; ;;;;;;;;;;;
;; ;;;;; ;;;;;;; ;;;;;;;; ;;;;;; ;;;;;;:
«Мать! С величайшей охотой за дело такое возьмусь я.
Мало меня огорчает отца злоимянного жребий
Нашего. Ибо он первый ужасные вещи замыслил».
Так он сказал. Взвеселилась душой исполин¬ская Гея.
В место укромное сына запрятав, дала ему в руки
;;;;;, ;;; ;;; ;;;;; ;; ;;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;
;;;;;, ;;;; ;;;;;; ;; ;;;;;;;;; ;;; ;;;;;;;
;;;;;;;;: ;;;;;;;; ;;; ;;;;;; ;;;;;; ;;;;.
;; ;;;;: ;;;;;;; ;; ;;;; ;;;;; ;;;; ;;;;;;:
;;;; ;; ;;; ;;;;;;; ;;;;: ;;;;;;; ;; ;;;;;;
Серп острозубый и всяким коварствам его обучила.
Ночь за собою ведя, появился Уран и возлег он
Около Геи, пылая любовным желаньем, и всюду
Распространился кругом. Неожиданно левую руку
Сын протянул из засады, а правой, схвативши огромный
;;;;; ;;;;;;;;;;;;: ;;;;; ;; ;;;;;;;;; ;;;;;.
;;;; ;; ;;;;; ;;;;;; ;;;;; ;;;;;;;, ;;;; ;; ;;;;
;;;;;;; ;;;;;;;;; ;;;;;;;; ;;; ;; ;;;;;;;;
;;;;;: ; ;; ;; ;;;;;;; ;;;; ;;;;;;; ;;;;;
;;;;;, ;;;;;;;; ;; ;;;;;;;; ;;;;;;; ;;;;;
Серп острозубый, отсек у родителя милого быстро
Член детородный и бросил назад его сильным размахом.
И не бесплодно из Кроновых рук полетел он могучих:
Сколько на землю из члена ни вылилось капель кровавых,
Все их Земля приняла. А когда обернулися годы,

Гесиод  ТЕОГОНИЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ БОГОВ)
Эллинские поэты VII—III вв. до н. э. Эпос. Элегия. Ямбы. Мелика / Отв. ред. М. Л. Гаспаров. — М.: Ладомир, 1999. Перевод В. В. Вересаева

(2)
Серп как символ

(сведения из сети Инет в открытом для потребления доступе без ограниченийи но не без сомнений)

Основные символические значения:
• Луна;
• земледелие, изобилие, плодородие, богатый урожай;
• заход, осень, истощение силы Солнца — серп и капюшон Кроноса;
• смерть, смертность.
• Жатва в христологии

(3)
Серп и коса

Серп является одним из древнейших орудий труда, появившимся еще до перехода человека от охоты и собирательства к земледелию. Долгое время серпы изготавливали из камня, и только затем их стали делать из металла. Коса, по сути дела, является серпом с более длинной ручкой, также предназначена для жатвы, поэтому обладает сходным символизмом.
    Ангел смерти с серпом в руке. Иллюстрация из английской Библии XIX в.
Само назначение этого орудия труда сделало его символом изобилия и урожая. В Шумере и у некоторых африканских племен серп считался эмблемой царей и вождей. Поскольку своей формой серп повторял полумесяц, он стал лунным символом.
Оружием вавилонского бога Мардука был кривой меч, который первоначально являлся серпом. Именно серпом Персей отсек голову спящей горгоне Медузе.
 
рис. Персей с головой горгоны Медузы. Статуя работы итальянского скульптора А. Кановы, XIX в.

В античности серп стал атрибутом бога земледелия Кроноса (римского Сатурна), а также бога изобилия и плодовитости Приапа. Однако поскольку Кронос был также богом времени, серп постепенно превратился в символ смерти. Этому способствовало и понимание обряда жатвы как «убийства» хлеба и начала умирания природы.
Серп в ритуальных целях использовали кельтские жрецы, срезая им священную омелу. Некоторые считают, что западноевропейский образ смерти с косой в руках восходит к кельтскому богу Саману. Однако другие ученые уверены, что смерть с косой напрямую связана с Кроносом. Так или иначе, в Западной Европе образ смерти в виде мумифицированного трупа фиксируется со времени начала страшных эпидемий чумы. Позднее смерть стали представлять в виде скелета с косой в руке. Следует отметить, что в христианстве ангел смерти также изображался с серпом в руке. Сам серп в Библии является символом Страшного суда.
 
рис. Памятная медаль с гербом СССР и гербами союзных республик, посвященная 50-летию Советского Союза

Перекрещенные серп и молот как символ впервые были использованы масонами. В данном случае серп символизирует смерть, а молот является знаком власти над человеком, которого следует обработать, придав ему нужную форму. Коммунисты толковали данный символ как союз рабочих и крестьян, причем последних первоначально символизировал плуг, который только позднее был заменен на серп. Учитывая, что для советской символики характерны масонские мотивы, скорее всего коммунисты заимствовали серп и молот напрямую у масонов.

***
Есть пародия – «Серпом по молоту»

***
Кронос

В мифологии древних греков титан, а затем бог земледелия и времени Кронос с помощью серпа кастрировал своего отца Урана. Данный акт символизировал отделение земного от небесного, однако непосредственной причиной было желание избавиться от соперников в виде будущих братьев. После этого Кронос стал пожирать уже собственных детей, что стало символом неумолимого бега времени. Следует отметить, что на Востоке серп также был связан с обрезанием и оскоплением.

***
Мокиенко В. М., Никитина Т. Г.  Большой словарь русских поговорок. — М.: Олма Медиа Групп, 2007

**
Даже Приап взял в руки серп и …. Ужасно дамам представить что это «И»  образовало  бы  и чего лишились они - особо те, у кого проблемз с расположением точки G или богатейшая эротическая фантазия

***

***

А вот в одной поэме и в путеводителе  Пушкина серп орудовал дважды :
 
В Пире во время чумы
М е р и.
 Было время, процветала В мире наша сторона: В воскресение бывала Церковь божия полна;  Наших деток в шумной школе Раздавались голоса,
            И сверкали в светлом поле Серп и быстрая коса.
Ныне церковь опустела;  Школа глухо заперта; Нива праздно перезрела; Роща темная пуста; И селенье, как жилище Погорелое, стоит, — Тихо все. Одно кладбище Не пустеет, не молчит. Поминутно мертвых носят, И стенания живых Боязливо бога просят

А.С. Пушкин. Путешествие в Арзрум. Глава II:

Я ехал один в цветущей пустыне, окруженной издали горами. В рассеянности проехал я мимо поста, где должен был переменить лошадей. Прошло более шести часов, и я начал удивляться пространству перехода. ...  Я ехал посреди плодоносных нив и цветущих лугов.
Жатва струилась, ожидая серпа.
Я любовался прекрасной землею, коей плодородие вошло на Востоке

***

Если кто-то, избалованный шалостями с гаджетами, полагает, что в исходной фразе " Как серпом по..." мы намекали на часть трехчастного мужского полового органа, то  разочаруем, используя франц. поговорку:

Un homme sans couilles n'est pas vraiment un homme
Мужчина без яиц уже не мужчина

как вы догадались : oeufs et couilles  штуки совсем разные


Рецензии