Мир Духовный, в образах зримых являющийся Гл. 1

        Мир Духовный, в образах зримых являющийся…
        (Продолжение очерка «Свершилось»…)
              Глава первая «Окно» в Мир Духовный…»
 Посчастливилось сегодня в Храм Пречистой – Образа Ея, что Взысканием погибших именуют, прийти. Полтора года – возможно, чуть больше возвышается Святыня                над шоссе с названием, о духовном вырождении говорящем, – шоссе Энтузиастов.                Мы беседовали уже о том, почему названию такому в стране православной быть                не должно. Сейчас не об этом – Слава Богу.
Мы сказали тогда, что роспись настенная здесь словно и не нужна – это время покажет. А Образы Иконописные появляются постепенно.
  Если нет Иконы, то не значит это, конечно, что «отсутствует» в Храме, куда                за помощью молитвенной пришли, сам Святой – но всё же видеть его – лучше.
Ведь и Образы Иконописные как таковые изначально тогда на земле нашей грешной появились, когда связь с Миром  Духовным по немощи людской утрачиваться стала…   
А иконостас здесь удивительный, хоть и совсем небольшой по сравнению с другими.  Так ведь Храм ещё и двух лет не служит. И Врата Царские в древности низкими были – и здесь так же…
В центре Деисус – Спаситель на Троне во Втором Пришествии Своём, а рядом Матерь Его Пречистая и Пророк Иоанн, Иродом обезглавленный. Рядом с Нею Глава Воинства Небесного стоит, а рядом с Пророком – Принесший Весть Благую. И на обоих Образах Иконописных над ними, на земле стоящими, сверху Ангел Господень летит - и, кажется, что держит Книгу Святую. А руки облачением прикрыты – так обычно Святые Евангелие держат, не дерзая просто рукою прикасаться. Без облачения только Спасителю Евангелие держать  на Иконе «положено»…
Слева и справа  -  Апостолы Первоверховные, а по краям коленопреклонённые Святые Русские, народом особо почитаемые. Преподобный из Радонежа и Преподобный из Сарова, которых в жизни земной четыре с половиной века разделяли.  И не просто четыреста пятьдесят с лишним лет – один по земле ходил, когда Церковь Русская Патриарху Вселенскому подчинялась, а другой – после нечестивого деяния царя Петра, Патриаршество в Отечестве нашем упразднившего. (См. также «Россия, «чающая движения воды»). Они перед Страданиями Христа и Матери Его Пречистой, перед страданиями от рук язычников за веру Погибших, перед Силами Бесплотными колени преклонили. 
Да о скорбях уже беседовали не раз - сейчас всё же цель немного иная…
А над Спасителем самый, наверное, «символичный» Образ Ея – Знамение. Она руки                к Небу воздела в молитве за мир наш грешный, а Младенец Христос на груди Пречистой Матери Своей. С двух сторон от Матушки-Царицы два серафима. Вспоминается невольно поэма М.А.Волошина о Святом Серафиме Саровском, где пред Матерью Божией «кольчатая бездна девяти небесных иерархий»…
 И вокруг Господнего подножья
В самом сердце Вечности и Славы,
Чище всех и ближе всех к престолу –
Пламенные вихри Серафимов
Веют вечной вьюгою любви. 
 Потому что Она Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим.                (См. также «Святость Земли Русской, боговдохновенная русская литература и нравственное воспитание»)…
    Многие, возможно, знают, что в иконостасе есть ряд Пророческий, Праздничный, Апостольский – а здесь словно все воедино…
И, конечно, никаких «нарушений» канонических быть не может – разве может Святость временем и пространством «разделяться» и землю с Небесами не соединять?!  …
  На Царских Вратах чаще всего пишется принесение Вести Благой или Отцы Церкви - создатели Главной Службы Православной. Здесь тоже Матерь Божия, Весть Благую от Архангела Гавриила принимающая, а Святители – по краям ряда Местного.
     Справа – Литургию создавшие Иоанн Златоуст и Василий Великий, а слева Григорий, Богословом именуемый, вместе  со Святым, через века на земле  жившим, – Силуаном Афонским. Старцем русского происхождения, на Святой Горе подвизавшимся. Вместе с Отцами Церкви нашей изображён Старец Силуан                не единожды…
На Вратах же Дьяконских не привычные изображения Святых Мучеников Стефана                и Лаврентия. Здесь уверовавший во время казни Христа и смерть за веру с товарищами принявший Логин Сотник. (См. также «В Обители Святой… Возрождённой»).                А этот Образ, особенно крепко  задуматься о жизни своей заставляет. Благоразумный разбойник, одесную Христа распятый и по обетованию Спасителя в Рай взятый. 
За много лет до того, когда  бежали от нечестивого убийцы Ирода спасаясь, Иосиф                с Марией и Божественным Младенцем в Египет, напали на них разбойники. И один                из них, увидев Младенца, велел не причинять зла Путникам. И сказала Матерь Божия, что воздаст ему Младенец… Это и был тот самый Благоразумный разбойник…
Не раз говорили священнослужители, что многие, к скорби великой, другому распятому разбойнику нередко уподобляются. Как было уже сказано, очень серьёзный повод для размышления…
    А по сторонам от Царских Врат Спаситель и Образ Пречистой. Не Взыскание погибших – как в ряду Местном «положено». Два этих Образа в пространстве Храма возвышаются – один совсем рядом с Иконостасом. Мы о них скажем ещё, конечно.                А  рядом с Вратами Царскими -  Образ Владимирский. И шоссе, в Древний Город ведущее, по русским «канонам» Владимирским именоваться должно... Эта мысль уже звучала ранее…
  В изображении и Самого Спасителя, и Матери Его Пречистой, и Апостолов                с привычным  бордовым цветом сочетается синий – словно Небо отразилось - так                в Византии писали. Отразилось Небо и в Образах Иконописных Храма самого известного Целителя-Великомученика - в больнице – отсюда совсем неподалёку.                (См. также «Страданием своим исцеляющие»)
С двух сторон от Царских Врат небольшие хорошо известные каждому Образы. Икона Пречистой – Казанская и Образ Спасителя, что В Силах именуется. Да как же не быть им здесь?!
А в центре Храма Образ Пречистой с кровью на щеке – как напоминание о дикости иконоборчества, о Чуде, когда Икона стоя по морю плыла, и о Святой Горе. И как вразумление. (См. также «Матерь Пречистая Христа Воскресшего» и «Уголок Богородицы в Храме Пророка»). Сегодня День Памяти Образа – Иверского…
Иконостас, как сказал знаменитый священник и философ П.А.Флоренский, -  «окно»                в Мир Духовный. Как, впрочем, и любой Образ Иконописный. И зримые образы                Икон рождаются лишь после того, как душа «напиталась впечатлениями из Мира Духовного». А вслед  - и все пред  Образами молящиеся и Образы созерцающие… 
А о Храме, об Образе Пречистой, в честь которого Святыня на «безбожном» шоссе «выросла», и Святых Прославленных мы беседу в следующей главе продолжим…

 (Продолжение следует...)


Рецензии