Принципы монотеизма. Имя Божье

         ПРИНЦИПЫ  МОНОТЕИЗМА.  ИМЯ  БОЖЬЕ.

   1. Первый принцип гласит, что БОГ ЕДИН.

   Этому соответствуют имена Всевышний, Владыка. До творения мира не было ничего и никого, кроме Него. По завершении эволюции творения вновь всё будет в Боге, но не в полном с Ним единстве, а лишь частичном, несовершенном и порой даже очень скрытом, неявном.
   Даниил Андреев пишет об этом так: «Дух же Божий воистину вездесущ. Он пребывает даже там, где нет никаких монад, например, в покинутых всеми монадами руинах брамфатур. Без Него не может существовать ничто, даже то, что мы называем мёртвой физической материей. И если бы Дух Божий покинул её, она перестала бы быть – не в смысле перехода в другую форму материи или энергии, но - совершенно.» (Роза Мира стр. 45).

   Таким образом, исходя из этого первого принципа, можно твёрдо говорить о том, что ВЕЧНОСТЬ, то есть существование до всяких времён и вне всяких времён, а так же и во всяком времени от его начала до конца – это подвластно только Богу. Ни одна тварь сама по себе, отпавши от Бога или не вполне с Ним воссоединившаяся, не может существовать вечно, во времени или вне времён. Вечность присуща лишь Богу и тем, кто в Нём, то есть вступил с Ним в полное единение без утраты своего "Я" – в плерому (высшие миры Шаданакара).

    2. Второй принцип гласит: ОН ВСЕМОГУЩ и СОВЕРШЕНЕН.

    Он творец всего сущего и Его творения носят печать Его совершенства. Это значит, что всё, что Он сотворил, раньше  или позже придёт в соединение с Ним. У Него хватит терпения и любви подождать и помочь прийти к этому решению внутренне добровольно каждой сущности, Им сотворённой. Он всемогущ, значит в совершенстве владеет Своей природой и Ему терпения не занимать, Его природа не взбунтуется. В отличие от несовершенной человеческой природы, которая опорочена, отягощена первородным грехом, и которая может бунтовать против воли человеческой. В Боге всё находится в полном согласии. В этом смысле Он совершенно свободен.
  «Но для настоящей, полной свободы человек должен иметь власть не только над природой внешнего мира, но и над своей собственной…» - так пишет Владимир Соловьёв (том 2 стр.198).

    3. Третий принцип гласит: ОН ВСЕВЕДУЩ.

   Следовательно, творя всякое Своё создание, Он знает, что оно временно может отпасть от него (ибо Он даёт ему свободу воли), но в конечном итоге испорченных вовсе созданий, не способных вернуться к Нему когда-либо, Он не создаст. Его создания потенциально совершенны как Он сам, значит вступят с Ним раньше или позже в гармонию плеромы и сами будут Боги ради Него и в Нём.
 
    4. Четвёртый принцип гласит:  ОН ВСЕБЛАГ.

    Значит даёт свободу развития всем без ограничения и любит всех без исключения
   (их самих, но не всё из их дел), так как видит в них образ и подобие
    всесовершенства.

    Тут нужно специально оговорить, КАК же СОЧЕТАЮТСЯ принципы Всемогущества,
  Всеведения и Всеблагости? Начнём с цитаты из «Розы Мира» Даниила Андреева:

  «Он абсолютно благ. «Он всемогущ» - добавляло старое богословие. Но если Он всемогущ – Он ответственен за зло и страдания мира, следовательно, Он не благ. Казалось, выйти из этого круга противоречий невозможно. Но Господь творит из Себя. Всем истекающим из его глубины монадам неотъемлемо присущи свойства этой глубины, в том числе абсолютная свобода. Таким образом, божественное творчество само ограничивает Творца, ОНО ОПРЕДЕЛЯЕТ ЕГО МОГУЩЕСТВО ТОЙ ЧЕРТОЙ, ЗА КОТОРОЙ  ЛЕЖАТ  СВОБОДЫ И МОГУЩЕСТВА  ЕГО ТВОРЕНИЙ.» (Роза Мира стр. 49).

     Итак, Бог сам ограничивает своё могущество и всеведение, но не в вечности, а в пространстве и времени, где через эту Его жертву, Его жертвенную любовь и возникает мир свободы выбора, в том числе: быть с Богом или идти против Его Замысла. Во времени и пространстве Он может не знать, кто именно отпадёт от Него, и когда вновь придёт к Нему. В вечности Он знает, что придут непременно все.
 
   Благодаря этой самоограничительной жертве своей всемогущей воли Бог даёт проявить свободу воли творениям, иначе Его всемогущая воля подавляла бы все остальные воли. Как часто слышно от христиан о жертвенной любви Бога к миру, но её понимают узко, лишь через акт крестной жертвы Христа. Но кому эта жертва – нужно ли мучение Сына на кресте Всеблагому и Вселюбящему Отцу? Жертвенная любовь Бога проявляется от сотворения в жертвенном самоумалении, самоограничении. И это тоже Собою открыл Сын Божий своею жертвою. То есть открыл ИМЯ БОЖЬЕ и ЕГО ПРОСЛАВИЛ. СВОЁ ИМЯ БОГ ПРОСЛАВИЛ В СЫНЕ.

     5. Пятый принцип: «БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ»

    Важнейший принцип для новозаветного понимания. Если Бог есть Любовь, то для Него глубинный смысл любви тот же, что и для людей (точнее, наоборот, для нас тот же, что и для Него). Но смысл любви, путь любви в восполнении себя другими, через познание их, через отождествление с ними без потери собственного "Я", через творение себя новым, небывалым, более совершенным, более полным.
   Но как же Бог может стать более полным, ведь Он – абсолютная полнота? Да, но как же понимать её, абсолютную полноту? Или как нечто уже совершенно наполненное, а оттого не могущее никак восполниться, то есть нечто мёртвое, неизменное, неподвижное? Или как то, что иной причины для восполнения Себя кроме самого Бога нет, так как нет ничего стороннего по отношению к Нему?
   Итак, если понимать абсолютную полноту в этом втором смысле, как отсутствие иных источников пополнения, кроме Него самого, и как возможность из Себя бесконечно пополняться, расти, развиваться, совершенствоваться, то мы получаем понимание о БОГЕ ЖИВОМ !
 
   ВЕРНЁМСЯ  К  ИМЕНИ: Яхве – Иегова от глагола «ха-вах» (становиться). Он не только дающий становиться, но и Сам постоянно СТАНОВЯЩИЙСЯ – ЖИВОЙ !  (Кстати, имя Ева звучит как Ха-ва, что в переводе означает «жизнь», и это ещё раз подтверждает, что имени Яхве – Иегова нужно сопоставить имя БОГ – ЖИВОЙ). Он творит сущностей, даёт им свободу, чтобы они сами стали непредсказуемо индивидуальными в своём становлении. Он обеспечивает это становление, поддерживает его, вдохновляет его, чтобы, отождествляясь со своими творениями, включая их в Себя, любя их, становиться от них ещё прекраснее, разнообразнее, более могучим, радостным и совершенным. В Нём через творчество созданных им сущностей появляется нечто небывалое, непредсказуемое. Поэтому Ему дорога каждая личная неповторимая индивидуальность. Он дарует таланты и ждёт, что мы их умножим и принесём Ему в любви. Он же любит нас всегда.
   Не это ли открыл Иисус Христос апостолам? Ведь они первые стали употреблять
   термин - Бог Живой: «ТЫ СЫН БОГА ЖИВОГО.»

    При этом ещё отметим, что процесс ЛЮБВИ – ТВОРЧЕСТВА – ПОЗНАНИЯ  триедин, неразделим и для людей, и для Бога. Это видно хотя бы из 1-ой главы книги Бытия:
   Он сначала творит нечто, затем видит (познаёт), затем даёт оценку – всё хорошо весьма!  То есть любит сотворённый мир.
 
   Высказанная точка зрения может показаться чем-то совершенно новым в Богословии, но это не так. Вот даже у Андрея Кураева есть ссылка на поразительное место из св. Григория Нисского:
  «В православной мистике, начиная от апостола Павла, иногда встречается странная мысль: пока люди поистине и вполне не соединятся с Христом, Христос не может стать поистине Божьим: «если бы все мы были Христовы, и Христос был бы Божий, был бы покорившимся. А если мы ещё не Христовы, то не Божий и Христос, болезнующий о нас. Итак, когда мы все будем Христовы и Христос будет Божий.» ( А. Кураев «Наследие Христа» М. фонд «Благовест» стр. 102-103).

     А вот как у Владимира Соловьёва: «Христос не получает от церкви никакого приращения в смысле совершенства, а всё совершенство отдаёт ей, но Он получает от церкви приращение в смысле полноты Его собирательного тела.» (Владимир Соловьёв т.2 стр. 530).
 
     Итак, утверждая Себя в нас через любовь (ибо в этом смысл любви!), Бог обретает свежесть, неповторимость бытия. Её приносит с собой каждая индивидуальность, в Него входящая. Он ограничил Своё всеведение и не знает всех деталей, с которыми душа в любви придёт в Него, иначе бы незачем было всё творить, если бы всё до деталей было бы заранее известно, то есть было бы заранее известно, как именно неповторимо реализует в себе весь мир и усвоит в себя всё божье человеческая личность.
      СВЯТИТЬ ИМЯ Яхве-Иегова – это значит утверждать становление и развитие и в себе самом, и во всём окружающем, и видеть его в Боге. СВЯТИТЬ ИМЯ БОЖЬЕ – не значит лишь повторять бессмысленную аббревиатуру, а значит утверждать суть имени в себе и во всём сущем.


    


Рецензии