География моей жизни

Ну, какие родимые места у детей офицеров ВОВ? Зеленый изнутри самолет Дуглас, плацкартный вагон и бесконечные электрические линии на мелькающих столбах...

К пятидесятому году осели на Урале - в Перми. Город состоял преимущественно из двухэтажных бревенчатых домов с удобствами на улице и огородами во дворах.  Разве что центральные улицы были застроены каменными купеческими двухэтажными домами. Которые  по мере постройки современных зданий все выгоднее смотрелись со своим незыблемым спокойствием во времени. К сожалению никто не попытался сохранить «старый город».   В каждом районе по заводищу — вой испытуемых авиамоторов и всполохи плавильных печей по вечерам. Дымина над городом от заводских угольных ТЭС. А в центре -Оперный театр, недалеко за ним красавица Кама. На высоком берегу лавочки. Смотреть на реку, на проплывющие пароходы и плоты с могучим уральским лесом... дореволюционный клепаный мост через широченную Каму. Построено на века. Немало народу наблюдает за этим великолепием  на прибрежных лавках.  Во время войны, вместе с заводами, город пополнился жителями почти всех городов европейской части Союза.  Город -работяга.  Даже опера с балетным училищем и ухоженым парком  вокруг. Бабушка дворового приятеля там  - художник по костюмам. Соседка по лестничной площадке — аккомпониатор в драмтеатре. Мотается по гастролям в области. Ни от чего не веет легкомыслием и пижонством.
В Перми богатейший краеведческий музей и картинная галерея -малый Эрмитаж. Уральские купцы начинали собирать.Скелет мамонта, саркофаг, деревянная скульптура и чгунное литье, религиозные книги в дорогих окладах,японская и китайская живопись, повторы лучших картин  Третьяковки, Русского музея  Эрмитажа... Любовь к классическому искусству, классической музыке вошли в душу с детства. Как и любовь к технике.

Сразу после войны город отстраивали пленные немцы. Строили хорошо. Еще застал это время.  Появились Дома Культуры и сталинки-многоэтажки. В начале 60-х город застраивается хрущевками. Конец баракам военного времени.
У нас дома японские настенные коврики с волнами и журавлями, японская посуда, кимоно вместо домашнего халата, японские сандалии с носками гэта— памятки о службе отца и нашей жизни на Сахалине...

Родня матери на Тамбовщине. Родители отпускают нас туда на лето. Едем с сестрой самостоытельно, хотя мне 11 лет, сестре 14. И пересадка в Москве. Не пугает. Между поездами прогуливаемся по московским  улицам — уравновешный, спокойный город, мало приезжих, в магазинах разные невиданые раньше продукты, например, тульские пряники, мармелад «лимонне дольки»...
Мичуринск маленький город на берегу реки Воронеж. Город садов и железнодорожный узел. Если прислушаться  о чем говорят посреди улицы две женщины , то похоже на семинар садоведов. Терминами, названиями сортов так и сыплют... Когда за столом собирается родня, помидоры режут в большой эмалированый тазик, поют не хуже академического хора, русскую классику. Один из дядьев трубач, дошел до Берлина с полковым оркестром. Но музыкальные способности у всех.    Все железнодорожники. И садоводы. Яблоки невиданного рамера и вкусноты. Народ мастеровой, у каждого при доме в сарайчике столярка. Возвращаемся на Урал с помидорами и яблоками.

Кружки, учеба, колхозы... Уезжаю в Ленинград учиться дальше.

Ленинград -город всего. Город заводов, город науки,  ВУЗов и студентов, город музей, город архитектуры, город добрых и вежливых людей  в т.ч. милиционеров, город речных и морских просторов, столица исторических окрестностей и город трех революций...  И город дождей и редкого солнца. Город хороших друзей.  Вживаться не просто, но расставаться еще сложнее. Буду при каждом удобном случае хоть на денек заглядывать в Ленинград. Много лет.

 Распределение после института — Вильнюс.
 Привычная уже средняя полоса -не жарко, не холодно. В НИИ большая группа бывших ленинградских студентов. Друзья на всю последующую жизнь. Общежитие молодых специалистов.
Город небольшой, но вполне старинный и с новостройками. С комфортом большого города: проспекты, магазины, рестораны и кафе, театры, более 30 церквей и костелов, старые памятники, с частично сохранившейся городской стеной и городскими воротами.
А, главное,с большими природными, лесистыми местами, перемежающимися с жильем. В ста метрах от дома настоящий лес с грибами, земляникой и черникой. Беру раскладушку, книгу, перехожу дорогу, прохожу сто метров.... Лежу в черничнике и читаю.
Заказчик наших разработок в Москве. Мотаюсь туда не по разу каждый месяц. Почти всю Москву исходил пешком, побывал многократно в музеях, в т.ч. и с малолетними сыновьями.ВДНХ, Третьяковка, Пушкинский музей, Оружейная палата, Царицино, Кутузовская панорама, Коломна...
Кроме всего прочего -в радиусе двухсот километров от Вильнюса множество интересных городов, где часто провожу выходные: Рига,Таллин, Минск,Калининград, литовские Каунас, Клапеда...
И, пока молодой-то автостопом, то на велосипеде всю европейскую часть страны до Черного и до Каспийского морей, до Закарпатской границы.

 Прошло немало лет. Никуда не уехал, хотя, убегая от постперестроечной безработицы сын обосновался в Нидерландах. Завершая мой путь от Тихого Океана к Атлантике. Я же последние годы проработал диагностом оборудования на железной дороге. Всю Литву по шпалам, все станции и полустанки, подстанции... Травмотолог: "и у ног ресурс не бесконечный".
Отработав сорок лет, получил нормальную пенсию, построил на границе города дом с баней, обзавелся литовской и польской родней.... Со всеми прекрасные отношения. Сад, столярка, по окрестностям на машине...
  Хватит, наездился и находился по городам и весям.


Рецензии
Наверное, хорошее это чувство - осёдлости, надёжности...
Дай Бог мира..

Ольга Андрис   26.05.2023 20:11     Заявить о нарушении
Плохо, что родню вижу чаще в компьютере.

Владимир Погожильский   27.05.2023 07:26   Заявить о нарушении
А это у большинства сейчас так...

Ольга Андрис   27.05.2023 08:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.