Глава 1 Географичеcкое положение

Что это за село Лосевка, о котором идет речь?
Как гласят официальные документы 2007 года,  в соответствии c законом Республики Казахстан  на основании постановления акимата Зерендинского района и решения областной комиссии по языковой политике и ономастике при акимате Акмолинской области, было решено переименовать село Лосевка Викторовского сельского округа в село Богенбай Бия, дав ему имя прогрессивного деятеля  Казахской республики.
Память предков донесла до нас повесть о том, что село Лосевка получило такое название  в 1880 году от человека по имени Виктор Лосев. Лосев был  представителем  администрации Акмолинской губернии. Он прибыл  из губернского города Омска с целью определить место нового населенного пункта для  переселенцев из Центральной России, прибывающих из Орловской и Курской  губерний.
Он не только определил место нового поселка, но и сразу заложил основу организационного строения села: произвел разметку положения всех будущих домов, определил направление улиц, их ширину, расстояние между домами, местоположение общественных строений – церкви, поселкового совета, школы,  которую открыли в 1897 году, кузницы  и других важных для села построек.   Словом,  дал поселку путевку в жизнь. На общем собрании поселенцы решили присвоить поселку имя Лосевка, о чем состоялось ходатайство перед администрацией губернии.
Село Лосевка во времена моего детства располагалось на восточном берегу озера Айдабул, которое географически и сейчас находится  в северной части Казахского мелкосопочника. Высота сопок доходит до высоты 947 метров (у села Боровое Щучинского района). В основном же сопки  достигают  высоты 400-800 метров.
Если встать на высоком берегу у озера, то можно было увидеть пять-шесть, в зависимости от погоды, сопок вокруг на горизонте. Почти все сопки были покрыты хвойными деревьями, а долины между ними - лиственными. Долины расходились  во все стороны, образуя продольные перелески (околки). Леса были богаты дичью, водились волки, лисы, зайцы, в большом количестве росли  грибы и ягоды. У подножия многих сопок находятся пресные озёра.
Озеро Айдабул имеет форму куриного яйца, острым носком – на север. С юга на север простирается примерно на восемь километров. А с востока на запад – до четырех километров. Глубина озера до десяти метров. Юго - западный, западный и северные берега поросли камышом, а юго- восточный и восточный берега были песчаными с белым, будто бы намытым речным песком. Летом было большое удовольствие  загорать, валяясь на таком песке.
На западном берегу озера находилось село Викторовка, которое появилось примерно на десять лет раньше Лосевки. До 1870 года посёлок, который здесь находился, назывался Собачеевка.
Дорога от Лосевки до Викторовки проходила слева от озера, по его южному берегу. По ходу движения дорога пересекала русло реки Аршалы, уникальной тем, что она  вытекала из озера, а не наоборот. Аршалы сперва течет на восток, затем поворачивает в южное направление, впадает в реку Калутон, которая впадает в реку Ишим.  Во времена детства, все это будоражило наше воображение, будило интерес и жажду приключений,  и мы, подростки,  часто играли на берегу реки и ходили вдоль русла в однодневные походы. Группой ребят, человек по пятнадцать, мы ходили - бродили, ориентируясь на местности по сопкам;  высматривали следы различных животных: лошадей, коров, собак, лисиц; исследуя близлежащие озёра, образовавшиеся из бывших заболоченных мест. Словом,  представляли себя настоящими следопытами. Для нас, мальчишек послевоенного детства – это было настоящим приключением.  И что характерно, в наших играх не было автоматов, пистолетов и других атрибутов войны. Никто не хотел играть роль убийц, роль фашистов!
Для взрослых же – дорога от Лосевки до Викторовки – была основной транспортной артерией, необходимой для жизни двух сел. Оба села были крепко связаны не только деловыми связями, т.к. относились к одному сельсовету. У сел была единая МТС  (машино-тракторная ремонтная станция), что было самым важным звеном, пожалуй,  в те времена, дающим сельчанам возможность обрабатывать земельные колхозные угодья и кормить не только свои семьи, но и выполнять планы по государственным сельхозпоставкам. На два села была единая первоначально семилетняя, а затем и  средняя школа, и  подрастающее поколение, в основном,  прошло через классы Викторовской  школы.
Не припомню, чтобы между подростками разных сел, улиц, семей когда-либо возникали раздоры, драки или, говоря современными языком – разборки. Жизнь шла по обычным человечным правилам – взаимовыручки и поддержки.  Надо ли говорить, что оба села были связаны тесными родственными и семейными узами, что еще больше укрепляло добрососедские уважительные отношения между сельчанами. Так, нередко дети из Лосевки, поступив на учебу в Викторовскую школу, жили у своих родственников в Викторовке. Мой брат Николай три года жил у родственника Уфимцева Феофана и учился в пятом, шестом и седьмом классах. И мне довелось  в пятом классе жить в Викторовке у родного дяди Петра Григорьевича (старшего).  Этот период я вспоминаю с большим теплом.
Задаваясь вопросом, когда же появилось село Лосевка, я обратил внимание на большое количество в селе старых тополей. Во времена моего детства, толщина стволов  некоторых деревьев достигала одного метра, что говорит о большом возрасте этих деревьев, явно посаженных единовременно по всему селу. Скорее всего, они были посажены первыми жителями на  восточном берегу озера. Возраст таких деревьев может составлять до восьмидесяти лет. Вот и получается, что село возникло где-то в 60-х -70-х годах 19 века. Что совпадает с большинством воспоминаний о времени возникновения села.
До русских переселенцев  в районе современного южного конца села был небольшой казахский аул (посёлок). Об этом свидетельствует небольшое казахское кладбище за селом. В центре современного села был хуторок Хохловка. Название Лосевка было присвоено в 1880году.
Как я уже сказал, при планировке села Лосевым было определено всего три улицы: Озерная, Центральная и Верхняя. Дома располагались не хаотично, а строго по одной линии. Каждому земельному участку было отведено тридцать метров по ширине, а через каждые четыре участка был предусмотрен противопожарный переулок шириной десять метров. Такое землеустройство помогало избегать массовых пожаров деревянных строений  в ветреных казахстанских степях.
Направление улиц  шло с юга на север, что предусмотрительно давало хорошую освещенность каждому хозяйству. Дворы были просторные, большинство были  утеплены  перекрытиями от дождей, сильных морозов, ветров, и палящего степного летнего солнца.
Село быстро развивалось и росло. Первоначально было намечено по шестьдесят земельных участков в каждой улице. В 1959 году, во время моего отпуска после окончания Иркутского военного училища, я заметил, как выросло село,  на главной улице – Центральной насчитывалось уже 135 домов. В то время мы много беседовали с моим дедом Григорием Николаевичем, который рассказывал мне о первых годах пребывания в селе Лосевка.
Расположение на берегу озера было для села не только полезным, но и приносило серьезные осложнения для жизни зимой. Снег, выпадающий по всей площади озера, западными ветрами сносило в Лосевку так, что Центральную улицу ос переметало сугробами, доходящими до самых крыш домов. Жителей выручали  перекрытые дворы, защищающие от снега.  Зимой ездили только по третьей, Верхней улице. Детвора же бесконечно радовалась сугробам, катаясь на санках, лыжах, играя в снежки.
Рассказывая о селе Лосевка, нельзя умолчать,  как об озере Айдабул, так и других близлежащих озерах, являющихся не только частью Казахстанского Мелкосопочника, украшением этой территории, но и важным источником обеспечения местных жителей рыбой.
Дорога из тогдашнего районного центра Зеренда, (в то время  в Казахстане было иное административное деление на районы и области), первоначально около 10 км идет по направлению прямо на юг, затем раздваивается. Правая дорога следует в село Викторовка, огибая озеро Айдабул справа, и,  далее, минуя село Красиловка,  до города Атбасар. А левая, по левому берегу озера, следует через село Лосевка,  и, далее,  к селам Кызыл Кайнар, имени 17-го Партсъезда, Костомаровка, Исаковка, Джамбул, Боевое. Таким образом, и Лосевка, и Викторовка, благодаря своему географическому положению,  являлись важными пунктами при сообщении жителей других посёлков с районным центром.  Такое ключевое расположение способствовало тому, что дороги в селах были более качественными, что конечно помогало сельчанам во многих жизненных вопросах.
Обе дороги, после развилки, первоначально огибали небольшое, заросшее камышом озеро Карагайчик, известное тем, что в нём водились маленькие рачки. Мы их называли «бармаши». Эти рачки-бармаши зимой использовались жителями в качестве приманки для подледной ловли рыбы на озере Айдабул. Надо сказать, что в те времена, озеро было богато разнообразной рыбой: щука, карась, судак, но чаще всего  мы ловили окуней и красноперок.
Рыбалка производилась интересным способом. Для этой цели изготавливались два полукруга из 4-5мм проволоки, соединённые шарнирно. В разложенном виде на земле получался круг, размером примерно 1,5 метра в диаметре, с сеткой, закрепленной по всему периметру, с двумя длинными шнурами, каждый из которых прикреплялся к полукругу.  При натяжении шнуров, полукруги, имея два шарнирных соединения, складывались и захлопывалась ловушка для рыбы, плавающей в центре круга.  Во время рыбалки круг опускался на дно под лед через прорубь. Проем  во льду делался неширокой полосой, длиной до двух метров. В сложенном пополам виде круг опускался на дно, раскладывался в полный размер, и сверху на сетку высыпались рачки. Рыба, заинтересовавшись приманкой, теряла бдительность, заплывала в область круга в поисках рачков. В этот самый момент  рыбак, потянув за шнуры, соединял обе половинки круга как чемодан и вытаскивал круг с уловом  на поверхность.  Дело это было не сложное, но, как и всякое умение, требовало сноровки и терпения. Не только  взрослые, но и детвора охотно участвовали в такой рыбалке.
В трудные послевоенные годы, рыба была хорошей продовольственной поддержкой для сельчан. Нередко на рыбалку мы выходили всей семьей.  Со мной и с братом также часто ходила наша мама Серафима Петровна. А  рыбные пироги бабушки Ховроньи  были для нас в те времена одним из самых желанных лакомств.
Такие же пресноводные озера, но меньших размеров, были разбросаны  по всей территории северно-казахстанского мелкосопочника, являясь источниками не только пресной воды, рыбы, как продовольствия, но и местом отдыха для жителей приозерных сел. Такие же озёры были у села Зеренда, у города Кокчетав и села Щучинск.
Южнее села Лосевка в шести-семи километрах находились казахские аулы с названиями Кызыл-Кайнар и Имени 17-го Партсъезда. Между ними возвышались две сопки, как два верблюжьих горба.
С северо-восточной стороны  села, примерно на расстоянии трёх и пяти кипометров, также возвышались две сопки, мы их называли Большая и Малая, у подножия которых били два ключа. Вода в ключах  была прохладная, пресная. Дорога в село проходила рядом, и путники часто останавливались в этом месте набрать воды или просто передохнуть. 
У южной окраины села на удалении друг от друга метров пятьсот располагались два невысоких кургана. На вершине каждого кургана находились выложенные по периметру плоские камни, ушедшие наполовину в землю.  При первом  взгляде было ясно, что эти возвышения трехметровой высоты и до тридцати  метров в диаметре,  были не природными, а рукотворными.  Мы не обращали особо на них внимания, пока в начале 60-х годов наш односельчанин, он же родственник моего двоюродного брата Сумина Александра Александровича, Обложкин Николай Иванович, с помощью трактора вскрыл эти курганы.  Результат был ошеломляющим: в курганах оказались древнейшие скифские захоронения: украшения, предметы быта и множество древних предметов. Все  обнаруженные ценности  Николай Иванович аккуратно  собрал, описал и передал в специальные государственные органы. Тогда мы мало знали о важности этих находок, но понимали, их историческую ценность.
Позже, я заинтересовался этим курганами. Оказалось, что район Акмолинска в Северном Казахстане относится к месту пребывания «скифов-апостатов»- восточных скифов, населявших эти территории до н.э. По мнению специалистов, эти курганы, как и многие другие на этой территории,  относятся к  скифским захоронениям. (Г.В. Вернадский. Древняя Русь II. Киммерийская и скифская эра (1000-200 г.г. до н.э.)).
Местоположение села было привлекательно еще и тем, что благодаря обильным зимним снегопадам и нередким летним дождям, почва между сопками, лучше защищенная от ветров, хорошо пропитывалась влагой и позволяла местным жителям выращивать неплохой урожай зерновых и картофеля.
Вот так и получилось, что мое детство прошло в крестьянской семье,  среди простых забот сельских тружеников, в удивительном месте Казахстанского мелкосопочника с сопками , озёрами, хвойными и лиственными деревьями, с плодородными почвами  и с древними скифскими курганами.
 


Рецензии
Классно написано и читается легко, Лариса!)

Владимир Солвер   18.08.2023 12:56     Заявить о нарушении
Мы старались)) удивительное ощущение, когда слушаешь и понимаешь, как мало осталось быть вместе и что любишь этот голос беспрецендентно сильно.

Лариса Чупрова   18.08.2023 13:58   Заявить о нарушении