Деревня Мудьюга

На автомобильной дороге Онега-Плесецк, не доезжая около двух километров до деревни Сырья, есть развилка, на которой стоит большой камень-указатель. Он хорошо виден на увеличенном фрагменте космического снимка в виде небольшой белой точки с тенью. На камне указаны направления и сделаны надписи: на север – ОНЕГА, на запад – Мудьюга. Ниже, вероятно, указан год установки камня – 1986 г.

Дорога, уходящая влево, если смотреть на камень, примерно через 5,5 километров подходит к левому берегу реки Мудьюга, и идёт вдоль него до деревни Грихново (Грихновская).

Во многих документах советского периода, упоминается деревня Мудьюга: это и свидетельства о рождении, профсоюзные документы и т.д. Откуда же появилось такое название, и была ли на самом деле деревня Мудьюга?

Общеизвестно, что многие названия населённых пунктов – отыменные, т.е. произошли от имени человека, основавшего ту или иную деревню. Часто встречаются названия образованные от наименования либо озера, либо реки. В нашем случае, именно река и дала это название.

МУДЬЮГА, река, правый приток р. Онега. Исток с оз. Мудьюжское. Советский и российский лингвист, специалист в области уральской и северорусской диалектной лексики и субстратной топонимики Александр Константинович Матвеев предлагает такие варианты расшифровки данного названия.

1. Гидроним Мудьюга удачно интерпретируется из фин. muta joki «мутная река».[1]
2. Мудьюга (карел., ливв., люд., вепс.) muda «ил», «тина», «грязь».[2]

Первое известное упоминание о деревнях данной местности имеется в Сотной 1556 года.

В Заострове же волостка на реке на Мудюге с Верховья, а в неи деревни тяглые.
Три четверти деревни Верховские, а четверть впусте: в. Михалко Онкудинов з братиею; в. Степанко Митин; в. Васко Олферов; в. Савка Гаврилов. Пашни обжа без трети обжы.

Дер. Рявковская: в. Васко Степанов да племянник его Давыдко Степанов з братиею; в. Олешка Власов; в: Игнатко Иванов; в. Митка Степанов. Пашни обжа без четверти обжы.

Дер. на Лендове, Якимовская: в. Якуш Игнатьев сын Зуб; в. Ларионко Иванов; в. Ондреико Савин; в. Никонко Савин; в. Сенка Григорев; в. Власко Сухоруков; в. Васко Савин; в. Никонко Савин; в. Потаня Иванов. Пашни обжа без четверти обжы.

Дер. Ондреевская: в. Федко Родионов Дияков: В. Якуш Иванов; в. Илеика Василев. Пашни обжа и полчетверти обжы.

Поч. Кантевскои: в. Федко Яковлев. Пашни полтрети обжы.

Дер. Грихновская: в. Максимко Мотовило; в. Сенка Григорев да Никонко Савин; в. Степанко Ондреев; в. Занка Гаврилов. Пашни пол-обжы.
Дер. Давыдовская: в. Степанко Тарасов да Игнатко Василев; в. Ермолка Савин да брат его Тараско. Пашни обжа без четверти обжы.

И всего 7 деревень без четверти деревни, а дворов в них 27, а людеи 31 ч[еловек]; а сошные пашни 4 обжы с третию обжы да полторы четверти обжы. А оброку с них за 100 за 20 за 4 белки, по 3 денги за белку, итого рубль 28 алтын 5 де (л. 27), а за [го]рностали 4 алтына, а ямских денег полдесята алтына, вытных 2 де, да казначеевых пошлин 2 алтына и 2 денги, да дячих и подячих пошлин 2 ж алтына и 2 денги; а посопного хлеба осмина с третником осмины да четверник осмины ржи да 2 четверти счетверником осмины ячмени.

В тои ж волостке в Заострове на реке на Мудюге с Верховья деревни пустые тяглые ж.

Четверть дер. Верховскои и Митинскои. Пашни в пусте четверть обжы, а пашут ея ис тое ж деревни з живущего.

Дер. на усть Мудюги. Пашни впусте обжа и полчетверти обжы, а пашут ее из Мондина Матфеико Иевлев да Кондратко Матфеев да из Мудюги ж Селиванко Иевлев да Федко Родионов; да Климко Иванов.

И всего деревня да четверть деревни. А сошные пашни в пусте обжа да полторы четверти обжы. А оброку с них, как лготу отсидят, за 30 за 8 бел, по 3 денги за белку, итого 19 алтын, а за горностали 7 денег, а ямских 2 алтына 5 денег, вытных 2 де, да казначеевых пошлин 5 денег, а диячих и подячих пошлин 5 же денег, а посопного хлеба третник осмины да полчетверника осмины ржы да полтора четверника осмины ячмени. А лготы им дано на 5 лет, от лета 7060-третьяго до лета 7060-осьмого.[3]

Как видим, в этих материалах нет ни одной деревни с названием Мудьюга, кроме наименования реки. Однако, в описании деревни на усть Мудюги, имеется указание на название местности с таким названием: «… да из Мудюги ж Селиванко Иевлев да Федко Родионов; да Климко Иванов». Просмотрев данные материалы, были установлены места проживания двух из трёх вышеназванных человек.

- Селиванко Иевлев – проживал в д. Климентьевская волостка на Пирзопелде.
- Федко Родионов – проживал в д. Ондреевская же волостка на реке на Мудюге с Верховья
- третий – Климко Иванов, не указан ни в одной из деревень всего Турчасовского стана.

Всего же на середину XVI века волостка на реке Мудьюге объединяла восемь деревень:

Верховская
Рявковская
на Лендове Якимовская
Ондреевская
починок Кантевский
Грихновская
Давыдовская
деревня на устье Мудюги

Просмотрев материалы Сотной 1561-1562 гг. и писцовых книг 1615, 1640, 1648, установлено всего семь из вышеназванных деревень. Деревня на устье Мудьюги, вероятно, слилась с д. Ондреевская.

По данным писцовой книги 1678 года – шесть деревень. Деревня Кантьевская в период между 1648 и 1678 гг. вошла в состав волостки Пирзопалда.

В конце XVII – начале XVIII в. деревни Верховская и Рявковская вошли в состав Верхнемудьюжской волости. К этому же времени, волостка на Мудьюге реке стала называться Нижнемудьюжская волость, в составе которой осталось, сначала пять (1712 г.), затем четыре деревни (1724):

1712 г.
Андреевская
Давыдовская
Грихнова
Верхняя Якимовская, Ленбово тож
Якимовская, Ленбиевская тож [4]

1723-1724 г.
Андреевская
Грихновская
Давыдовская
Лемпиево, Якимовская тож [5]

В середине XIX века (1859) Нижнемудьюжская волость состояла из шести деревень, имеющих официальные названия:

Андреевская
Грихновская
Давыдовская
Михайловская
Экимовская 1-я
Экимовская 2-я [6]

К началу XX века, в состав волости вошла деревня Сырьинская (Сырья), а д. Экимовские 1-я и 2-я считались одной деревней. В списках населённых пунктов за 1907, 1918, 1922 гг. вместе с официальным названием указывалось местное название. Но, деревни Мудьюга среди них так и не было.

1918 г.
Андреевская (Низ)
Грихновская (Грихново)
Давыдовская (Новая деревня)
Екимовская (Ленбово)
Михайловская (Слобода)
Сырьинская (Сырья) [7]

В середине 1920-х годов термин волость был упразднён. Деревни бывшей Нижнемудьюжской волости вошли в состав Мудьюжского сельсовета. В него же вошли деревни бывшей Верхнемудьюжской волости. Всего в составе сельсовета было восемь деревень:

Андреевская
Грихново
Давыдовская
Екимовская
Митинская
Михайловская
Ряхковская
Сырья [8]

По данным справочника административно-территориального деления Архангельской области по состоянию на 1 июля 1969 г. в составе Мудьюжского сельского совета было шесть деревень:

Верховье (объединила деревни Ряхковская и Митинская)
Грихново (центр сельсовета, объединила деревни Андреевская, Грихновская, Давыдовская, Екимовская, Михайловская)
Кирилловская
Мондино
Сырья
Чеково [9]

В советские времена, когда сообщение с деревнями, расположенными на реке Онеге (от села Порог до деревни Ярнема) производилось водным путём (пассажискими теплоходами), в устье реки Мудьюга существовала пристань с одноимённым названием. Но, никакой деревни в этом месте не существовало.

Таким образом, из всего вышесказанного, можно достоверно сказать, что деревни с названием – Мудьюга, никогда не существовало. По анализу различных документов, мы пришли к выводу, что так в народе называли деревню Грихново. Соответственно, неизвестно по какой причине, отдел ЗАГС Онежского района, совхоз «Чекуевский» и, вероятно, ещё какие-либо структуры, в различных документах писали не официальное название деревни – Грихново, а народное – Мудьюга. Таким образом, неофициально Мудьюгой можно назвать не только Грихново, но и деревни: Андреевская, Давыдовская, Екимовская, Михайловская.

Следовательно, лицам, занимающимися генеалогическими исследованиями, своих предков проживавших в XVII – первой половине XX вв., необходимо искать не в д. Мудьюга, а в одной из деревень бывшей Нижнемудьюжской волости (Мудьюжского сельского совета).


Однако в Онежском районе всё-таки есть населённый пункт с названием Мудьюга. Появился он в годы Великой Отечественной войны в 1943 году. [10]

В период строительства железной дороги Беломорск (Сорока) – Обозерская, вблизи озера Лазозеро на правом берегу р. Мудьюга появилась железнодорожная станция и посёлок с одноимённым реке названием – Мудьюга.

Источники:
1. А.К. Матвеев. Субстратная топонимия Русского Севера. Часть I. Екатеринбург, 2001. С.17.
2. А.К. Матвеев. Субстратная топонимия Русского Севера. Часть II. Екатеринбург, 2004. С.129.
3. Сотная на Турчасовский стан Каргопольского уезда с книг письма Я.И. Сабурова и И.А. Кутузова. 1556 г. сост. Ю.С. Васильев. Социально-правовое положение северного крестьянства (досоветский период). Вологда, 1981. С.113-114.
4. РГАДА. Ф.350. Оп.1. Д.168. ЛЛ.807-811.
5. РГАДА. Ф.350. Оп.2. Д.1268. ЛЛ.597-601об.
6. Списки населённых мест Российской империи (по сведениям 1859 года). Т.I. Санкт-Петербург. 1861. С.44.
7. Списки населённых мест Архангельской губернии. Архангельск. 1918. С.16.
8 ГААО. Ф.р1533. Оп.5. Д.2. ЛЛ.36-39об.
9. Архангельская область. Административно-территориальное деление (по состоянию на 1 июля 1969 года). СЗКИ, 1970. С.122-123.
10. Архангельская область. Административно-территориальное деление (по состоянию на 1 июля 1969 года). СЗКИ, 1970. С.121.


Рецензии