Путевые заметки по Чуйскому тракту. Часть 1
На берегу реки сидел средних лет мужчина. Шевелюру его трепал ветер, путался и в бороде, но как-то скромно, без особого энтузиазма. Рубаха косоворотка, просторные брюки. Одежда без изыска, но удобна в носке и любая работа ей не помеха. Ноги опущены в воду, поодаль сапоги с намотанными на них портянками. Кажется, брось их просто на траву - нет, во всем должен быть порядок. Попадет какая-то песчинка и натрет ногу, ведь путь предстоит длинный. В несколько недель: по горным тропам и рекам, на подъемах и переправах, в неизведанной стране.
Вновь испеченный купец, из простых мужиков, да жилка торговая в нем образовалась. Вот и записался в караванщики, прошлым летом сходил на ярмарку в августе, набрал товара в долг, под честное слово. Заручился за него, гарантом выступил Семеныч, со стажем торгаш. В этом году возвращать идет на время взятое, и с наваром, конечно. Целый день увязывал тюки, осматривал лошадей и упряжь. Готовился к дороге одним словом. Умаялся за день, дал ногам роздых. Завтра с утра некогда будет – время вьючить лошадей, поднимая поклажу на спины животных. Сколько таких дней ожидает за нелегкий и долгий путь, сколько пудов поднимет и опустит.
Вчерашний разговор со старым, сделавшим не одну ходку по Чуйской тропе, купцом тревожил и вразумлял. Всего-то и дела, рассказал легенду, да зацепило. Нужно получше приглядываться к местным: как живут, обычаи какие. Авось пригодится в дальнейшей работе. Чтобы хорошо и выгодно торговать, человека узнать надобно. Какой подход имеет, на что поведется, вон и сказы про тех, кто в горах живет.
А легенда проста и поучительна. Проживал некогда в этих местах хан Алтай. Семья крепка была, на детей богатая. По пастбищам табуны лошадей и отары овец вес нагуливают. На севере проживал дракон Дельбегень. Мирно обходилось, никто никому не мешал. Только прослышало чудище, шепнул ему кто-то на ухо, что подрастут старшие сыновья хана и убьют дракона. Пошел войной на местность: продвигается вперед, а за ним холод, да лед все живое сковывают.
Задумался Алтай и принял решение: превратил двух сыновей в скалы каменные, четырех дочерей горами остановил на месте. Жене своей сказал уходить на юг с двумя младшими дочками, сам отправился на небо к богу. С просьбой о помощи. На том и расстались.
Пришел хан Алтай на небо, сели с богом чай пить. Да засиделся однако. К тому времени Дельбегень позорил хозяйство, но не может никого живого найти. Только увидел убегающую к солнцу женщину с двумя малыми детьми. Понял, кто такая, наслал стужу, замерзла жена хана, льдом покрылась, и дочери на руках белым снегом укрылись.
Понял дракон – не достиг желаемого, отправился восвояси. А хан спохватился, что долго чай пили и направился на землю. Пришел, попытался детей оживить, да сил не хватает. Увидел на краю земли гору с тремя вершинами, белым снегом окутаны, догадался кто. Просит жену вернуться, да не может она осилить холод, только слезу уронила и побежала река Катунь. Дочки по слезинке уронили и образовались речки помельче - Аккем и Аргут.
Понял хан Алтай, случилось непоправимое и с горя рассыпался горами на местности. От того и зовут их Алтайскими и стоят они давно в этих местах.
Люди, что проживают рядом произошли от дочерей и сыновей, на том и рода образовались.
Дочери послужили родам: Теле-уут (стройнушки) в долине Белокурихи. Теле-сой (толстушки), телесы – живут вокруг Телесского озера. Кума-най (худышка), алтайцы их лебедушками кличут, кумандинцы. Теле-неет (пампушки), теленгиты.
От сыновей: Тод - тодоши, домоседы, с Алтая никогда не уйдут, Кып – кыпчаки, ветреные не усидят на месте, по всему миру бегают, остановиться не могут.
Вот так и укрепились среди гор. Каждый род сеоком назвали, косточки единого большого организма. Всякий свои родовые вершины и источники имеет. К тому же священные для каждого: животное, растение. От того и наречий в разговоре множество, традиций и обычаев много.
Так думалось купцу, когда начинал он дело на Чуйской тропе. Начинаем и мы движение от нулевого километра, расположенного около музея Чуйского тракта. Здесь когда-то заканчивался Шорный переулок и улица Большая, отсюда вела дорога к переправе. Ныне проспект Коммунарский и коммунальный мост дают начало исторической части дороги, началом расположенной в Алтайском крае и уходящей на границу с Республикой Алтай пересекающей далее ее с севера на юг. Путь экспедиции сегодня не сложен, асфальт на всем протяжении. Много красивых и сакральных мест, овеянных легендами, посетим мы за три дня.
22 августа 2022 года
День первый 6.50
Свидетельство о публикации №222102800171
Андрей Эйсмонт 28.10.2022 05:17 Заявить о нарушении
Валерий Неудахин 28.10.2022 05:20 Заявить о нарушении
Валерий Неудахин 29.10.2022 06:47 Заявить о нарушении