Читаем Евангелие с художниками. Фарисеи. Очерк 5

Предыдущая часть:   http://proza.ru/2022/09/10/1067

Оппозиция Иисуса. Фарисеи, фарисейство и другие

Коллаж автора

Фото 1 коллажа - акварель Джеймса Тиссо 1886-94 г.г,  - «Горе вам, книжники и фарисеи», (из серии «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа», 365 иллюстраций), 20х25 см. В1900 г. вся серия была приобретена Бруклинским музеем, Нью-Йорк.
Фото 2 коллажа - акварель «Иисус вопрошает фарисеев» 1886-94г.г, 20х25 см.
Фото 3 коллажа – А. Иванов «Явление Христа народу», 1837-1857гг, холст, масло, 540х750 см. Государственная Третьяковская галерея, фрагмент.
Фото 4 коллажа - Тициан  «Динарий кесаря» 1516г. (эпоха Возрождения), дерево, масло, 75х56 см. Находится в Галерее старых мастеров г. Дрезден, ФРГ.
Фото 5 коллажа – Гюстав Доре «Спор Христа с фарисеями», иллюстрация к Библии 1866г.

                В четвёртой части очерка я остановился исключительно на первосвященниках, несмотря на то, что планировал рассказать о всех врагах Иисуса. Однако первосвященники своими персонами заняли слишком много внимания в моих размышлениях! Поэтому сейчас из всех противников выделю наиболее популярных. Это, безусловно, фарисеи и, судя по объёму и значимости прочитанного материала, они выйдут на первое место в очерке.
                Но прежде чем говорить о них, кратко напомню читателю, что в Евангелиях встречаются различные персонажи оппозиции к Иисусу Христу. Это: фарисеи и саддукеи, священники и левиты, книжники и фарисеи, фарисеи и старейшины иудейские, фарисеи и законники, священники и левиты, старейшины, фарисеи и иродиане.
                Как видите, фарисеи присутствуют практически везде. Они наиболее весомы и  идут в связке с другими противниками. Поэтому я и выбрал их героями очерка. А пока, чтобы не упустить других, менее заметных персонажей Евангелия, напомню о них читателю.

                Саддукеи* представляли собой аристократическую прослойку общества. Они в отличие от фарисеев отрицали Устный Закон (письменный Закон был дополнен Устным. Часть евреев считали текст Писания недостаточно детальным и добавили к письменной Торе устный закон, назвав его устной Торой, который впоследствии был записан и систематизирован в Талмуде).
                Иосиф Флавий пишет, что по учению саддукеев «души людей умирают вместе с телом».  Учение их распространено малочисленно и принадлежало в основном к знатным родам. Кроме того, они не верили в Воскресение мёртвых.
                Саддукеи были готовы на компромиссы и сотрудничали с римскими властями. Саддукеи всегда примыкали к фарисеям, иначе они не были бы терпимы народом, у которого не вызывали особого доверия.
               
                Священники и левиты упоминаются в Евангелии как две самостоятельные группы (Лк. 10. 31-32; Ин 1. 19).
                Левиты во времена Иисуса служили  низшими служителями храма, в их числе состояли певцы, чтецы, музыканты, прислужники и охрана. Все священнослужители происходили из колена Левина**. Само священство и степени священства в Израиле были наследственными. Количество священников и левитов исчислялось тысячами. Это самая многочисленная группа противников.

                Книжники или их синоним законники – это переписчики и хранители священных книг. Это знатоки закона и к ним обращались в спорах. В Евангелиях упоминаются у Луки и Матфея, например (Лк 7. 30; 14. 30).

                Старе;йшины – это старые и наиболее опытные члены родов. В еврейской энциклопедии (Зкейним) говорится, что во времена Хасмонеев (правящая династия Иудеи между 140-116гг. до н.э.) существовал Совет Старейшин, а впоследствии и Великое Собрание как государственный орган (книга Числа XI, 1.-19). В более поздний период эти учреждения были заменены Синедрионом, куда и входили старейшины как уважаемые члены еврейского общества.

                Иордане упоминаются в  Евангелиях трижды: всегда в паре с фарисеями (Мк 3. 6; 12. 13) или с их учениками (Мф 22. 16). Этот термин обозначает лиц, служивших при дворе Ирода Антипы.

                И, наконец, фарисеи – герои моего очерка (в транскр. ивр. перушим или прушим – отделившиеся).
                Есть и предположение, что название «фарисеи» произошло от арамейского (арам. перишайя) «отделённые». Так «отделившиеся» или «отделённые»? Если отделённые, то кем? Я не нашёл исчерпывающего ответа. Скорее всего, отделёнными или отделившимися фарисеи считали себя сами. Имелись в виду отделившиеся от грешников и недостаточно благочестивых людей.
                Официально в Википедии говорится, что это религиозно-общественное течение в Иудее в эпоху Второго Храма; одна из трёх древнееврейских философских школ***, возникших в эпоху расцвета Маккавеев (II в. до н. э.), хотя возникновение фарисейского учения может быть отнесено и к более древним временам Ездры (504 – 421гг. до н.э. (Ездра – иудейский священник, возвратившийся после вавилонского плена, воссоздавший еврейскую религиозно-этническую идентичность на основе закона Торы).
                Учение фарисеев лежит в основе традиционного иудейского права (Галаха). Это совокупность законов Торы, Талмуда и более поздней раввинистической литературы.

                Читая первоисточники и другие доступные мне публикации о фарисеях и фарисействе, я понял, что несмотря на тему очерка о прочтении Евангелия вместе с художниками, изображающими Евангельские события, невозможно замкнуться только на текстах Евангелия. Читатель может не понять глубины разногласий учения фарисеев с проповедями Иисуса (если, конечно, читателю это будет любопытно).
                Понятие фарисейства намного шире и многообразнее, чем это можно прочесть в Евангелии.  Когда погружаешься в тему и подходишь к этому философскому течению (школе) не только со стороны конфликта с Иисусом Христом, приходишь к пониманию значения фарисеев в обществе того времени, которое и привело к неприятию многими простыми иудеями учения Иисуса, и что в итоге окончилось так трагически для Него самого.

                О фарисеях времён Христа известно не слишком много. Читая Евангелие, мы отождествляем фарисейство с религиозным и моральным лицемерием. Причём лицемерием, основанном на гордыне, самодовольстве и тщеславии. В современном языке слова “лицемер” и “фарисей” стали равнозначными. Это  связано и с тем, что в Евангелии Иисус Христос обращается к ним со словами обличения:
                - Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и входящих войти не допускаете (Мф.23,13).

                Художники живо откликнулись на слова Евангелия.
На фото 1 коллажа акварель Джеймса Тиссо  - «Горе вам, книжники и фарисеи». На фото 2 коллажа акварель «Иисус вопрошает фарисеев». Сюжеты этих работ понятны и без объяснений. Они точно следуют тексту Евангелия.
                Должен признаться, что до написания очерка я видел некоторые акварели Тиссо, они нравились, но я не представлял, что это часть огромной работы по созданию серии «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа». Она составила 365 иллюстраций к евангельским текстам и была выставлена в Париже, в 1896 г. в Лондоне, а в 1898 г. – в Нью-Йорке.
                Иллюстрации представляли собой хронологическую последовательность различных эпизодов из жизни Иисуса. Акварели потрясающие! Они отлично вписались в ряд графики Гюстава Доре, с которой я был знаком с детства, а акварели Тиссо непонятным образом пропустил!
                Размером они в большинстве своём примерно 20 х 25 см. Отличаются оригинальной, насыщенной, непринуждённой  композицией. Техническое мастерство художника поразительно. Кроме того, присутствует удивительное использование цвета и света при тщательной проработке одежды людей, деталей. 
                И последнее, что я бы отметил, это присутствие мягкости акварели при достаточной контрастности изображений, что для акварели в большинстве случаев не является очевидным.
                Я не сравниваю работы Тиссо с акварелями французских импрессионистов.  У них изображения выполнены совершенно в другой технике и манере. Отличаются они и по свету, и по цвету. (Говоря о французских импрессионистах, не могу не похвастаться: моя сестра, художник, как и бабушка, проживает во Франции, Боговая Вероника Владимировна, работает в стиле романтического импрессионизма. Мне нравятся её картины, но библейскими мотивами она не интересуется, и к теме очерка её работы не имеют отношения. Прошу прощения у читателей за эту семейную вставку и хвастовство).

                Акварели Тиссо ближе всего, на мой взгляд, к акварелям А.ИвАнова. Будет желание – сравните: https://www.liveinternet.ru/users/bo4kameda/post470312133/
                Ивановские схожи с Тиссо по духу, атмосфере событий. Иванов много писал на библейские темы. Его главная работа, которой он отдал практически целую жизнь – «Явление Христа народу». И в ней, кроме основной темы, звучит и противостояние фарисеев и других противников Иисусу Христу. Библейская тематика ИвАнова это натурные этюды для дальнейшего использования. Например, эскиз: «Авраам просит у Бога знамения» или «Архангел Гавриил поражает Захарию немотой» (Государственная Третьяковская галерея). Мне показалось, что несколько схожа манера исполнения. Та же непринуждённость композиции. Но эскиз есть эскиз.  У Тиссо присутствует очень тонкая и законченная работа. Видеть акварели Тиссо Иванов не мог – он умер в 1858 году, а Тиссо выставил свои в 1895-м.
                Если заинтересуетесь и будете смотреть эскизы Иванова, посмотрите «Сотворение Адама» 1847-1848г. Удивительное решение образа: Адам лежит на земле. Он, хрупкий мальчик, и громадный Бог над ним, вдыхающий душу! (Только не спутайте с фреской Микеланджело «Сотворение Адама»)  Жутко натуралистично. Бог огромный, как чудище из «Аленького цветочка». Лица не видно, но огромные руки, опирающиеся на землю, и широкая спина Бога… Удивил А. ИвАнов! Мне показалось, что такое изображение совершенно не типично для него! (https://all-drawings.livejournal.com/12044.html)

                А Тиссо сумел по-своему «прочитать» Библию.

                Но вернёмся к фарисеям. В Евангелии фарисеи – основные противники Иисуса. Посмотрите фото 3 на коллаже – там фрагмент картины Иванова «Явление Христа народу».
                На картине в правом верхнем углу видим левитов и фарисеев и двух римских всадников в полном вооружении. В письме к отцу в 1836г. А. Иванов объясняет их присутствие: «Некоторые из них в неистовом любопытстве смотрят на Иисуса; другой мирно улыбается словам Иоанна; третий смотрит на общую цель с окаменевшем сердцем, а четвёртый готов верить. Два римских всадника надзирают за порядком».
                Напомню читателю, что учение Иоанна Крестителя  завоевало большую популярность в народе. Люди толпами приходили к нему,  внимали его словам и принимали крещение омовением в водах Иордана, тем самым соглашаясь с моральным очищением, которое нёс им Иоанн, и пополняли его секту ионнитов.
                Царь Ирод, беспокоясь, что подобные действия Иоанна могут вызвать угрозу мятежа, осуществлял гласный и негласный надзор. Этим и объясняется присутствие на картине левитов с фарисеями и римских всадников, следящих за порядком.
                Постоянный надзор над Иоанном вызвал конфликт с фарисеями и саддукеями.
                Когда они приближались к нему (их даже издали можно было узнать по особенным одеждам, Иоанн, зная их помышления,  грозно обличал их:
                - «Порождения ехиднины, кто внушил вам бежать от будущего гнева? (Мф.;3,;7). Кто сказал вам, что вы избавитесь в будущей жизни от наказания за ваши грехи? После присоединения к Иоанну Иисуса противостояние Иоанна фарисеям распространилось и на  Него.

                Обратился к теме и Тициан. Он писал картину по заказу герцога Феррары Альфонсо д’Эсте. Она украшала дверцу шкафа с коллекцией античных монет в кабинете герцога.
                Сюжет картины изображает попытку фарисеев подловить Христа каверзным вопросом: «Нужно ли платить жителям Иудеи налоги римскому императору (Кесарю)»?  Фарисеи отправили своего человека к Христу с серебряной монетой — динарием. При любом ответе на Христа навлекли бы погибель. Но Иисус ответил знаменитым изречением: «Дайте кесарево кесарю, а Божие Богу». В сюжете картины Тициан изобразил фарисея приземлённым, настойчивым в своей подлости и ничтожным. Морщинистое лицо, в ухе серьга, смуглая жилистая рука, резкий горбоносый профиль и, наоборот, фигура Христа, написанная в розово-красных и синих оттенках, заполняет целиком картину, как бы противопоставляя встречу противоположностей. Выразительны тонкие руки Иисуса, которые не желают касаться поданного фарисеем динария.
                И последний сюжет в очерке – о гравюре Гюстава Доре по притче Иисуса о двух грешниках — мытаре и фарисее, которые молились в одном храме (Лк. 18:17). Притча очень популярна (а на мой взгляд, одна из спорных) и знакома всем христианам. Я выбрал эту гравюру из множества работ. На эту тему писали многие европейские средневековые мастера.
                Для иллюстрации своего очерка я выбрал именно гравюру Доре потому, что множество работ на эту тему выполнены, на мой взгляд, более в карикатурном виде, как, например, картина Юлиуса фон Каросфельда «Фарисей и мытарь» 1860г. (https://aif.ru/lent_easter/leclassic/1100429). Ближе мне акварель Д. Тиссо, но я остановился именно на Доре. В гравюре на переднем плане «надутая» и самодовольная физиономия фарисея, одетого в дорогие одежды, фигура со скрещенными руками, с висящей тростью и распростёртый в молитве мытарь. На втором плане случайные свидетели происходящего. Это Иисус и его апостолы.
                Мораль притчи проста. Её произнёс сам Иисус Христос: «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится»!
                Простыми словами можно сказать, что любой грешник, даже не имеющий личной праведности, как тот мытарь, который воровал и разорял соотечественников, набивая свои карманы, может быть признан праведным перед Богом, если он своей верой и раскаянием встанет на путь праведника! Посмотрите на гравюру: поза  и движения мытаря изобличают глубокое раскаяние в своих грехах. Молитва его предельно кратка, потому что страх и стыд не позволяли ему сказать больше.
                А фарисей сам себя убедил в собственной праведности, и он в своей молитве ни в чём не раскаивается, а наоборот, как бы сообщает Богу о своём благородстве, он набожен и всё в жизни делает правильно! Поэтому более прощённым и оправданным из храма вышел всеми презираемый вымогатель-мытарь, а не набожный и уважаемый фарисей.
                В притче Спаситель показывает, что подлинное содержание человека заключено не в его социальном положении или статусе, а в адекватной оценке себя и своей жизни. Уверенность же во врождённой праведности является тщетной надеждой, влекущей за собой осуждение.

                Почему я выше назвал мораль притчи спорной? Посудите сами: мы знаем много примеров в истории, когда раскаявшийся грешник, а в других случаях и преступник, возвращается к прежней жизни и занятиям.
                Яркий пример – апостол Пётр. Рассуждая о поступке апостола, который трижды отрекся от Христа и раскаялся, важно помнить, что если следовать доктрине, Сам Бог позволяет каждому человеку менять свои решения. И при этом ждёт, каким будет окончательный выбор. А раз так, то чего же стоит такое «возвышение» от сиюминутного унижения?
                Как известно, «предавший однажды – предаст не единожды» или так:
                "Давать шансы человеку, который вас предал, наверное, то же самое, что дать вторую пулю тому, кто первый раз в вас не попал".
                «Всё возвращается на круги своя», – говорил мудрый Екклесиаст. Тему можно не продолжать.
                Кроме того, играет роль и временной фактор, фактор обстоятельств и т.д. Раскаявшийся грешник может быть даже искренен в минуту раскаяния, но на сколько его хватит? Или человек искренне раскаялся и осудил себя, однако под действием обстоятельств или влечения к прежнему продолжил путь грешника?
                Я осмелился сделать предположение, что этой притчей мы обязаны истории появления среди учеников Иисуса мытаря Матфея. Всем известно, что евреи глубоко презирали мытарей и даже не разрешали входить им в синагогу! А из Евангелия от Марка (2:14) и Евангелия от Луки (Лк. 5: 27-29) сообщается о призвании Левия Матфея:
                - «После сего (Иисус) вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, оставив всё, встал и последовал за Ним. И сделал для Него Левий в доме своём большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними».
                Я уже не говорю о собравшемся обществе мытарей. Ну, хорошо, один из них по внезапному озарению стал праведником, а остальные?
                Не могу утверждать, но весьма возможно Иисусу его ученики или  Его почитатели высказывали недовольство присутствием среди учеников мытаря, что тоже наряду с осуждением лицемерия фарисея легло в основу притчи.

                Вернёмся к фарисеям. Если рассматривать фарисеев исходя только из  Евангелий, невозможно понять их роли в обществе иудеев.
                Если фарисеи действительно были «ехиднами», «вульгарными лицемерами», обманщиками, то почему в еврейском обществе фарисеи  были уважаемы, выступали в качестве судей в спорных вопросах? Может быть, речь в Евангелиях относится не ко всем фарисеям?
                Иосиф Флавий утверждал, что «фарисеи пользовались полной поддержкой и уважением среди простых людей. Фарисеи», - продолжил Флавий, -  «ведут строгий образ жизни и отказываются от всяких удовольствий. Всему тому, что разум признаёт за благо, они следуют, считая разум лучшим охранителем во всех желаньях. Они выдаются своим почтительным отношением к людям престарелым и отнюдь не осмеливаются противоречить их предначертаниям. По их мнению, всё совершающееся происходит под влиянием судьбы. Впрочем, они нисколько не отнимают у человека свободы его воли, но признают, что по предначертанию Божию происходит смешение Его желания с желанием человека, идти ли ему по пути добродетели или злобы».
                Если это так, а у нас нет причин не верить столь авторитетному и практически единственному историку того времени, тогда с кем боролся Иисус Христос? Возможно, с какими-то конкретными фарисеями, соратниками первосвященников и саддукеями, с которыми и у фарисеев были серьёзные разногласия, а Евангелия, возможно, уравняли всех фарисеев под одну гребёнку?
                А сколько во времена Иисуса было фарисеев и сторонников Христа, и были ли среди них люди, разделяющие убеждения Иисуса? Во времена Христа число фарисеев доходило до шести тысяч (их количество отмечено во многих источниках), а  ближайших последователей Иисуса было двенадцать (апостолов). К ближайшим апостолам причисляется и апостол Павел (Деян.9:1-20).
                Кроме 12-ти апостолов и Павла, апостолами называют ещё семьдесят избранных учеников Господа (Лк.10:1), но они не были очевидцами и свидетелями дел и жизни Иисуса Христа. Их служение началось после смерти Христа. А сколько сочувствовало Иисусу в народе, сказать трудно. Тут возможны любые спекуляции, потому что любого проповедника той эпохи в народе связывали с Мессией, призванным освободить еврейский народ от римского рабства, и народ, естественно, сиюминутно сочувствовал такому проповеднику.
                Во время иудохристианства зародились небольшие секты, как, например, небольшая христианская секта апостола Петра и других.
                Даже спустя более двух тысяч лет в Израиле христиане составляют всего два процента населения. Поэтому сколько сочувствующих было во времена служения Иисуса Христа,
сказать трудно, но во время суда народ пощадил разбойника Варавву, а не Иисуса.

                Пора заканчивать очерк. Так что же мы имеем, так сказать, в «сухом остатке»?
                Многочисленные безымянные фарисеи изображались в Евангелиях враждебными Иисусу, с ними он боролся всё время своего служения. Однако в новозаветных писаниях упоминаются и некоторые фарисеи, включая Иосифа Аримафейского, Никодима и Гамалиила, которые симпатизируют Иисусу и христианам. Сколько было тех или других, определить невозможно, однако жёсткое обличение фарисеев в Евангелии привело к тому, что понятие «фарисейство» в христианстве и современном обществе ныне употребляется как синоним лицемерия, и это факт.
                Нужно ли разбираться в этих древних событиях, особенно людям верующим? Не знаю. Мне нужно.

Продолжение: http://proza.ru/2022/11/22/1747

Примечания:

*Термин «саддукеи», возможно, связан с именем Садока, первосвященника эпохи Давида и Соломона. По иной версии, представленной в раввинистической традиции, термин «саддукеи» связан с именем другого Садока, ученика Антигона из Сохо. Антигон Сохейский (Антигнос из Сохо (? — 264 до н. э) - еврейский законодатель начала периода Мишны.   (Мишна; — древнееврейский религиозно-юридический сборник; древнейший после Библии сборник законов; первый письменный текст).

** Леви бен Яаков - третий сын праотца Яакова и его жены, праматери Леи, один из родоначальников народа Израиля: потомками Леви были левиты, представители одного из 12-ти колен Израильских. Годы жизни Леви бен Яакова: 2194-2331 гг. /1566-1429 гг. до н.э./)

*** В Иудее  существовали три философские школы: фарисеев, саддукеев и ессеев. Они различались толкованием древних законов, но ессеи во многом были близки к христианству. Именно в их местах обитания были найдены Кумранские списки Библии.
Автор благодарен В. Теняеву за редактирование текста очерка.


Рецензии
Нам всем даётся в жизни время искать ответы на свои вопросы. Но не все даже ставят перед собой вопросы. Вы выбрали очень удачный ракурс для ответов, наполнив их смысловыми оттенками изобразительного искусства.
Необыкновенные очерки. Представляю, какой за ними труд.
Спасибо Владимиру Теняеву. Грамотная редакторская работа всегда облегчает чтение.



Лора Шол   08.01.2023 20:43     Заявить о нарушении
Спасибо, Лора. Честно сказать, я пишу все трудно, поэтому эта работа чем-то особенным не была (если, конечно, говорить о религиозных сюжетах). Я привык к исследовательской работе, в которй жил двадцать лет в ВУЗе. Написание любого учебника более трудоемкий процесс. Но мной всегда двигал интерес к тому, что делаю и не "тащу себя за шиворот" к столу. Наоборот. Это единственная работа, которая мне по здороыью, пока. Зимой пишу, а с мая - дача. Вот ее, дачу, мы с женой и ждем, как манны небесной! Еще раз спасибо!

Вадим Гарин   08.01.2023 21:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.