О гибели двух субмарин

Специалисты считают, что самым сложным сооружением, которое когда-то создавало человечество, до настоящего время являются подводные лодки.  Они сложнее и авианосцев, и космических кораблей. Но чтобы прийти к этому, сделать безопасными для своих экипажей субмарины, надо было пройти долгий путь, сопровождающийся неудачами и гибелью людей. 

Я служил на подводной лодке в далеких 70-х годах прошлого века в качестве начальника медицинской службы. А бывших подводников, как известно, не бывает. Поэтому до сих пор интересуюсь не только тем, что происходит сейчас в подплаве, но и прошлым.  И недавно нашел историю про гибель двух подводных лодок. Одной американской во время Первой мировой войны, а второй немецкой, в годы Второй мировой.

Недавно я написал заметку о том, как американцы копировали немецкие субмарины, которые были намного лучше американских. Вот ссылка на эту заметку.

А вот лодка, о которой первой пойдет в речь в этом материале, была построена еще до того, как янки узнали некоторые секреты немецких субмарин.

Нашёл общую схему, которую выложил на заставке. Оцените количество люков - почти из каждого отсека.  Такие лодки плавали еще  годы Второй мировой войны.  Видел старый, 1943 года выпуска, американский фильм под названием «Опасное погружение». В нем матросы с надстройки спускались вниз через три или четыре люка, расположенных в разных местах – в носу, в корме, в ограждении боевой рубки целых два люка.  Попробуй проследить, насколько хорошо задраены эти люки, когда счет идет на секунды при команде «Срочное погружение». У немецких подлодок и всех субмаринах послевоенной постройки лишь один люк, и его задраивает спускающийся последним командир подводной лодки.  Выход из аварийной подводной лодки предусмотрен через торпедные аппараты и через шлюзовые камеры в боевой рубки и в корме на атомных субмаринах.

Видимо, американцы считали, что наличие большого количества люков поможет спастись большему числе подводников в случае аварии субмарины.

Ну и что - помогло это? Как бы не так. После ходовых испытаний лодка, о которой пойдет речь в первой части моего повествования,  должна была совершить агитационный тур по городам восточного побережья и на Бермудские острова. Т.е. это был не боевой поход и вот чем он закончился.

Командовал ею Чарльз “Savvy” Кук. “Savvy” означает "Сообразительный", и это прозвище Чарльз Кук оправдал полностью.

В 13:00 1 сентября 1920 год Кук приказал подводной лодке совершить срочное погружение, чтобы попытаться соответствовать стандарту ВМФ по погружению менее чем за одну минуту. Максимальное, на что С-5 был способен до этого момента, было четыре минуты. Но в тот день команда посчитала, что способна на большее. Кстати, немецкие подводные лодки 7-серии могли скрываться под водой за фантастические 28 секунд после команды «Срочное погружение».  Правда, это было во время Второй мировой войны и на надстройке не было праздно шатающихся подводников, только несколько человек на мостике, ведущих наблюдение за воздушной обстановкой.

Я читал статью об американском военно-морском жаргоне, в котором есть персонаж, называемый "моряк Шмукателли". Это аналог нашего "матроса Пупкина" - воплощение военно-морского балбеса. В то день эту роль сыграл ганнерс мэйт Перси Фокс. Его обязанностью при погружении было перекрыть главный клапан приёма воздуха. Но у него в тот момент нашлось какое-то другое дело, а когда вода хлынула внутрь прочного корпуса, он рванул рычаг так, что клапан заклинило в не полностью закрытом положении.

На системе были ещё отсечные клапаны и их удалось закрыть все, кроме клапана торпедного отсека. В него попало порядка 80 тонн воды, лодка получила большой дифферент на нос и пошла ко дну. Кук отдал команду продуть главный балласт, но было поздно. Лодка легла на дно, предварительно дважды ударившись о него.

Ситуация была ужасной. Торпедный отсек оставлен личным составом и полон воды. Главный впускной клапан все еще был открыт. Трюмы заполнены. Насосы были бесполезны, поскольку основное питание было отключено после того, как морская вода залила распредщиты.

Они находились на глубине 55 метров, не могли связаться с внешним миром, не могли покинуть лодку, и оставалось 48 часов до того, как командование озаботится отсутствием сообщений с лодки.

Сообразительный Кук, памятуя, что длина лодки 70 метров, принял решение продуть кормовые в надежде, что корма поднимется над поверхностью моря. Корма действительно поднялась, и лодка приняла положение 60 градусов к горизонту. Просто стоять на палубе стало невозможно. Два отсека были покинуты, что значительно сократило объём воздуха. У С-5 были устройства для очистки воздуха, но они располагались в затопленном торпедном отсеке. Конструкторы не подумали об установке очистителей воздуха в каждом отсеке.

Но самая главная беда была не в этом. Морская вода попала в аккумуляторные батареи и начал выделяться хлор. Некоторые матросы уже хватали ртом воздух, громко хрипели и плакали от жжения в глазах. Все было пропитано смесью морской воды, масла и дизельного топлива. 37 человек, погруженных в горизонтальный стальной сигарообразный цилиндр, оказались в вертикальном мире. Положение становилось все более отчаянным.

Однако в кормовой части стало слышно плеск волны, а значит, появилась надежда выбраться на волю. Несколько человек протиснулись в тесное румпельное отделение. Используя ручную дрель, им удалось просверлить сталь толщиной ; дюйма. На это ушло 20 минут. Подсчёт показал, что для создания отверстия, через которое сможет протиснуться человек, уйдёт около 30 часов, им просто не хватило бы воздуха, хлор продолжал поступать, пришлось уже покинуть центральный пост. После пяти часов непрерывного сверления люди проделали щель размером всего лишь 10 на 2,5 см.

После 16 часов бурения и долбления проделали отверстие размером 15 на 20 см. За это время удалось увидеть 2 корабля, но они ушли, не обратив внимания на торчащую из-под воды корму подлодки. Когда показалось третье, Кук приказал привязать к отрезку медной трубы кусок ткани и высунуть его в отверстие. Это был небольшой пароход "Алантус". Он приблизился и произошёл следующий диалог:
-Что за корабль?
- Подводная лодка S-5.
- Ваша национальность?
- Соединённые Штаты.
- Куда вы направляетесь?
- К чёрту, прямо по компасу!

Я думаю, подводники наверняка добавили что-либо покрепче в адрес столь любознательного собеседника.

Вскоре подошёл пароход "Геталс". Моряки с пароходов присоединились к работам. В 03:34 3 сентября 1920 года старший офицер Гришэм и Кук последними покинули лодку.

S-5 стоила 1,5 миллиона тогдашних увесистых долларов, просто так её бросать никто не собирался. Поначалу тужилась вытащить на мелководье "Алантус". Но силёнок не хватало. Потом за дело взялся линкор "Огайо". Он смог выдернуть лодку из донного ила и даже протащил несколько миль, но тросы рвались один за другим.

Попытки загерметизировать лодку и откачать воду продолжались целый год. Водолазы совершили 477 погружений, но безрезультатно. 3 сентября 1921 года, ровно через год после чудесного спасения, S-5 была исключена из списков ВМФ.
Она и сейчас лежит на том месте, где её бросили.

По-другому сложилась судьба U-250. Это была одна из десятков подлодок Кригсмарине, потопленных в первом же боевом походе.

Поначалу она была учебной, но летом 1944 года пришла и её очередь идти в бой. 30 июля она торпедировала в Балтийском море наш МО-105, но это оказалось единственным и последним успехом. В тот же день МО-103 сбросил на неё 5 глубинных бомб. За лодкой стал оставаться след из пузырьков, вторая серия бомб оказалась фатальной. Выскочить на поверхность удалось лишь шестерым, находившимся в центральном посту. во главе с командиром, капитан-лейтенантом Вернером-Карлом Шмидтом.

Глубина была всего 27 метров и советским командованием было принято решение поднять новейшую лодку, тем более в плену находились её офицеры и командир.

И это нам удалось. Несмотря на обстрел немецких и финских береговых батарей, под защитой дымовых завес были подведены понтоны, лодка поднята и отбуксирована на базу. На снимке, который я разметил в комментариях,  повреждения, приведшие к её потоплению.

Лодка была тщательно изучена, чему поспособствовали оставшиеся в живых немецкие подводники.  К тому же на ней были найдены новые секретные акустические торпеды Т5, также называемой Zaunk;nig. Полученные сведения были использованы при проектировании новых советских лодок.

12 апреля 1945 г. лодка была переименована в ТС-14 и планировалась её реконструкция, но 20 августа 1945 г. она была признана полностью непригодной и позже разобрана.


Рецензии