Преступление Каина не снимает вину с Авеля

"И было, спустя некоторое время, Каин принес дар Господу от плодов земли. И Авель также принес от своих первородных овец, и от лучших. И Господь обратил внимание на Авеля и на его дар, А на Каина и на его дар не обратил внимания. B очень досадно стало Каину, и поникло лицо его.
И Господь сказал Каину: "отчего досадно тебе? и отчего поникло лицо твое? Ведь если станешь лучше, прощен будешь; а если не станешь лучше, – то у входа грех лежит; и к тебе влечение его, но ты будешь господствовать над ним".
И Каин говорил к Авелю, своему брату - - -. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его" (Быт. 4:3-8).



И было, спустя некоторое время: Буквально "и было к концу дней", что говорит о завершении некоторого периода, жизненного цикла. Человечество (в лице Каина и Авеля) прошло первоначальный этап физического обустройства и теперь задумалось о духовных основах своего существования.
Как правило, в тексте Торы выражение "в конце дней" понимается в смысле "мессианская эпоха" (напр. см. Раши на Быт. 49:1). Однако здесь оно скорее означает "конец сельскохозяйственного цикла", период сбора урожая. Для Каина это время вполне соответствует понятию "мессианская эпоха", поскольку знаменуется успехами в важнейшем для него жизненном предприятии, освоении земли.



И было, спустя некоторое время, принес Каин от плодов земли дар Господу: Только после того, как жизнь его обустроена, Каин приносит дар Всевышнему. Он приносит не первые плоды, а лишь последние, остаток.
Само по себе действие Каина очень важно и позитивно: ведь приношение Богу ; это основа правильного позиционирования жизни человека на земле. Однако оно содержит ошибку и требует корректировки, ведь Богу следует отделять не остатки, а наоборот, первородное, поскольку сама сила рождать и порождать дается Всевышним, благодаря Ему и вырос этот урожай. Остающееся же в конце сбора урожая ; отдается бедным, чтобы им тоже досталась часть достигнутого богатства.
Каин, считая, что нужно быть добрым человеком и делиться со всеми ; и даже с Богом, ; тем самым как бы ставит Бога в один ряд с бедняками. И это ; фундаментальная ошибка, из-за которой его дар не может быть принят.



И Авель также принес: Авель принес лишь "также", т.е. после Каина. Пока Каин не принес свой дар, т.е. пока человечество не осознало необходимость связи со Всевышним – невозможно было начать исправление, улучшать эту связь и корректировать детали.

Авель также принес от своих первородных овец и от лучших: Авель продемонстрировал Каину два важнейших параметра дара Всевышнему: этот дар должен быть из первородного ; и из лучшего.

Отношение Каина к Богу "как к бедняку" коренится в эгоцентрических представлениях Каина, первого сына – который находится в центре мира, а всему прочему отводится роль периферии. Авель же исходно "брат", т.е. в его мировосприятии изначально есть кто-то другой, первенствующий по отношению к нему - и поэтому он естественным образом отводит Богу место впереди себя.



И Господь обратил внимание на Авеля и на его дар: Бог подтвердил правильность подхода Авеля – одобряя не только само приношение, но и его движущие мотивы.

А на Каина и на его дар не обратил внимания: Указывая этим Каину, что ему следует работать над собой и учиться у Авеля. Каину, однако, трудно воспринять урок от младшего брата.

Неверным будет считать, что "Авель хороший, а Каин плохой". Каин – главное действующее лицо – и важно отметить, что его потомки сохранились в человечестве. Авель же не самостоятельная фигура, в дальнейшем от него ничего не остается, у него нет наследников. Авель не имеет возможности самостоятельно построить человечество - но при этом у него есть потенциал исправлять Каина.


И очень досадно стало Каину, и поникло лицо его: Вместо того, чтобы задуматься о причинах произошедшего и путях исправления ситуации, Каин переполняется досадой и чувством безнадежности. Конструктивное отношение к своим ошибкам, стремление понять и исправить их, не обвиняя других и не впадая в уныние, ; определяют очень многое в жизни человека.

И Господь сказал Каину: отчего досадно тебе: Бог указывает Каину, что его реакция неправильна. Если ты станешь лучше, то будешь прощен, но даже если не сумеешь стать лучше – все же сможешь властвовать над грехом, а не поддаваться ему. Мир не детерминирован, ошибки не закрывают путь исправления. Бог хочет дать Каину уверенность в своих силах и возможностях: если Каин исправится, то сможет достичь даже более высокого уровня, чем Авель.

И Каин говорил к Авелю, своему брату: Каин совершает решительный шаг к исправлению: он обращается к Авелю, предлагает ему диалог, т.е. преодолевает чувство обиды, переходит к конструктивному общению, хочет исправиться. Бог говорит Каину: "Изменяйся" – и Каин пытается измениться! Более того, Каин обращается к Авелю как к брату, признавая тот самый проблематичный для него статус братства, который Авель навязал ему своим рождением. Это серьезное духовное продвижение со стороны Каина.



- - - : Здесь в середине стиха рассказ обрывается (стоит кантилляционный знак разрыва), что в переводе можно выразить многоточием или серией тире. Тора не сообщает нам ни содержания речи Каина, ни ответа Авеля. Мидраш дополняет рассказ Торы различными вариантами их диалога (он говорит о ссоре из-за имущества, или из-за Храма, или из-за женщины), но столь вопиющее отсутствие в тексте Торы содержания слов Каина говорит о том, что сами произнесенные слова здесь не важны. Важен сам факт, что Каин обращается к Авелю, проявляет желание обрести братство, понять и научиться. Авель же не отвечает ему, поскольку видит в Каине не личность в диалоге, а только объект воздействия и воспитания. Он высокомерно полагает, что с него довольно показать Каину пример правильного и успешного жертвоприношения. Он не снисходит до личностного диалога, не пытается понять брата, который хочет обсудить с ним свои проблемы. И тогда Каин убивает Авеля: если ты призван быть учителем, если ты мнишь себя пастухом, пастырем, но не снисходишь до общения, не видишь в другом личность, ; то ты несостоятельный пастырь, ты никому не нужен, а значит, тебе нет места в жизни.


И когда они были в поле: Поле – это место работы, где Каин и Авель должны были оба реализовать себя. Именно не-реализация Авелем своего педагогического потенциала приводит к трагедии. Авель, призванный быть учителем, отказывается взять на себя ответственность, связанную с этой ролью, и поэтому погибает.

Восстал Каин на Авеля, брата своего: Подчеркивание "на брата своего" говорит о "восстании против идеи братства". Каин не может перенести свое униженное положение объекта воспитания, с которым не нисходят до диалога. Он восстает, разрушая почти уже признанное им братство с Авелем.



И убил его: Окончательный разрыв отношений братства выражается в убийстве.

Разумеется, приведенное объяснение не оправдывает Каина: он оказался преступником и подлежит наказанию. Однако преступление Каина не снимает с Авеля его собственную вину. Взявшись быть учителем, Авель несет ответственность за неудачные результаты своего учительства.

   
Библейская Динамика - новый комментарий к Торе

автор текста: Пинхас Полонский

См. также,  ежедневные аудиокомментарии Пинхаса Полонского к текущей недельной главе Торы


Рецензии