Станичники. Божий одуванчик
В своих воспоминаниях я, за редким исключением, пишу о тех людях, кого я не только помню, но и люблю. Вот такой любимицей у меня была баба Хавронья Ханина. Про себя я звала её Крошечкой - Хаврошечкой, как героиню из одноименной сказки. В станице её звали Хавроша или же вообще Хаврошка. Но она не обижалась. Маленького росточка,сухонькая, шустрая она издали походила на худенькую девочку - подростка. Если бы не спина, согнутая под тяжестью лет и тяжелой работы. "Божий одуванчик", ласково называла её моя бабушка.
Муж и старший сын Хавроньи погибли на фронте, младший сын Петр работал в каком - то городе. И все хозяйство легло на её хрупкие плечи. Она была соседкой мамани, моей крестной, тети Федоры. Участки со стороны домов разделял ветхий штакетник, а огороды разделяла межа из акаций. Соседских проблем никогда не было. Правда, одно лето мне запомнилось именно из - за проблем и как ни странно, источником их оказалась я.
В то лето нас у бабушки было четверо. Я, два моих старших брата, Саша и Серёжа, и младший Боря. У мамани кроме большого огорода был шикарный сад. Огромные яблони, абрикосы, сливы. Ребята их ели даже зелеными, а я не могла, с детства мой организм не переносил кислоту. Я могла есть только сладкое. Загоняя с огорода в двор курей, я вдруг заметила у Хавроньи в саду небольшое дерево с красными яблоками. Так как заборов и плетней не было, я подошла к дереву и сорвала яблоко. К моему радостному изумлению, оно оказалось сладким. Я сорвала пару штук и слопала с удовольствием, чувствуя себя немного преступницей. Ведь бабушка и дедушка всегда нам внушали, что чужое брать нехорошо. Но так хотелось яблочек....
И я каждый день съедала по два яблока. Наверно, оставила след, протоптав к яблоньке тропинку. К тому же меня выследил Борис, но согласился хранить в тайне мой " бандитизм" и даже обрывал яблочки там, где я не могла достать. В конце концов сей наглый грабеж заметила Хавронья и пришла жаловаться бабушке. Хорошо, хоть дедушка не слышал, он был скор на "расправу". Бабушка отругала двух старших братцев за воровство соседских яблок. Мы с Борей молчали как партизаны. Сергей и Саша решили отомстить Хаврошки. Способ избрали очень оригинальный.
Когда наседка - курица высиживает цыплят, то не из всех яиц вылупляются цыплята. Такие испорченные яйца называются болтухами и их подкладывают в гнезда, где куры несутся. Если болтух разбить , то будет страшная вонь. И вот ребята устроили соревнование: кто докинет болтухи до двора Хавроньи. К счастью, соседка быстро сообразила, кто и за что закидывает её двор вонючими "бомбочками". На другой день она пришла к бабушке с ведром, полным яблок. Военные действия прекратились к полному удовольствию обоих сторон.
Вообще, встав уже взрослой, я не перестаю удивляться терпению и доброте людей, родившихся до революции, перенесших на своих плечах все войны и потрясения 20 века. Другой случай, который мог бы привести к соседской войне, случился из - за рыбалки. Как я уже писала ранее, пройдя огороды и луг, можно было пройти прямо к Чамлыку, не очень большой реке, где мы купались и ловили рыбу. Берега у речки были крутые и высокие, но были и хорошие места с перекатами и глубокими яловами (омутами). И вот к нашему любимому месту самая короткая дорога пролегала через соседский огород, где была посажена картошка. За два месяца мы протоптали хорошую дорожку.
Где - то в середине августа, когда все станичники копали картошку, к нам пришла смеющаяся Хавронья.
- Я то видела, что озорники вытоптали мне два рядка картошки, да и махнула рукой. А как стала копать, так там была самая крупная картошка и помногу в кусте.-
Бабуля объяснила этот феномен так:" Лето было засушливое и ребята вбили влагу в землю, поэтому и картошка такая крупная". Все согласились с её вердиктом.
Через два года к Хавронье приехал её сын, он был сильно болен. Туберкулез легких. Бедная его мать делала всё, чтобы он поправился. Она приходила к мамане после каждой дойке купить парного молока, маманя отдавала ей всегда за полцены, а часто и вообще бесплатно. Бабушка давала для Петра мед, но, к сожалению, через год Петя умер. Хавронья приходила к бабушке и плакала: Петенька как ангел, умер тихо, всё боялся меня потревожить". И лицо у неё в эти моменты становилось светлым и одухотворенным, как на старинных иконах.
Свидетельство о публикации №222102800604
Галина Терешенок2 15.11.2022 09:11 Заявить о нарушении