Осип Мандельштам
Звук осторожный и глухой
Плода, сорвавшегося с древа,
Среди немолчного напева
Глубокой тишины лесной…
1908 г. -
......
...и ещё десятки стихов из первого и второго сборника ("ТRISTIА").
Далее: он волновался не зря, что из санатория (довольно, по-видимому, обшарпаного) его могут отправить намного "подальше" - так и получилось, его отправили в концлагерь, где он и погиб в 1938 году. Прекрасно, знал, в какие времена живёт.
........
Интересно, что когда белогвардейцы на Юге захватили его, посчитав "советским шпионом", Макс Волошин смог отстоять его, явившись в "белую контрразведку" и сказав примерно так, что вы (точнее - вы что!) это же один из самых выдающихся поэтов России, и белые его отпустили. А когда лично Сталин позвонил Борису Пастернаку, чтобы спросить его, правда ли, что Мандельштам - великий поэт (сам он возможно это чувствовал, но не понимал вполне этого "пыльного акмеиста"*), Пастернак что- промямлил невнятное. Можно сказать, что это Пастернак был трус, но можно предположить и ещё что-то: люди в СССР стали всего бояться, бояться сказать что-то "лишнее", чтобы не попасть под каток реп., общество атомизировалось, каждый за себя, "не болтай - доболтаешься!" (это хорошо видно в воспоминаниях многих людей, в том числе в мемуарах жены поэта).
"Пыльным акмеистом, который завтра будет забыт" назвала его советская лит. энциклопедия тридцатых годов (известно, кто конкретный автор сего текста и пассажа, не самая порядочная личность)...О нём писали всё меньше и меньше тогда - "не положено было", был репрессирован, на до было о нём "забыть"...Но его любили и любят. Пишут о нём по-русски, по-английски, по-польски и на многих других языках, переводят (пытаются переводить). "Пыльный акмеист", его творчество пережило тех, кто его травил...
Свидетельство о публикации №222102800750