Где мы живем Очерк

СЕРГЕЙ  НОСОВ
ГДЕ МЫ ЖИВЕМ
ОЧЕРК


    Говорят обычно  - этот человек живет в городе таком-то.
     Но не вообще же живет он в данном городе «как таковом» - не на улицах и не на площадях и не в парках этого города он реально  живет, -  а в определенном доме и в определенной квартире. 
         Дом этот расположен в определенном районе. Квартира эта тоже имеет свое внутреннее расположение и обстановку. И все это зачастую важнее для человека чем сам город где он живет.
            По улицам своего города (особенно в плохую погоду и особенно холодной зимой) любой человек чаще всего ходит только по необходимости и по времени не так уж и долго в течение дня.
             Основное время человек неизбежно проводит в себя дома - и там и проходит реально его жизнь.
            Правда, бывает, что работать человеку приходится тоже много и потому немало времени проводит он и на своей службе.
               Но и тогда как личность со своими пристрастиями и особенностями он раскрывается все равно именно у себя дома. А на службе - выполняет положенные функции. И все.
          Это я пишу к тому, чтобы высказать такое вот наблюдение над самим собой - я как коренной житель Санкт-Петербурга, в нем и родившийся, не так уж и хорошо знаю свой город, много где в нем  просто не бывал.
                Некоторых районов нынешнего Петербурга я как говорится и в глаза не видел - например, новостроек Купчино или новейшей части Московского района вокруг площади Победы с ее первыми советскими высотками.
            Конечно, я знаю исторический центр Петербурга - район около Невского проспекта, Дворцовой и Исаакиевской площадей.
          А так же знаю и район Летнего сада, Марсова поля и набережной Фонтанки недалеко от Невы, включая так же и близкий к этим местам Литейный проспект. Эти места старого Петербурга  мне хорошо известны и как-то по человечески близки и приятны.
            В основном же я проводил и дни и годы своей жизни в тех районах города где реально жил - на шестой линии Васильевского острова, потом в тогдашних новостройках Гавани Васильевского острова, затем короткое время на сталинском Лесном проспекте, впоследствии в приятном зеленом районе новостроек Академии Наук СССР у проспекта Тореза и парка Сосновка.
                Наконец, прожил несколько лет и в старом центре Петербурга, между Лермонтовким, Измайловским и Московским проспектом (до обводного канала), на пятой, а потом на восьмой Красноармейских улицах. Но - в обоих случаях в комнатушках в коммунальных квартирах.
                И наконец с осени 1994-го года я живу в кирпичной пятиэтажке у Ланского шоссе, совсем недалеко от старой железнодорожной станции Ланская ( по направлению на Сестрорецк, Зеленогорск, Выборг и  Хельсинки).
                И в этих уголках Петербурга я и проводил реально большую часть дней своей жизни.
                Ведь, я и работал же всегда дома -  писал свои статьи по истории общественной мысли и литературы, писал свои книги о русских писателях и мыслителях.
                А теперь пишу нескончаемым потоков свои стихи уже восемь лет почти, иногда обращаясь и к жанру очерка, -  философского или же очерка мемуарного плана.
                Творческим трудом заниматься «на публике» и не уединенно невозможно. Если это не деятельность театрального артиста, оперного или эстрадного певца, конечно.
                Чтобы писать книги о мыслителях и больших писателях, чтобы писать статьи о литературе и культуре и об истории мысли -  необходимо уединение.
          И для создания стихов тоже нужно уединение
         А так же нужна  особая свобода сознания когда ты вроде бы ничем и не поглощен, не занят. Но - в этом именно состоянии рождаются в сознании самые неожиданные образы и ассоциации, которыми и живет настоящая поэзия.
                Когда я стал с лета   2015- го года всецело поглощен именно поэтическим творчеством, я часто на вид ничем особенно и не занят целыми днями.
                То  неспешно читаю какую-нибудь книгу, неважно какую (то по истории Петербурга, то одну из распространенных ныне серий - «Сто великих людей», «Сто великих изобретателей», «Сто великих музыкантов), то пройдусь, если погода приятная, по близлежащим зеленым дворикам, то просто смотрю долгое время в окно на деревья у дома, на то как их властно раскачивает ветер и на то как торопливо бегут по хмурому обычно небу какие-то испуганные, суетливые облака…
                И при этом я вроде бы никакой работой или деятельностью и не занят - внешне конечно.
                А на самом деле в этом состоянии «свободного полета» сознания, когда оно на вид ничем особенно не загружено, и рождаются - спонтанно и вольно - мои стихи.
              Но на самом деле мне нравится и  то, что я теперь свободен - не хожу ни на какую службу, никому ничего не должен, строю свои дни так как мне захочется.
               Действительно мудрые слова сказал когда-то поэт - «на свете счастья нет. Но есть - покой и воля.»


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии
 В настоящее время является автором более 1000 журнальных публикаций в России и за границей. 
Печатался в  журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «ЛИТЕРА НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД), «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), «НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ» , в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019), «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ), Альманах «ЦАРИЦИН» выпуск 2  (Волгоград, 2022). «ФУТАРК» (Журнал мистики и литературы)  и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий - премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 27-ми тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге.
ИМЕЮ СВОЙ АВТОРСКИЙ КАНАЛ НА ДЗЕНЕ, ГДЕ ВЕДУ ЛИРИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК, ПОМЕЩАЮ СВОИ СТАТЬИ, СТИХИ И ИНЫЕ СВОИ ВЕЩИ
АДРЕС МОЕГО КАНАЛА НА ДЗЕНЕ – http

            
            


Рецензии