Герасим

Г е р а с и м

Своему товарищу,
журналисту Александру Погребнеку,
(очень похожему - на «Шурика»)
посвящаю,…

Вступление:
Саша поражал, своей детской наивностью. Он мог обидится, как ребёнок. Мог потом, долго не разговаривать. Погребняк был наивным, но, при этом, - он знал, все журналистские штучки, мог грамотно разговаривать, анализировать события и т.п. Дожив до сорока лет, он не смог сохранить свою семью и проживал, - с Мамой.

Вообще, надо честно сказать, что Саша, - не совсем с моей компании. Так уж по жизни случилось, что кого только рядом, со мной не вертелось в двухтысячные годы, - и хитрые торгаши, и рабочий люд; полицейские, как бывшие, так и действующие; криминальные личности различной направленности и даже, городские депутаты. Журналисты тоже были и, не мало, но,… Вот таких наивных, как именно Саша, - больше не было.
……………………………………………..
День был хорошим и тёплым. С утра удалось сделать много полезного и я, - был в хорошем настроении. Удалось помочь хорошему человеку, - дешевле растаможить иномарку. Тот «проставился», и на обед, - были не только изысканные продукты, но и такой же дорогой алкоголь.

Старый кореш Женька, забежал спросить, - смогу ли я, помочь решить накопившиеся вопросы с ГАИшниками? Мы разговорились в свойственной нам манере, и как старые друзья, - вышли на улицу.

- Что там, у тебя?
- Да я, не пил, вообще. Да, - ехал. Да, - был запах. Но это, - старый перегар! Что мне делать, если у меня, - обмен веществ такой. Хоть чисти утром зубы, хоть не чисти,…
- Когда права забрали?
- Вчера. Козлы,…
- Деньги предлагал?
- Нет. У меня, не было с собой. Машину забрали на «штрафстоянку».
- Ладно,… Попробуем, что-нибудь решить. Иди домой, - я позвоню тебе сам.

Рядом остановилась тонированная «девятка». Мы повернули головы. Открылась водительская дверка, - раздался песня, какого-то «блаторя» из автомагнитолы и, к нам вышел, - сам Коля Шишкин, - по кличке «Шишок».

- Салам мужики! Чё стоит? Кого ждём? – спросил бывший сотрудник полиции, а ныне, более известный, как «человек, который может решить некоторые криминальные проблемы».

 У него нюх, на деньги, что ли?... Как только, где-то начинают «мутиться» какие-то дела, при которых можно получить «бабосы»,-  этот кент, - через пять минут уже, там. Меня не устраивала в данный момент его компания, и прошлось экспериментировать.

- Стоим. Ничего не делаем! Оружия и наркотиков, - нет!
- Смешно! – нашёлся Коля, - Я просто мимо ехал,… Гляжу, - вы стоите, здесь,…
- Тебя ждём! – продолжал подкалывать я, - Кстати,… Тебя искали тут, Люди,…
- Какие Люди? – встрепенулся Шишкин.

Я ещё не успел придумать «какие Люди» и, куда бы его, - можно было послать подальше и подольше, но,… Вспомнил старую (матерную) поговорку.

- Ды-к, этот,… Как, его?... Блин, забыл,…
- Кто  спрашивал то, Валерыч? – с неподдельным интересом, спрашивал «решала».
- Ты, я слышал,… Там что-то «намутил», да? Вот и искал тебя, этот,… Как, его?...
- Да не тяни резину, Братан! – говори, кто искал и я, - поехал дальше.

Старый кореш тоже замер, но зная меня лучше, чем Шишкин, уже ожидал какой-то хохмы. Я собрался и, со всей серьёзностью, - выдал:  - Так, Герасим искал!
- Тьфу! - облегченно вздохнул Николай, - Ну ты, чудила! Напугал:) Этой шутке, - уже триста лет. Меня, - не проведёшь!

«Шишок» запрыгнул в машину и, с визгом колёс, уехал по своим делам.

- Вот «кадр»! На мякине не проведёшь! Ты что Валера, хотел его поймать на этой старой шутке?
- Да, нет,… Просто не знал, что сказать. Думал вдруг, - да получиться.
- Не получиться, - продолжал старый друг, - Шутку про Герасима и его Муму, - знают ВСЕ. Бессмысленно её, кому-то говорить.
- А вдруг, - КТО-ТО не знает?
- Все, знают. Ну, да-к, что со мной? Перезвонишь мне, сегод,…

- ПРИВЕТ мужики! – раздалось сбоку.

Занятые разговором между собой, мы не заметили, как сзади подошёл Погребняк.

- Не помешал? – учтиво спросил журналист, - Если помешал, - извините.

Саша всегда, мне напоминал, - Шурика, - из кинофильма Леонида Гайдая «Приключения Шурика». Точно такой же, - худощавый. Точно такой же, - «очкарик». И даже характер и повадки были - один, в один.

- Нет, Саша, не помешал, - всё нормально, - ответил я, - Мы уже, почти, закончили.

Погребняк, - не Шишкин. Я и правда, был рад, его видеть. Разговор со старым корешем, был закончен, можно было бы пообщаться и с Александром. Мы пожали руки и я, чисто инстинктивно, а может и по привычке, спросил: - Ты Герасима то, не видел?...

- Герасима? – переспросил Саша, - Не-е, не видел,…

Мы переглянулись с Женькой. Неужели ещё остались, такие люди?!

- Как не видел? – опять спросил я, - Не знаю,… Он искал тебя, - не нашёл разве?...

Погребняк снял очки, став ещё смешнее и, протерев их платочком, опять надел.
- А что ему надо-то?...

Женя с трудом сдерживая смех, оскалив зубы сказал: - Не знаем, ЧТО ему надо, но искал он, - ИМЕННО тебя. Злой был,… Как, собака! Чё хотел, - не знаем,…

Погребняк начал бледнеть. Переставляя взгляд  с одного собеседника, на второго, он как бы мысленно спрашивал, - «За что? Кто, искал? Зачем?».

День был хорошим, настроение тоже. Когда ещё удастся, посмешить друг друга. Если бы мы знали, - к чему приведёт наша общая шутка, - мы бы, возможно и не стали бы так делать. Но,… Что произошло, - то, произошло.

- Так,… Подождите,… Зачем искал то? – икая, спросил журналист.

Была моя очередь шутить и я, с самой серьёзной харей, выдал очередную порцию старого юмора. В этой шутке, - было главное – накрутить «клиента» до определённого состояния, а потом, - со смехом, рассказать ему, что Герасим, - мягко говоря,… Ревнует «клиента» к своей, так сказать, - сожительнице, - собачке, по имени «Муму»:)

- Саша! Мы, к сожалению,… Не знаем, зачем тебя ищет этот Герасим. Понимаешь, он,…
- Да кто, это такой?! – попытался как-то отреагировать Погребняк – Он, кто?... Я что-то, даже забыл сразу спросить, про это,… КТО, - ЭТО?!...

- Да ты, что Саша?! – с выпученными глазами спросил Евгений, - Ты, - не знаешь ГЕРАСИМА?!... Да ты, что?!...

Здесь было главное, не рассмеются. Всё время, представляя перед собой, ту картину, - где Герасим - «дружит» со своей собачкой:), мы еле сдерживали хохот. Наши лица, принимали самые необыкновенные рожи и это, как потом, оказалось, - было ещё страшнее, для Александра. Он был погружен в свои, мысли.

Быстро попрощавшись, Погребняк ретировался. Мы ещё немного посмеялись, удивляясь, что находятся же люди, которые никогда не слышали о старой шутке про Герасима. Шутка родившаяся где-то пол века назад, - считалась уже старой и порой, даже глупой.
……………………………………………………………..
Прошло несколько дней, в том числе и выходные. Работа и семья. Семья и работа. Об Александре, - я позабыл, так, как – не придал особого значения, встречи с ним. В понедельник,  находясь не на своём обычной рабочем месте, - принял звонок на сотовый.

- Валерий, - подъедь на работу, здесь тебя,… ожидают.
- Да, хорошо. Через пятнадцать минут, буду, - ответил я и, раздумывая кому я там мог срочно понадобиться, выдвинулся в сторону работы.

Подъехав к зданию, увидел топчущегося возле крыльца Погребнека. Возможно Саша, хочет поговорить о чём-нибудь, на журналистские темы, - подумал я, - Но, в чём, срочность?...

- Привет, Саня!
- Здравствуй Валерий! – тактично и с улыбкой, приветствовал меня Погребняк.
- Случилось чё?...
- Нет, нет, - всё нормально. Шёл мимо и, вот решил зайти.

Саша, не умел врать. Возможно он, не идеальный человек, но, - врать, точно не умел. Я не мог догадаться, что его, привело ко мне. Пришлось ждать момента, когда она сам, расколется.

- Как здоровье, твоей Мамы? Всё, нормально?
- Да, спасибо. Всё, нормально. У меня вот, что-то,… Голова болит.
- Зайдём ко мне в кабинет? Плесну тебе стопочку коньячка? – дружелюбно спросил я.
- Не-ет, не надо. Спасибо! Давай здесь постоим, на улице,… Погода хорошая, сегодня.
- Базару, - нет, - соглашаюсь я, - Погода и впрямь, - классная.
- Хотел спросить, тебя,…
- Да, да!
- Я, тут думал и,… Понимаешь,… Не могу понять,…

На крыльцо вышел, наш общий знакомый товарищ, - Игорь Красильников. Игорь работал в технической  области, а точнее, - со всем, - что связано с автомобилями.

- Кому стоим? Чего ждём? – с улыбкой, спросил «механик».

Видно было, что он, никуда не торопится и находится в хорошем настроении.

- Не помешал? – деликатно спросил он.
- Нет, что ты, - ответил я, и обратился к Саше, - Да-к, что ты, хотел сказать?

Погребняк замялся, поглядывая на Красильникова.

- Я, хотел спросить, про,… Ну, про, этого,… Который, искал меня.
- Что? – не поняв, о чём идёт речь, спросил я, - Не понял. Про, кого?
- Ну, этот. Ну, ты, - должен помнить.
- Не понял, Саша. Про кого, - должен помнить?! Поясни.

Игорю, по-видимому, тоже было интересно, чем продолжится наша беседа и он, уставился на журналиста.

- Про, Герасима, - наконец, выдохнул Погребняк, - Он, всё ещё меня, ищет?...

У меня сейчас, - голова лопнет. От, смеха! И голова, и сердце треснет. И не только сердце треснет, но и, - штаны лопнут. Это же, надо?!... Почти пять дней прошло, сука! А он,… А он, вспомнил о,… Герасиме!

Еле сдерживая улыбку, я украдкой взглянул на Красильникова. Тот, хоть и с трудом, но въехал в тему. Рот его, не улыбался, но глаза были, - СМЕШНЫЕ.

- Саша! Ты про что, говоришь? Какой Герасим?!...
- Да, возможно тебе смешно, Валера. Но! Мне вот, - не до смеха. Какой-то Герасим, зачем-то меня ищет(?),… По слухам, - он, очень злой, на меня. Вам, может это и смешно, но мне,…

Саша запнулся, подыскивая нужные слова. Но слов, уже больше можно было бы, и не говорить. Красильников согнулся пополам, сдерживая смех. Я, - еле, устоял. Сдерживаясь из-за всех сил, что бы не заржать, я уже тоже, не знал, что говорить. Погребняк понял это, по своему.

- Смешно, да? Смешно, что вашего товарища, хотят убить?!... Ну что вы, за люди такие? Нет, что бы заступиться за меня, перед этим Герасимом. Кстати,… А он сам то, большой?... Какой он, из себя? Здоровый?...

Игорь со слезами на глазах, выдал следующую порцию «ужастика».

- Писец, какой здоровый! Просто, - ПИ.ДЕЦ, какой-то!

Я, отвернулся, что бы скрыть своё лицо. Красильников, почуяв жертву, - продолжал: - ЗВЕРЬ! И не просто зверь,… Он, если тебя найдёт,… Это всё, - писец! Он знаешь какой, сука? – Игорь поднял одну руку выше своей головы, где-то ещё на полметра, и добил, - Убьёт нахер! Не задумываясь, сука!

Погребняк остолбенел. Тёмная оправа очков, стали сильно выделятся на его белом лице. Он, не моргал. Мозг и, вся его человеческая сущность, кричала, - ЗА, ЧТО?!... Он перевёл свой взгляд с Игоря, на меня.

- Это, правда? – почти шёпотом, спросил он.
- Э-э-э,… Как, тебе сказать?... Я с Герасимом, лично не знаком, но,…
- Что же мне, делать?
- Беги, Саня! Беги! – перестав смеяться добавил Красильников, - Если он, - тебя найдёт, - то,…
- Да что я,-  ему сделал? ЧТО?!...

Я не знал, что сказать. У этой шутки, - нет, решения. У этой шутки, - нет своего, кого-то точного конца. Эта шутка может длится минуту, или даже несколько секунд, - для кого, как. А вот для таких, как Погребняк, она может длиться,… Хрен знает, сколько.

Саша ушёл, даже не попрощавшись. Люди, которые подходили к нам в следующие минут пятнадцать, спрашивали, - что вам, так весело?

Я смеялся и ничего внятного, сказать уже не мог. А  Красильников, смешивая свой ржачь со словами, пытался рассказать, что – есть ещё люди:), есть ещё лохи:), - которые верят в старые сказки про Герасима(!). Каждый, кто подходил, - через несколько секунд, - сгибался пополам. И чем страшнее делал рожу «механик», при обрисовывании ситуации, - тем больше людей он обрекал на гогот. Каждый из них, живо представлял, что может сделать Герасим, если «кого-то» поймает с его «Мумой».

День шёл, как обычно. Говорят, что понедельник, - трудный день. Но это, нельзя было сказать, применительно к десятку мужчин, которые стояли на крыльце, и просто падали от смеха, при этом вытирая глаза.
……………………………………………………………..
Вечером, ужиная, - пришлось рассказать всю эту историю жене. Супруга (как и многие другие женщины) не слышала про эту шутку и поинтересовалась, за что этот Герасим, -может убить?...  По ней было видно, что такие розыгрыши, - она, не одобряет.

Пришлось ей рассказать, что бывает когда «КТО-ТО», - трахает такого сказочного персонажа, как – собачка, по имени «Муму». Реакция супруги, не удивила. Какое-то время, она не смогла ужинать. Смех мешал жевать, пить и, вообще, говорить.

Потом, сквозь слёзы, она сказала: - Сашу жалко,…
- Ты, не поверишь! Мне, - тоже.
- Вы ему, скажите?
- Конечно скажем, - ответил я, заглатывая кусок котлеты, - Что же мы, - звери какие, что ли?...
- А когда скажите? Завтра, да?...

На самом деле, у меня не было в планах, что-то сказать Саше завтра. Более того, у меня не было в планах, сказать что-то Саше, - и послезавтра. Во-первых, - не факт, что он придёт в эти дни (что-то мне подсказывало, что какое-то время, мы его, пока не будем видеть); а во-вторых, в этой шутке, - должен быть ХОРОШИЙ финал.

Тут человек (ну, тот, который умный) должен САМ до всего докопаться, понять, так сказать, что его разыгрывают. Ведь если человек, не знает, какую-то старую шутку, - это не сильная такая проблема. Всяко, бывает.  Но, можно у кого, - просто спросить. Если не понял, что это розыгрыш, - то в таких случаях обычно, - интересуются у своих знакомых и близких, - Что, мне делать? Как мне, быть?

Но мы, - переоценили Сашу. Погребняк, - не такой. Он,  - ни к кому, не пошёл. Он, - ни у кого, и ничего не спрашивал. Свершилось самое страшное, что бывает в таких случаях. Человек, - ПОВЕРИЛ. Поверил в странного незнакомца, с очень редким именем Герасим. Не разобравшись в происходящем, не посоветовавшись ещё с кем-то, - Погребняк, набрал водки, закрылся (на все замки!) дома и, - начал пить.
………………………………………………………………..
Прошла неделя. Прошла, вторая. Мы, не видели Сашу. Шутка про Герасима постепенно забылась. Ежедневные планы, работа и семья, - затмили какой-то нелепый розыгрыш.

Возможно если бы я, встретил Александра, предположим где-нибудь на улице, - я бы вспомнил о шутке, и возможно даже - рассказал бы ему о том, что его разыгрывают, но,…  Саши запил. Душа задавленная страхом, - просила водки. Мы об этом, не знали. Жизнь шла, своим чередом.

Где-то через месяц после этих событий, мы, как обычно в обеденный перерыв, устроили перекур прямо на улице, перед зданием. Стали, в теньке, так как Солнце, палило нещадно. Кто-то проходил мимо, - здоровался. Кто-то подходил, интересовался тем, или иным вопросом и, шёл дальше. Ничего не предвещало бурю.

Разговор шёл, о работе, о планах на осень и т.п. Один из сотрудников похвастался, что поменял свою машину, на - более лучшую. Тут же завязался спор, что лучше – отечественная «девятка», или поддержанная уже «иномарка»?

И тут(!), - я увидел, - как к нам из далека, идёт наш потерянный журналист.

- О! Саня, идёт. Наконец-то! Очухался. Слава, Богу!
- А что с ним, было? – спросил меня, коллега по работе.
- А ты что, - не знаешь что ли? – перехватил вопрос Красильников.
- Нет,… А что, случилось то?...

Пока Погребняк, шаркающей походкой шёл к нам, Игорь в двух словах, успел передать весь фокус от разыгравшегося месяц назад розыгрыша. Кто-то, заржал потихоньку, кто-то улыбнулся со словами, - «а что, - ещё находятся такие, - кто не знает, эту шутку?».
Нашёлся и один, заступник, - не без, этого.

- Надо, поди, сказать ему? А?...
- А ты что, - думаешь он, ещё не знает? Вряд ли. Кто-то уже, всяко напел – ответил Игорь, - Не совсем же он, дурак?...
- Тише. Он походит, уже(!).

На Сашу, было больно смотреть. При всей его худобе, он выглядел - ещё похудевшим. Под глазами, - мешки. Дрожащими руками, он снял очки, протёр их платочкам и, снова одел.
 
- Здравствуйте, - кого не видел, - как-то потеряно, поздоровался Александр.

Мы все по очереди, пожали ему руку. Никто не торопился, что-то спрашивать. Все ждали, что скажет сам Саша. Мне не хотелось вспоминать роковой розыгрыш, но что бы как-то отвлечься, спросил: - Ты где был, Александр? Мы тебя, потеряли. Всё, нормально у тебя?...

- Да как у меня, может быть, всё нормально? – вопросом на вопрос, ответил Погребняк.

Нет, нет! Только не сейчас! Умоляю тебя, Господи(!), - не дай ему ОПЯТЬ что-то спросить про этого «Герасима»! Нас же здесь, с десяток человек. Дюжина людей, которых мёдом не корми, - дай только поржать над кем-то. Пусть он скажет, - что болел там,… Или, уезжал куда-то,… Только, не «Гера,…

- Сами же сказали!
- Что сказали? – ещё не теряя надежды, что всё закончиться нормально, спросил я.
- И ты. И ты, Игорь. И,…

Погребняк закашлялся, опять протёр очки и, продолжил.

- Почти все вы, - сказали, что мне - «писец». Так?... Так! Но! Никто из вас, не только не заступился за меня(!), но и,…

Народ, начал уже улыбаться.

- …никто из вас, - продолжал Саша, - Так и не объяснил мне, - кто такой Герасим и, почему он, - хочет меня убить!

- Я хотел тебе сказать, Саша, что,…
- Подожди, Валера – оборвал меня Погребняк, - Дайте я, закончу.
- Саня! Я имел в виду, что мы, так,…
- Не перебивай меня! – опять возразил Саша, - Разве так, делают?...

Всегда найдутся люди, которые готовы продолжить, даже самую заигравшуюся шутку. Пока я, думал, как объяснить Саше, что это,… Так, сказать затянувшийся розыгрыш, - со всех сторон, посыпались реплики.

- Саша, - мы не причём, здесь. Герасим сам выбирает, своих жертв.
- Саня, друган! Ты вспомни, - может что, кому, не так сделал, а? – пытался даже кто-то, «подсказать» жертве.
- Ты что? Герасима не знаешь?... Да, как ЭТО, возможно?!
- Саша, - может ты ОБИДЕЛ кого, а?

Я практически никогда не слышал, что бы Погребняк когда-то матерился. Но тут, - Сашу, - понесло.

- Да я, сука, - закрылся дома! За хлебом, - боялся блин, выйти. Что я, - не так сделал, этому Герасиму?!... Где я, оступился?...

Народ, всё-таки не выдержал. Смеялись, все. Мне было, очень жаль Сашу. И не за то, что он плохо знает предмет «литература», и может даже не за то, что не знает старых шуток, а за то, что – не нашёл он себя, в этом жестоком мире. Наивность и кротость, - не самые плохие качества человека. Но где же тогда, - интуитивность? Где, - логика? Где, самое простое - чувство юмора?

Я, можно сказать, -  заварил, эту кашу, мне, - как я и предполагал, - необходимо было, и закончить этот бесплатный, юмористический концерт.

- Саня! У тебя есть, деньги?
- Что?... Какие, деньги? Не понял тебя, Валера,… Ты, о чём?
- Деньги есть с собой? – глядя вполне серьёзно, спросил я.
- Деньги?  Деньги есть. А сколько, надо?...
- А сколько стоит, избавление от Герасима? Сколько ты, - готов заплатить за откуп, от этого, типа?

Народ, продолжал улыбаться, поняв, к чему я всё это виду. Переглядываясь и подмигивая, они смотрели то на меня, то на Сашу.

- Да я,…  Да я! Хоть что, не пожалею, - что бы откупиться от этого хера-Герасима! Я уже не знаю, где ОТ НЕГО прятаться! Я уже не знаю, сука, - как жить, и что делать?! Сколько денег, надо?...

Никто и не собирался, на журналисте наживаться. Но и отпускать так, - тоже было нельзя. Нужен был урок. Урок, - на всю, оставшуюся жизнь. Пусть сегодня всё закончиться, шуткой. Но это, - не самый плохой вариант для человека.

- Сколько надо?... Я могу занять, даже,… Я,…
- Ты знаешь, где ближайший гастроном?, - уже не скрывая улыбки, спросил я.
- Гастроном? – переспросил Погребняк, - Знаю. Здесь рядом, через два дома.
- Ну тогда, - дуй, давай в «лавку»,… Купи, - литр водки. Всё.
- Литр водки?... Всего?!...

Сашу купил водку. Я объяснил ему (при всех собравшихся), что – «трахать чужих собачек, - нельзя. Особенно нельзя приставать к «Муме»:), потому, что за это, - Герасим может - сам трахнуть, кого угодно!».

Народ, разошёлся довольный. Концерт по заявкам, - был, окончен. Эпопея с Герасимом, была благополучно, - завершена.

Саша от радости, - даже всплакнул. Облегчение, которое наступило, - было для него, как – начало новой жизни. Мы сидели у меня в кабинет, - пили водку и закусывали какими-то конфетами с чаем.

Я не мог не задать, этот, вроде обычный житейский вопрос:
- Саша! Ты на меня обиделся?
- Что ты, Валер! Ты мне, такую радость сегодня принёс! Вообще, не сержусь. А если честно, - то сам, долбаёб. Как можно было забыть, эту старую шутку и эту старую сказку, про «Герасима»?! Сам себе, удивляюсь.

Р.S.
Лет через десять случайно узнал, что Саша,… умер. Сказались какие-то полученные им ранее, травмы. Получив сначала «инвалидность», он еще какое-то время мог выходить из дома. Но, однажды,… Не вышел.
Царство тебе Небесное(!), товарищ ты мой «по перу». Покойся с миром. А за шутку,… Ну прости ты меня старого, пожалуйста, - ещё раз.
Аминь.

В.К. 28.10.2022г.


Рецензии