О буржуйском доме моего дедушки

     О "буржуйском" доме моего дедушки (учителя математики) Полуэктова Ивана Федотовича на улице Гоголя в Томске.
     Домик (со слов моего отца) ранее полностью принадлежал дедушке (повторю: он учитель математики). При советской власти деда "подраскулачили", оставив его семье только второй этаж.
     Там жил он сам, его жена (моя бабушка, тоже учительница, но русского языка и литературы) - Надежда Никифоровна (Мошкова в девичестве).
     Одну комнату занимала дочь - Людмила Швец (Полуэктова в девичестве), с мужем Юрием Швецом. Позже у них родилась дочь Ирина, ещё позже сын Андрей.
     Жил там и мой отец - первенец Ивана Федотовича и Надежды Никифоровны - Игорь (Иванович, само собой). Жил он там и будучи студентом Политеха, "сходил" на войну с япошками в 1945 году, вернулся, восстановился в институт. Женился на Валентине Дмитриевне Барановой (моя мать, она тоже училась там же) и по распределению - с женой и дочерью Леной, рождённой в Томске в 1948 году, уехал в Кемерово.
     Жил в "дедушкином доме" мой дядя Геродот Иванович. У него с его женой Ниной (отчества не помню, мы её звали "тётя Нина") была небольшая отдельная комната с выходом в "общественный коридор".  Позже у них родилась дочь Ольга Геродотовна Полуэктова (теперь она Переведенцева по мужу, и живёт в Москве). И родился Сашка (Александр Геродотович Полуэктов). Но жили уже в другом - современном каменном доме.
     Примерно в 2010 году оставшуюся строчку из 6-ти деревянных домов по ул.Гоголя напротив САДА-БУФФ снесли.
     По памяти (поскольку фотографий "дедушкиного" дома у меня нет) я подобрал в интернете очень похожие дома, сохранившиеся (чудом) на сегодняшний день. Это дома по той же улице Гоголя, но уже за перекрёстком ул.Гоголя с ул.Герцена. Адреса у "близнецов" - Гоголя 50 и 43.
     Они внешне на самом деле почти близнецы. Рубились по образцовому (или типовому)  проекту и, подозреваю, той же самой плотницкой артелью.
     Ниже увидите изображения указанных домов, убедитесь в их похожестве между собой, и поверьте, что "дедушкин дом" был из этой же серии.*
     Уверен, что память меня не сильно подвела.
     Может, блин, думаю я себе теперь, город Томск заранее готовил меня в архитекторы.
     60-70 лет прошло с тех детских пор, когда я с сестрой каждое лето ездил к деду и бабе в гости в Томск (а также в Кисловку - там была куплена старая бревенчатая изба, превращённая Полуэктовыми в летний дом, а позже, когда неподалёку от Кисловки стало расти поселение физиков-ядерщиков (так называемый "городок", теперь Тимирязевск), - там, на его юго-западной оконечности, входящей клином в тайгу, на смену ветхой кисловской избушке дед построил избушку новую (не сам, конечно).
     В новой избушке под стропилами разместились в забытии несколько пачек старинных книг - по искусству и архитектуре в том числе(ещё с "ятями"), и учебников - школьных, университетских и по медицине, вышедших из употребления.
     Это, разумеется, стало моей "тайной библиотекой". До сих пор помню запах этих книг, запах золы и шлака - утеплителя крыши, и запах деревянных конструкций.
     Облики городского и деревенских "дедовых домов" надолго застряли в моей голове. Все они "отметились" в моём роман-легенде "Фуй-Шуй" в симбиозном виде, то есть "три в одном".   
     Город Кемерово добавил образу михейшиного дома в Нью-Джорске знаменитый "эркер с пальмой до потолка, грозящей вышибить потолок".
     Эркер "пришёл" из квартиры огромного по тем временам 4-5-этажного дом №27 архитектора Раппопорта, построенного пленными немцами на улице Н.Островского.
     "Пальма" пришла из дома №59(или 61) на ул.Гоголя, а её величина из разного рода Робинзонов Крузо.
     А уловили перевёртыши реальной истории: архитектор еврей и пленные немцы строители?
     Дом 27 на Н.Островского - это так называемый "дом с курдонёром". Он с двумя арками в три этажа, и с двумя башнями-голубятнями. Одна башня рухнула по собственному почину - её никто не насильничал и динамиту не подкладывал, это случилось примерно в 2015 году. Вторую снесли года через два-три, видимо для безопасности жителей, а также для композиционной симметрии.
------
* - Здесь не увидите, потому что Проза.ру позволяет разместить только одну фотку.


Рецензии
Уважаемый Ярослав, доброго времени суток!
Завораживающая история дома! А имя дяди
(Геродот Иванович) почти сразило наповал.
Спасибо, что поделились! Было интересно!

С наилучшими пожеланиями,

Лана Сиена   08.04.2023 21:17     Заявить о нарушении
И вам спасибо.
Кстати, и частично "вроде саморекламы": Все эти родственники (и себя не забыл - под именем Михейша, позже Михайло Игоревич) фигурируют (под другими, конечно, именами) в повести "Чокнутые детки". Повесть является первой книгой 600-страничного романа-легенды "Фуй-Шуй".
Можете полюбопытствовать в соответствующем разделе. Это: http://proza.ru/avtor/yariksonpol50&book=79#79.
Там повесть разбита по главам. Начинать с "ЧД гл. 1. Градобой" и идти вверх по списку.
Написано в "классической стилистике". Я так поначалу писал. Во всяком случае лингвоанализатор Дмитрия Хмелёва нашёл в Чокнутых детях и в Фуй-Шуе Пушкина, Куприна, Чехова, Лосева.

Ярослав Полуэктов   08.04.2023 21:46   Заявить о нарушении
Какой же я старый дурень! Вот же что у меня есть: http://proza.ru/2020/12/31/608.

Ярослав Полуэктов   08.04.2023 21:57   Заявить о нарушении
Спасибо, Ярослав! Обязательно загляну.
С уважением,

Лана Сиена   09.04.2023 10:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.