Помощь банкира

        Эта история семейной пары и одного банкира. Я слышала эту историю давно. Периодически, на протяжении сорока с лишним лет, общие знакомые рассказывали какие-то новости о них. Почему? Потому что есть в их жизни нечто, что хотелось бы иметь.
        Я же рассказала лишь коротенький отрезок времени этой удивительной семьи.

        Зураб вырос в Баку. Во времена СССР.
Его отец занимал хорошую должность. Мать была с высшим образованием, как и положено быть домохозяйке при хорошем и образованном муже. Это менталитет Баку. Семья была очень обеспеченной. Русский язык, как у всех бакинцев, кто учился в школах на русском языке, был великолепным. Правда, лёгкий акцент присутствовал, как и у русских, живущих с рождения в Баку.

        Учился Зураб очень хорошо. Поддерживать престиж семьи достижениями в школе было его основной заботой. Так говорили родители, так считал сам Зураб. Он с детства старался подражать отцу.
У них в гостях всегда были люди, которые многого достигли в жизни, иной раз самостоятельно, а иной раз с помощью семьи и знакомств.

        У Зураба были все возможности сделать карьеру при помощи связей отца.

        Зураб заканчивал школу. Он знал, в какой поступит университет, на какой факультет. Это была экономика. Все его мысли были направлены на учёбу.
Ему хотелось, чтобы его отец гордился им.

        Зураб поступил в институт на экономический. На факультете было много красивых девушек. Но ему было не до этого. Он намеревался изучить всё, что могло понадобиться в его профессии.
Любимыми книгами были те, где говорилось о финансах, экономике, банковском деле.
По характеру он был очень спокойным, вежливым, целеустремлённым.

        Однажды, уже спустя неделю после начала семестра, он вошёл в аудиторию и увидел рыжеволосую девушку. Она стояла в свете солнечных лучей и улыбалась кому-то.

        Зураб увидел девушку впервые. Он сел в аудитории на свободное место и смотрел на неё, не отрываясь.
Сердце в его груди забилось чаще и сильнее обычного.
Девушка заметила его, улыбнулась и пошла искать свободное место.

        Всю следующую неделю он думал только о ней. Приятное чувство захватило его, каждый день на лекциях он любовался девушкой. Звали её Еленой.

        Как-то он пораньше пришёл в аудиторию, никого не было. Он сел на последних рядах и вдруг вошла Елена.
        - Лена, ты не поможешь мне?- Зураб обратился к Елене, сам от себя того не ожидая.
        - Если смогу,- Елена всегда была очень искренней и дружелюбной.

        Зураб начал лихорадочно думать, в чём Лена может ему помочь.
        -Я не понял на последней лекции, что имел в виду профессор,- запинаясь, глядя на ручку, которую крутил в руках, он ждал, что скажет Лена.

        Лена сразу поняла, что дело совсем не в лекции. Зураб был одним из лучших студентов. Она это сразу заметила.

        Лена также отметила, что Зураб был необычным молодым человеком. Он очень вежливо общался как с сокурсниками, так и с преподавателями, был всегда уравновешен, предупредителен. Он держался, как-то по-взрослому, что ли. Лена сразу обратила на него внимание.

        Отношения закрутились так быстро, что они даже не заметили, как стали очень близки. Любовь их захватила.
Они встречались на лекциях, потом вместе проводили вечера, затем не расставались уже и в выходные, праздники, каникулы.

        Для всех, кто их знал, они были настоящей парой.
Однако, Зураб так и не познакомил Лену с родителями. Он знал, что скажет отец.

        Его отец был очень образованным человеком, идущим в ногу со временем, что касалось рабочих и деловых отношений.
Однако, в вопросах семьи, он был человеком старых понятий. "Родители должны выбирать невесту сыну",- считал он.
Его старый друг имел дочь. Их дети были с детства почти помолвлены.

        Родители Зураба также хотели, чтобы невестка единственного сына была мусульманской веры. Русская девушка не могла быть в их семье.
Зураб хорошо знал об этом.
        Но любовь к Елене была такой сильной, что он готов был ослушаться родителей. Даже думать об этом было страшно.
        Также страшно было подумать о том, что Лена не будет с ним всю его жизнь.

        На третьем курсе они уже знали, что будут вместе всегда. Об этом Зураб спокойно ей объявил, а Лена его поддержала.


        Для них это стало очевидным и естественным. Их сердца забились в унисон ещё с большей силой. Их отношения не вызывали у них никаких сомнений.

        - Мои родители будут против нашей свадьбы, Лена. Ты знаешь об этом,- Зураб не знал, как она отнесётся к этому.

        Конечно же Лена знала. Она выросла в Баку во втором поколении. Менталитет азербайджанской семьи ей был знаком с рождения.

        - Что будем делать?- она смотрела на него всё тем же ласковым взглядом,- что ты предлагаешь?
        - Тебе может не понравиться,- Зураб смотрел ей в глаза, не отрываясь.
Лена только улыбнулась.
        - Стань моей,- сказал спокойно Зураб.
        - Я твоя, ты знаешь.

        Зураб подошёл к ней, обнял её и стал страстно целовать.
        Они были в квартире родителей Лены, которых не было дома.

        После их близости для них ничего не изменилось.
        - Ты для меня первый и единственный,- шепнула Зурабу Лена, когда он собрался уходить.
        Зураб поцеловал её на прощание.
        - До завтра,- шепнул он в ответ.

        Так прошёл весь третий курс, перешли на четвёртый. Зураб не знакомил Лену со своей семьёй. Родители Лены знали о Зурабе, как об однокурснике, с которым Лена дружит.  Об их близости никто не догадывался.

        Надо подчеркнуть: в Азербайджане, если бы молодые люди во всеуслышание объявили о    своих отношениях, то позором покрылась бы вся семья Лены.
Если такое и случалось до свадьбы, семьи жениха и невесты скрывали это от посторонних, не вынося сора из избы.
        Не ведаю, как сегодня, но тогда это точно было бы проблемой.

        Вскоре отец Зураба объявил семье, что сразу после окончания института, он будет просить своего друга руки его дочери для Зураба.

        На следующий день он хотел рассказать Лене о проблеме.
        Они встретились перед парой в институте.
        - Я хочу рассказать тебе кое-что,- начал Зураб.
        - Я беременна,- глаза Лены блестели. Она даже не заметила, что перебила его.
        - Лена! Это правда?- Зураб забыл о проблеме.
        Он приподнял её и закрутил.
        Они были счастливы.

        Немного успокоившись, они пошли в кафе, потом в кино, решив в такой день не ходить в институт, наслаждаясь обществом друг друга.

        - Я пойду подрабатывать вечерами, снимем где-нибудь квартиру,- он испытывал необычный подъём.
        - Мама каким-то образом догадалась, что я беременна. Я сама не знала, пока она не начала расспрашивать, как я себя чувствую. Я всё рассказала о нас. Потом мама передала всё отцу и он сначала очень ругался, но мама остановила его. Сказала, что очень хочет внука, хоть и рано ей быть бабушкой.
В конце отец успокоился и они объявили, что будут нам помогать.
Родители хотят тебя видеть в субботу у нас дома,- счастливая, сбиваясь, Лена рассказала, что произошло.

        В субботу Зураб официально познакомился с родителями Лены, как будущий отец ребёнка и жених.
        - Зураб, что вы собираетесь делать?- отец Лены старался быть вежливым.
        - Мы пойдем с Леной к моим родителям.  Они договорились о моей свадьбе с другой девушкой ещё когда мы были с ней маленькими.
        - Может надо было сначала этот вопрос решить?- отец Лены не мог быть спокойным.
        - Папа,- Лена посмотрела на мать в поддержку.
        - Я понимаю, что не прав и виноват, я сделаю всё возможное, чтобы добиться разрешения семьи. Если нет, то мы всё равно поженимся. Мы вместе с первого курса,- Зураб начинал нравиться обоим родителям. Этот молодой человек рассуждал по-взрослому.

        В тот день Зураб привёл Лену в свой дом, держа её за руку.
        - Это Лена и мы ждём ребенка,- сказал Зураб без предисловия.

        Воспитание и образование родителей Зураба не позволили говорить всё, что они думали, несмотря на столь неожиданный поворот событий. Они лишь оба присели на стулья и молча продолжали слушать Зураба.

        Первой пришла в себя мама Зураба.
        - Наше семя из нашей семьи не уйдёт и без нас ребёнок расти не будет.
        Она ушла в другую комнату. Затем вернулась, держа в руке красивую большую шкатулку. Мама Зураба открыла её и вынула оттуда драгоценности.  Это был очень красивый комплект, переливающийся в свете ламп - браслет, кольцо, кулон и серьги, украшенные крупными и в россыпь бриллиантами.
        - Мы передаём эту шкатулку с этими драгоценностями каждой старшей невестке, что входит в нашу семью. Я получила их от своей свекрови, а она - от своей.

        Теперь эта шкатулка твоя.

        Лена с первого класса учила азербайджанский язык, как второй обязательный, в школе. Но говорить было не с кем. Все говорили по-русски. Азербайджанский язык в общении был упразднён. Доходило даже до того, что молодёжь стеснялась говорить на родном языке. Считалось, что это признак необразованности.
Но в семьях очень часто родители говорили на своём языке, чтобы дети не забывали родной язык. Лена почти с первого дня знакомства с Зурабом настояла, чтобы он говорил с ней на своём родном языке как можно чаще. За эти годы она хорошо стала владеть языком.

        Мама Зураба стала застёгивать браслет на запястье будущей невестки. Лена понимала, что сейчас родители их благословляют.
        - Спасибо, мама и папа. Я буду делать всё, чтобы соответствовать вашим надеждам,- сказала Лена на чистейшем азербайджанском с подобающим акцентом.

        Родители Зураба сначала онемели и смотрели на Лену.
        - Ты хорошо выучила эту фразу,- сказал наконец отец по-русски.
        - Я не учила фразу, я хорошо говорю по-азербайджански,- сказала она на их языке.
        Лена понимала, как важно это родителям будущего мужа и получала удовольствие от их удивления, улыбаясь про себя. Мало кто из русских девушек владели азербайджанским языком. Практика с Зурабом прошла не зря.

        Мать и отец Зураба стали улыбаться и обнимать Лену, называя дочкой. Разговор и общение пошли в другом направлении. Стали думать, как и где сыграть свадьбу.

        В Баку это самое важное событие, которое выставляют напоказ. Оно должно быть пышным, богатым, соответствовать дорогим подаркам многочисленных гостей.

        На следующие выходные родители познакомились между собой. Уровень жизни и образования, а также самого уклада у них был очень разный. Но семья Лены всегда старалась соответствовать, а родители Зураба всегда им помогали, когда была необходимость. Но это уже гораздо позже.

        Ребята окончили институт, в промежутке родился сын.

        Через пару лет они уехали в Россию. Это всё ещё был Советский Союз.
Отец Зураба мог помочь сыну сделать хорошую карьеру в Баку. Но Зураб решил добиться всего сам и жить вне Баку:
        - Папа, я хочу сам понять, что могу достичь без твоей помощи,- Зураб был благодарен отцу за всё.
        - Ты всегда знаешь, что этот дом принадлежит тебе. Возвращайся с семьёй в любое время.

        Семья Зураба очень полюбила Лену. Они даже не помнили, что она не мусульманка. Хотя Лену очень трудно было не любить - с её уживчивым характером и добротой - она любима всеми.

        Они переехали в одну из столиц, сняли квартиру. Зураб устроился на работу в один из ведущих в то время банков России.
СССР уже развалился, пришли новые правила.
        Зураб начал подниматься по своей карьерной лестнице.


        Однажды Зураба пригласил к себе его первый начальник:
        - Зураб, ты хорошо работаешь. Наши постоянные клиенты также хорошо отзываются о тебе. Я доволен. Молодец!

        Воспитание Зураба очень сильно помогало ему. В крови было и уважение к старшим, и уважение к женщинам.
        Он был рассудителен, образован и знал свое дело. Он также постоянно повышал своё профессиональное образование. Он твёрдо шёл к своей цели - стать независимым.

        Тот самый начальник через пару лет собирался уходить на пенсию.
        - Ты самый молодой из всех, кого я могу посоветовать на свое место. Но ты больше всех его заслуживаешь. Я буду рекомендовать вышестоящему начальству тебя на эту должность.
        - Я благодарю Вас,- Зураб всегда был одинаково вежлив со всеми и не показывал бурных эмоций. Но сам он был очень доволен.

        Он шёл стремительно по карьерной лестнице. Все, кто его знал по работе, уважали не только за профессионализм, но и за его поведение и общение. Он был прирождённым дипломатом.
        Когда Зураб уже стал занимать руководящие посты, от него никто не слышал повышенного тона или принижения подчинённых.

        Тем временем у пары появилась дочь. Лена была домохозяйкой, но, как и положено верной подруге любимого мужа, всегда участвовала во всех его делах советом или просто выслушивая его вечерами.

        За несколько лет Зураб поднялся до одной из верхних ступенек в руководстве банка.
        Он сделал это сам, без посторонней помощи. Отец наблюдал это со стороны.

        - Сынок, возвращайся домой. Ты сделал прекрасную карьеру. Здесь я помогу тебе стать настоящим банкиром. Мои друзья и родственники помогут также во всём. Ты один мало чего добьёшься,- говорил отец Зурабу.

        - Родители наши зовут нас домой, скучают по внукам,- Лена периодически говорила это Зурабу.
        - Здесь я понимаю, чего могу и стою. В Баку отец мне поможет, конечно. Ты хочешь домой вернуться?- спрашивал он Лену.
        - Зураб, ну что ты такое говоришь, где ты, там и мне хорошо. Мои родители не так волнуются за нас, как твои. Я за твоего отца переживаю.

        Достигнув хорошего роста и став хорошим руководителем высокого звена, Зураб понял, что знает почти всё о работе банка и готов сам создать свой банк. Но всё-таки главного он не знал.
        Нужны были и связи, и деньги, и те знания, которые он может получить лишь имея в этом деле наставника. Того, кто сам банкир.

        Он ещё поработал какое-то время, сделав много разработок для разных подразделений банка, которые подняли сам банк на хорошие показатели.

        Последние годы его наблюдал и сам руководитель банка.
        Но расти Зурабу было некуда. Он продолжал работать и строил планы по открытию своего собственного банка. И не находил, как.

        Однажды вечером он сказал жене:
        - Я попрошу встречу с самим банкиром.
        - Ты готов к этому?- Лена мягко посмотрела на Зураба.
        Он задумался. Не рано ли. Достаточно ли у него знаний.
        - Да. Иначе могу перестоять в своём желании и, вместо хорошего вина, стать уксусом,- он подхватил Лену и стал её кружить. Они засмеялись.

        На следующий день он записался на приём к руководителю банка:
        - Могу я попросить встречи с владельцем банка?- Зураб сделал то, что было не принято делать.
        - По какому вопросу? Ты же понимаешь, что обойдешь меня? Этого никто никогда не делал,- руководитель банка задавал вопросы.
        - Я хочу встретиться по личному вопросу,- Зураб был мягок, но настойчив.
        - Зураб, ты на особом счету, я понимаю твоё желание. Но что я скажу Виктору Сергеевичу, что ты хочешь с ним обсудить?- допытывался руководитель банка.
        - Я хочу с ним встретиться по личному вопросу, я не могу Вам рассказать об этом. Извините,- Зураб не хотел ничего больше говорить.
        - Ну хорошо, я попробую.

        Через неделю:
        - На среду подготовься к встрече с Виктором Сергеевичем,- руководитель банка назначил ему время.

        Зураб был рад такой возможности. И немного волновался.
        - Лена, я встречаюсь на днях с самим банкиром,- сказал он вечером жене.
        - Что ты ему скажешь?- Лена перестала накрывать на стол и присела рядом с мужем, внимательно его слушая.
        - Я расскажу ему о своей мечте открыть банк.
        Лена накрыла его руку своей.  На сердце было волнительно.

        Ожидание встречи с банкиром было волнительным и для Зураба.

        Виктор Сергеевич был мужчиной лет пятидесяти. Высокий, в очках с тонкой оправой. Ничего особенного в его внешности не было. Однако, выглядел он внушительно.
        Банкир сел в кресло, предложив устроиться Зурабу в кресле напротив.

        - Зураб, Вы работаете в банке более восьми лет,- начал Виктор Сергеевич,- последние года три я слышу от ваших руководителей очень хорошие отзывы.
        - Благодарю Вас,- скромно и спокойно ответил Зураб.
        - Я также в курсе Ваших докладов о некоторых изменениях в работе и политике банка. Должен заметить, это было очень смело. Но некоторые уже внедрены и успешно.
        Зураб внимательно слушал.
        - К чему Вы стремитесь?- банкир улыбнулся. Ему нравился этот молодой парень.
        - Открыть свой банк,- также просто ответил Зураб.
        - В чем же дело?- Виктор Сергеевич не был удивлён.
        - Я многому научился, работая у Вас в банке. Но я не владею некоторыми данными, которые помогут правильно начать. И у меня нет достаточно финансов.
        - Вы ещё многого не знаете,- Виктор Сергеевич смотрел на Зураба серьёзно,- Вы уверены, что готовы к этому?
        - Да,- Зураб был всё также спокоен.
        - Зураб, Вы один из немногих, кто на своём месте и Вы также многое сделали для нашего банка, рискуя быть непонятым. Мне очень жаль, что Вы собрались покинуть наш банк,- он смотрел на Зураба.
        - Виктор Сергеевич, я ещё не собирался покидать свой пост, если Вы не против, я продолжу работу,- Зураб не ожидал такого поворота. Но его выдержка не подвела. Он выглядел спокойно.

        - Вы покинете этот банк. Немного раньше или позже.  Вы много сделали для нашего банка и помогли нам. Я хочу в свою очередь помочь Вам, Зураб. Что скажете?- Банкир ожидал ответа.
        - Виктор Сергеевич, я был бы этому очень рад,- Зураб пока не понимал, в чём помощь.
        - Зураб, я помогу тебе полностью открыть банк, включая беспроцентный кредит на определённых условиях,- Виктор Сергеевич перешёл на "ты".
        - Виктор Сергеевич, я готов на Ваши условия.
        - Не торопись никогда и, прежде чем согласиться, всё изучи,- банкир улыбнулся,- я дам тебе возможность создать свой банк. Мои интересы просты - я хочу видеть надёжных друзей рядом. Жизнь такая, что сегодня ты у меня просишь помощи, а завтра, возможно я обращусь за помощью к тебе. Ты показал своей работой, что на тебя можно положиться. Я улетаю завтра на пару недель. По возвращении мы займёмся твоим банком. А пока я дам распоряжение подготовить необходимые документы и всё, что понадобится.
        - Виктор Сергеевич, я Вас благодарю. Можете всегда на меня рассчитывать,- Зураб еле сдерживался, чтобы не кинуться обнимать этого человека.
        - Зураб, кто твои родители?- неожиданно спросил банкир, улыбаясь.
        - Мой отец занимает высокую руководящую должность на предприятии, а мама домохозяйка.
        - Ну хорошо, иди, продолжай пока работать. В конце месяца начнём твой проект. Родителям передавай поклон.

        Они попрощались.
        Зураб позволил себе почти бежать, лишь только вышел из кабинета. Его распирала энергия. До конца рабочего дня оставался час.

        - Лена, ты дома?- Зураб радостно прокричал, заходя домой.
        - Зураб, что-то хорошее?- Лена выбежала навстречу, улыбаясь.
        Он подхватил её и закружил.
        - Расскажи скорее,- Лене не терпелось узнать новости.
        Зураб рассказал все подробности.
        - Пойду сделаю праздничный ужин,- Лена побежала на кухню.

        Наш общий знакомый, как-то побывав у них в гостях, уже ближе к нашим дням, лет пять назад, рассказал мне:
        - Я никогда не видел, чтобы муж так искренне любил свою жену после стольких совместных лет жизни как Зураб. Их глаза горят, когда они смотрят друг на друга, будто только поженились.
        Зураб много лет управляет своим банком.  Имеет много недвижимости, производство.
        Однако, он всё также вежлив и спокоен.

        Их сын женился на русской девушке.
        У Лены и Зураба уже появился первый внук.
        Невестка любит, когда свекровь и свёкор приходят в гости. Лена и Зураб очень любят внука и часто проводят время с ним.

        На протяжении более сорока лет я периодически слышала что-нибудь об этих людях.

        Банкир помог Зурабу открыть свой банк.  Много лет банкир и Зураб сотрудничали и дружили. Жив ли сегодня банкир, я не ведаю. Зураб и его семья в полном составе, живы и здоровы.

        Нечасто встретишь крепкую и любящую друг друга пару на протяжении многих десятилетий.
        Но в этой истории я хотела показать роль в их жизни того самого банкира, который протянул руку помощи неизвестному молодому человеку в благодарность за его работу.

        Я услышала эту историю давно, но помню моё первое впечатление.                До сих пор я восхищаюсь поступком этого банкира.
       
        Такие истории порой кажутся нереальными.

        Но много ли таких, кто на своём рабочем месте прилагает максимально сил для процветания чужой компании, как это делал Зураб.

        Может в этом всё дело?
        Может всё и обстоит так, как говорят - что бросаешь в мир, то от мира и получаешь?

        Но решать, как обычно, Вам, мой дорогой читатель.


Рецензии