Роковой выстрел

Сибирская тайга очень похожа на огромный живой организм, со своей душой, характером и настроением. К слову сказать, настроение у так называемого «таёжного духа» довольно переменчивое, ну а про характер – это вообще, отдельная тема. Но одно я знаю точно, что тайга никогда не прощает – излишней жадности, а так же «на дух не переносит» - бравады или бесцельно-дерзкого поведения.

Известно множество «Таёжных историй», ознакомившись с которыми, можно дать им вполне логическое объяснение. Но есть среди них и такие, после прочтения которых, ты находишься в полном замешательстве – не говоря уже о какой-то там логике или практическому объяснению. Но даже у таких, довольно загадочных и непонятных историй, всегда должна быть своя, веская причина, из-за которых эти события и произошли…


                Часть I
                Неожиданный визит

Несколько лет назад ко мне наведался мой давний друг, с которым я не виделся почти со студенческой скамьи. Сам он живёт с семьёй в Томске, к слову сказать, живёт безбедно, по нашим меркам – даже богато. Много лет от него не было «ни слуху, ни духу», а тут неожиданно прикатил в гости на дорогущем чёрном внедорожнике.

Как положено, «посидели - поговорили» о житье - бытье. Но уже ближе к вечеру мой друг неожиданно предложил назавтра поехать с ним в тайгу за боровиками. Говорит, жена ему наказала, без свежих белых грибов домой не возвращаться.

В тот год особого грибного изобилия даже в наших таёжных краях не наблюдалось, но на «жарёху» грибов конечно можно было немного насобирать. Ну, думаю, съездим быстренько, посмотрим, есть ли в бору грибы и уже к вечеру вернёмся обратно, к тому же товарищ предложил ехать на его джипе.

Повсеместно, с каждым годом всё больше и больше, хвойную тайгу нещадно вырубают и целыми железнодорожными составами отправляют за границу. Поэтому даже от нашего, некогда таёжного посёлка, настоящая мшистая «таёжка» теперь находится почти за сотню километров. Ранним утром, чтобы к вечеру успеть вернуться назад, выдвинулись мы в сторону таёжного посёлка Гарь, где до сегодняшнего времени проживает несколько семей староверов-старообрядцев.

Некогда хорошая асфальтированная дорога за многие годы «не очень хорошего» содержания и ремонта, была вся в колдобинах. Но доехали мы до пункта назначения довольно быстро, так как мой товарищ эти выбоины почти не объезжал и совсем не сбавлял перед ними скорость. Конечно, при таких широких покрышках и отличной подвеске, даже очень большие ямы почти не ощущались, но всё же, лично я ехал бы намного аккуратнее.

Но как говорится, "хозяин-барин", ему же потом подвеску ремонтировать...

Наконец добрались до нужной нам развилки и, свернув налево к посёлку, продолжили свой путь уже по грунтовке. Через некоторое время я увидел чуть приметную, но вполне широкую лесную дорогу и предложил на неё свернуть. Ведь габариты данного авто не маленькие, а лакокрасочное покрытие, откровенно говоря слабоватое. Тем более на чёрном цвете любая, даже неглубокая царапинка, очень хорошо заметна.

Но как ни странно, за состояние дорогой машины я переживал больше своего друга. Хотя раньше, такого легкомыслия за ним не наблюдалось. Скорее наоборот, он всегда был очень прижимистым и скрупулёзным, и «трясся» над каждой, даже не очень дорогой вещицей. А тут такое пренебрежение…

Дальше странности продолжились…

Выехав на небольшую таёжную поляну, мой друг резко остановился и предложил разбить прямо здесь лагерь с шалашом.

- Зачем строить шалаш, если нам уже к вечеру нужно будет уезжать? - удивился я в ответ.

Но товарищ как будто меня не слышал. Быстро выскочил из машины, открыл огромный багажник, выхватил оттуда бензопилу и ринулся в таёжную чащу…


                Часть II
                Поиски товарища

Всё произошло настолько стремительно, что я даже не успел выскочить из машины, чтобы попытаться остановить своего товарища, неожиданно ринувшегося в лесную чащу. Я молча сидел на переднем сиденье и смотрел на высокую стену сибирской тайги, а в душе закрадывалось какое-то непонятное беспокойство.

Достав из кармана сотовый, я решил узнать у Сергея – далеко ли он собрался? Но связи не было. Сидеть в машине и ничего не предпринимать, не было никакого смысла. Взяв свой походный рюкзак с заднего сиденья авто и вынув ключи, которые хозяин так и оставил в замке зажигания, я вышел из машины и побрёл в том направлении, куда убежал мой странноватый товарищ.

Через некоторое время, чуть правее от себя, я вдруг отчётливо услышал звук ревущей бензопилы и, не раздумывая направился в ту сторону. Пройдя ещё пару-тройку километров, между стволами деревьев я увидел своего сбежавшего товарища, ловко орудующего бензопилой на краю лесного оврага, возле небольшого поваленного с корнем кедра.

Видимо дерево упало совсем недавно, и длинные кедровые иголки были ещё совсем зелёные. Несколько дней назад был сильный ливень, поэтому суглинок, держащий корни дерева размыло, а ураганный ветер нанёс завершающий удар по кедру, одиноко стоящему на самом краю обрыва.

Сергей уже успел спилить несколько крупных ветвей и тут увидел меня.
- Саныч, этой бедной "кедёрке" уже ничем не поможешь, а вот нам с тобой хороший лапник очень пригодится. В самый раз будет накрыть им крышу шалаша. Всё лучше, чем зазря кромсать живые деревья.

Моему удивлению не было предела. С каких это пор мой товарищ стал таким ярым «защитником природы»?

Хотя после института наши дорожки и разошлись, но через общих знакомых я был очень хорошо наслышан, как сильно изменился мой давний товарищ и почти обо всех его «сомнительных похождениях». Именно про таких говорят: «За деньги - мать родную продаст», или «За копейку удавится».

В этих «полукриминальных схемах» было всё, благодаря чему можно извлечь хоть малейшую выгоду. Поначалу, он с какими-то «бандитами» открыл пункт приёма металлолома и принимал туда всё без разбору, не особо вникая, откуда ему это железо привозят. Не гнушался ничем, даже принимал ворованные оградки с местных кладбищ. Но вскоре их «мутную контору» прикрыли, а он сам, еле «отмазался». Потом связался с «чёрными лесорубами» и помогал им сбывать деловую древесину через небольшие частные лесопилки, пока их опять не поймали. Но как ни странно, ему всегда удавалось выходить «сухим из воды» и избегать уголовного наказания. Правильно говорят: «Воровать тоже нужно уметь!». Кто-то копейку украдёт и тут же попадётся, а кто-то ворует миллионами и «живёт себе припеваючи».

Прожив уже не так уж мало лет, я научился не сильно доверять чьим-то сплетням и разным слухам, но одно уяснил точно – что «дыма без огня, никогда не бывает»…

- Всё это конечно замечательно – лесной шалаш и ночь на природе. Но с чего вдруг такие перемены? Собирались по быстрому съездить за ведром грибов, а тут ночёвка в лесу вырисовывается. Тем более связь пропала, и жена теперь всех «на уши поставит», да ещё и за нами рванёт, - выпалил я в сердцах.

- Не сердись, Саныч. Твоя супруга прекрасно знает, какого я «поля ягода». Она тебя со мной даже на день то не хотела отпускать, а тут с ночёвкой. А насчёт связи не переживай. Сейчас дотащим лапник до машины, быстро доскочим до трассы и позвоним Оксане, чтобы не переживала. Только очень мне нужно сегодня в тайге остаться, последний шанс у меня остался, а один я сильно боюсь, - тихо произнёс мой товарищ, и посмотрел мне в глаза.

Взглянул я на него, и сердце аж сжалось. Стоит передо мной взрослый здоровенный детина, под два метра ростом, а из карих глаз слёзы ручьём текут. Тут всю мою былую злость и негодование, как «ветром сдуло».

Даже в самые ранние студенческие годы из моего товарища «слезинки то не выдавишь», а тут видимо действительно произошло что-то очень серьёзное, и я решил обязательно остаться и выяснить, что же с ним такое произошло…


                Часть III
                Банда "чёрных лесорубов"

Буквально всем знакомо крылатое выражение – «Жизнь наказала». Но как это всё реально происходит – никто точно не знает. Что это - злой рок или обычная череда совпадений, приводящих к печальному финалу? Неизвестно. Так же, не совсем понятно – кто именно решает, наказывать или нет.

В конкретно приведённом случае, с моим давним другом Сергеем, изложенном в первых частях рассказа - всё оказалось ещё запутаннее и непонятнее. Но не будем торопить события, а продолжим всё по порядку…

Вернувшись к машине и бросив спиленный лапник в кучу, мы съездили до автотрассы, где хорошо «ловила» сотовая связь, предупредили мою жену о неожиданной ночёвке в лесу, а затем, вернувшись на лесную поляну – приступили к строительству шалаша. Я попытался уговорить Серёгу заночевать в машине, но он наотрез отказался, так как ему нужна была «атмосфера полного единения с природой, иначе ничего не получится» - как он дословно выразился.

За всё это время мой товарищ не проронил ни единого слова, но по его встревоженному лицу можно было понять, что от предстоящей ночи очень многое зависит. На какое-то мгновение мне даже показалось, что это настолько всё серьёзно – что от этого зависит вся его дальнейшая жизнь.

Постепенно на тайгу стал «опускаться» вечерний полумрак. Мы разожгли приготовленный на ночь хворост, сели у разгорающегося костра и решили немного перекусить нехитрыми «харчами» – собранными моей женой нам в дорогу.

Почти совсем стемнело и мой друг стал заметно нервничать. Постоянно ходил туда-сюда возле костра, нервно отламывал маленькие веточки и бросал их в колышущееся пламя. Было видно, что Сергея что-то «гложет», как будто «съедая» изнутри и не давая покоя, а он хочет об этом рассказать, но очень боится - что его не поймут или не поверят…

- Серёга, я тебя знаю не один десяток лет и лучше других представляю, кто ты был и каким ты стал. Но и ты знай, что чтобы ты не совершил – ты всегда был и останешься моим другом, а настоящие друзья всегда выслушают и помогут, даже в самую трудную минуту, - тихо произнёс я и взглянул на своего товарища.

Сергей замер передо мной, как вкопанный, а в ярком свете играющего пламени я хорошо разглядел текущие по его щекам слёзы. Очнувшись, он быстро отвернулся и вытер их трясущейся рукой. Затем присел возле меня на заросший мхом ствол поваленного дерева, возле которого мы разбили свой лагерь и начал свой рассказ…

«Пару лет назад, на одной из очередных «гулянок» познакомился я с организаторами нескольких бригад, а точнее банд «чёрных лесорубов». Эти, очень неприятные личности приехали в наши края из соседнего региона и очень быстро наладили тут своё «прибыльное дело». Бизнес их процветал и им стали нужны новые точки для сбыта, т.е. небольшие частные лесопилки – где они могли быстро и без лишних вопросов сбыть украденную деловую древесину.

А у меня в то время, словно «башню снесло» от лёгких денег и я брался за любые, даже очень «сомнительные делишки». С моей помощью они быстро наладили бесперебойный сбыт хвойного леса, даже не увозя его из нашего региона, что им было на руку. Деньги «текли рекой», а мои новые «дружки» очень любили их тратить – «налево и направо» и как-то предложили выехать с ними на отдых в тайгу, опробовать обновки - дорогущие снегоходы и обстрелять новые карабины.

Выдвинулись мы как раз в этом направлении. Места здесь таёжные - глухие, да и зверь пока водится в достатке. Мои «дружки» прихватили с собой одного из своих «лесорубов», родом из здешних мест. По его словам, в юности он здесь охотился со своим дедом и знал дорогу до его старого зимовья, где можно было переночевать, а заодно и хорошо поохотиться.

Как водится, «бухла» взяли целый ящик и ещё «немного». Доехав до деревни, где жил наш провожатый, оставили у него машины с прицепами, пересели на снегоходы и выдвинулись в тайгу.

Долго мы кружили по заснеженной зимней тайге и всё никак не могли найти эту заброшенную охотничью избушку, но наконец, удача нам улыбнулась. Снаружи старая избушка представляла собой довольно печальное зрелище: полусгнившая покосившаяся крыша и висящая на одной петле дверь. Но зайдя внутрь, мы изрядно удивились, увидев уцелевшую чугунную буржуйку, вполне крепкие полати для ночлега и большой самодельный стол из толстого ствола дерева. Тем более что выпивать мы принялись ещё в посёлке, а «навеселе» всё вокруг рисуется в совершенно ином, более радужном свете.

Все очень сильно обрадовались, что наконец-то нашли это зимовье. Хотя лучше уж и не находили – может тогда бы назад вернулись, и ничего бы этого не произошло и вовсе…»

Вдруг Сергей неожиданно замолчал и стал судорожно всматриваться в пугающую ночную темноту...


                Часть IV

Во многих легендах и сказаниях коренных народов Сибири очень часто говорится о так называемом – «Таёжном духе» или «Хозяине тайги», который является покровителем всех охотничьих угодий, таёжных зверей и птиц. Охотникам он может явиться и в человеческом обличье, и в образе любого таёжного зверя или птицы.

Старые промысловики-охотники очень уважают и чтят "Хозяина" лесных зверей, а так же строго соблюдают все неписанные таёжные законы, главный из которых гласит: «Не жадничай и не добывай таёжного зверя больше положенной потребности, и боже вас упаси, явиться в тайгу с оружием ради праздности или развлечения!»

Очень интересна одна деталь: сколько я не общался с промысловиками, но ни разу не слышал от них слова «убил» или «застрелил» зверя, а только «добыл». Так же говорят и о «Сибирском золоте» - кедровом орехе. Собирают грибы в лесу, а кедровый орех – "добывают".


                Роковой выстрел

В прошлой части рассказа, повествование моего друга было прервано огромной пугающей тенью, пролетевшего мимо нас филина и закончилось на том, что в некогда заброшенную таёжную избушку, наведались четверо «новоявленных» охотников на двух новеньких дорогущих снегоходах.

Немного успокоившись, Сергей взял лежавший возле моего рюкзака металлический термос, налил в его крышку немного, уже подостывшего крепкого чая, сделал несколько быстрых глотков и продолжил свою захватывающую историю…

«Завалились мы всей гурьбой в старое, но довольно таки просторное зимовье и кое-как затопили чугунную буржуйку, взятыми с собой сухими дровами. Всё наше оружие и снаряжение, так и осталось лежать в санях одного из снегоходов, а мы занесли в избушку только самое на тот момент необходимое - спиртное и съестные припасы, т.е. закуску.

В такой «брутальной», я бы даже сказал - первобытной обстановке, холодненькая водочка, да под деликатесную закусочку – «шла просто на ура» и мы так все хорошо «накидались», что нас потянуло на «приключения».

Уже почти стемнело, но это «пустяшное» обстоятельство совершенно никого не остановило. Захмелевшие братья-главари «Чёрных лесорубов» схватили свои тёплые охотничьи костюмы, и вывались из зимовья. Их горе-провожатый изрядно «накидался» ещё у себя дома, пока мы выгружали снегоходы из прицепов, а сейчас давно валялся на дощатых полатях и громко храпел. Подкинув дров в затухающую топку печи, я вышел вслед за двумя братьями и тут же был чуть не сбит, пролетающим мимо меня на огромной скорости ревущим снегоходом.

В стельку пьяные «бандюганы» устроили «покатушки» вокруг старого зимовья на своих мощных снегоходах и чуть не въехали в избу, а заодно и в меня - неудачно вписавшись в очередной поворот.

Разбавленная большим количеством спиртного кровь, мгновенно ударила мне в голову, а гнев затуманил сознание. Я быстро схватил, оставленное рядом с дверью ружьишко нашего спящего проводника и, не раздумывая выстрелил вслед удаляющимся снегоходам. Деревянный приклад больно ткнул меня в плечо, а громкое эхо от прозвучавшего выстрела разлетелось по ночной тайге.

Ошарашенные братья тут же затормозили, но быстро сообразив, что сейчас произошло – ринулись в мою сторону. Били они меня со знанием дела – аккуратно, но очень больно. Но к моему удивлению быстро остыли, так как никакого вреда я своим выстрелом никому не причинил – охотник то из меня «никудышный», да и как потом оказалось - патроны были с мелкой дробью.

- Дерзкий ты парень, Серёга, но сильно фартовый. За это мы тебя и уважаем. Так что на первый раз тебя прощаем, тем более что и мы сами, немного были не правы и чуть тебя не сшибли, - произнёс один из братьев и одобрительно похлопал меня по плечу.

- А сейчас давай поучим тебя стрелять, - засуетился второй «бандюган» и быстро достав из стоящих возле зимовья саней две «Сайги» и кожаный патронташ, побежал в зимовье за пустыми бутылками.

Стреляли братья действительно очень метко, сразу был виден большой опыт в этом деле (скорее всего приобретённый не на охоте), поэтому пустые бутылки очень быстро закончились, и мы решили пойти в избушку и продолжить наше прервавшееся застолье, тем более что спиртного оставалось ещё очень много.

«Гульбанили» мы так до глубокой ночи, как вдруг братья снова вспомнили про свои нарезные карабины, и опять пошли – «состязаться в меткости». В этот раз я никуда не пошёл, а лёг на свободные полати и задремал.

Вдруг меня разбудил громкий восторженный возглас, ввалившихся обратно в зимовье стрелков. Я немного приподнял голову и в тусклом свете горящей керосинки, стоящей посередине старого стола, увидел в их руках очень необычного зверя, которого я до этого момента ни разу не встречал.

Густой, посеребрённый сединой мех этого диковинного зверя, был очень схож с соболиным, но размеры его тела просто будоражили воображение. Огромные когтистые лапы животного свисали почти до пола, хотя державшие его люди были под два метра ростом. Голова необычного зверя была похожа на тигриную, с такими же ушами и острыми выступающими клыками, но хвост в отличие от тигриного, был очень пушистым и длинным.

Устав держать тяжёлый трофей, пьяные стрелки бросили его справа от двери зимовья, сели за стол и собрались обмывать такой «меткий выстрел».

Но сделать им это, было не суждено…

Внезапно, за окном зимовья завыл сильный ураганный ветер, да с такой мощью, что толстые брёвна старой избушки заходили ходуном, побрякивая друг о друга, а с потолка посыпалась сухая земля. Пол под нами задрожал, как при сильном землетрясении, да так, что всё это время спящий лесоруб, скатился со своих полатей. Вдруг дверь распахнулась, вырвав огромный кованый засов, на который была крепко закрыта, и тут меня охватил леденящий душу ужас…

На пороге появилось большое, размером от пола до потолка, белое шипящее облако. Как будто на полу поставили огромную раскалённую сковороду и стали лить на неё ледяную воду. Но дальше этот пар никуда не расходился, а был густо сконцентрирован в одном месте. Создавалось такое впечатление, что внутри этого шипящего облака стоит какое-то огромное существо, но нам его не видно, именно из-за этого пара, и чем ближе оно к нам приближалось, тем больше сжималось моё сердце от проникающего в него страха.

Ещё какое-то время странное облако стояло неподвижно, как будто нас изучало. Вдруг от него отделился небольшой сгусток сизого пара, подлетел к лежащему на полу зверю и полностью окутал всё его тело. В то же мгновение диковинный зверь вскочил на свои огромные лапы, издал протяжный глухой рык и выскочил в распахнутую дверь – прямо сквозь это облако.

Тут мои нервы не выдержали… Толи от сильной боли, сковавшей моё сердце, толи от всего происходящего – и я потерял сознание.

Очнулся я уже под утро. В избушке стоял ужасный холод. Голова сильно гудела, что было не мудрено, выпили то мы вчера - «немерено». С трудом поднявшись и присев на полати, я ужаснулся от увиденного. За побелевшим от инея дощатым столом неподвижно сидели два брата – полностью окоченевшие…

Выскочив из проклятого зимовья, я увидел трясущегося от холода или страха протрезвевшего лесоруба, пробовавшего завести один из снегоходов. Вместе мы кое-как смогли его завести и ринулись прочь от этого страшного места.
Дальше было всё как обычно: полиция, допросы, выезд на место и т.д. Но нам с лесорубом повезло, следователь быстро закрыл дело. Всё оформили, как несчастный случай - типа перепили мужики, да и замёрзли.

Прошло время, и я уже почти стал забывать про этот страшный случай в тайге. А тут моя жена собралась на ежегодную диспансеризацию и меня с собой потащила. Там меня и «обрадовали», осталось мне Саня - всего ничего...

Но мы с женой не отчаялись и стали обращаться во всевозможные клиники и дорогущие медицинские центры. Долгое время нам повсюду отказывали, а буквально в прошлом месяце, нам дал положительное заключение один начинающий профессор из известного исследовательского центра в Москве и буквально через два дня мне нужно лететь туда на очень сложную операцию. А позавчера во сне, ко мне явился тот самый «Хозяин тайги» и поведал, чтобы перед дальней дорогой я обязательно съездил в Тайгу и попросил у неё прощения – за всё, что мы с ней вытворяли, вместе с бандой «Чёрных лесорубов». Вот я сюда и приехал…»

Товарищ закончил свою невероятную историю, резко встал, подкинул хвороста в затухающий костёр и скрылся в ночном полумраке тайги. Всю ночь я не сомкнул глаз, но идти вслед за другом в ночной лес, было совершенно бессмысленно, и я решил дождаться утра. Чуть только забрезжил рассвет, а между деревьями стал подниматься утренний туман, Сергей сам вернулся обратно. Но назад пришёл совершенно другой человек – одухотворённый и жизнерадостный.

- Вот теперь, дружище, всё будет хорошо, - произнёс мой, на глазах изменившийся товарищ, и улыбнулся своей яркой завораживающей улыбкой, как когда-то в нашей далёкой беззаботной юности…


Рецензии