Почему Киев называли Самбатас

Топоним Самбатас упомянут Константином Багрянородным (Х в.) как название Киевской крепости, где собираются челноки-однодревки русов: «to kastron Kioaba to eponomazomenon Sambatas»  (Const. AI, IX) [Роспонд С. Значение древнерусской ономастики для истории : к этимологии топонима Киев // Вопросы языкознания. – 1968. – № 1. – С. 103-108].

Б. А. Рыбаков приводит византийскую надпись VI века на могиле некого Хильбудия, сына Самватаса, сопоставляя это имя с приведенным у Константина Багрянородного.

Считается, что  название означает или:

1) заводь-суводь (Samvatas – Samvadas – *Sаvodъ), в значении стоянки речных судов [Роспонд С. Значение древнерусской ономастики для истории : к этимологии топонима Киев // Вопросы языкознания. – 1968. – № 1. – С. 103-108], или

2) происходит от швед. samb;d – термин, который в средневековой Швеции обозначал место (hus «сарай; дом») сбора (sam- «объединение») лодок (bathus) и дани для ледунга, морской военной экспедиции [Melin, Elsa, «Sambatas» and the City Names in Ch. IX of Constantine Porphyrogenetus 'De Administrando Imperio' // Die Welt der Slaven. – 2003. Vol. XLVIII. – P. 187-192].

Кстати, на английском «причал» – «quay» (< ср.-англ. keye, кимвр. cae «изгородь, ограждение» < галл. cagi;un <  пракельт. *kagyom < пра-и.-е. *kag;y;m «ограждение»), что близько как к славянскому слову «Киев», так и к летописной легенде о том, что Кий был перевозчиком через реку Днепр.

Есть версія, что после падения Иранского царства под ударом арабов-мусульман часть иранцев-солнцепоклонников во главе с потомком царской династии Кейянидов Кай Шичек Кхорвом ушла на север, где на границе земли родственных ираноязычных алан и славянизированых готов-тервингов (древлян) основала город Киев Самбатас («Причал Кейянидов», «Quay of the Keyyanids»), занимаясь торговлей и перевозкой товаров на границе. Тут они установили идолы своих богов Хорса (Солнца) и его вестника собакоптицы Семаргла (Симурга). Затем осевшие на Киевских горах иранцы славянизировались, но образовали отдельное племя «полян», помня, что их предки причли «из Великого Поля (аланской степи)».

Однако более предпочтительна версия с армянским именем Самбат, которая может объяснить и причину появления армянской генеалогической легенды на Поднепровье и объединение её с готской версией о братьях-росомонах. Собственно Смбат Багратуни, поднявший восстание против императора Маврикия, избежав, благодаря своей силе и ловкости смерти, вновь был обласкан императором и совершал чудеса храбрости, воюя в Ливии. Но оттуда, минуя Константинополь, он отплывает в Крым и, высадившись с верным ему отрядом, направляется на север, где на берегу Днепра в 585 г. основывает крепость Смбатас.

Возможно, что в представлении последующих наследников архаические сарматский Кий  и гото-росомонский Хамдир-Аммий ("Молот; палица"), строители какого-то города и победители неправедного царя, и более близкие по времени Кувер-Куврат, строитель какого-то города на Дунае, и Самбат, строитель города на Днепре, отождествились, и летопись, пытаясь согласовать версии, указывает, что кроме Киева на Днепре князь Кий основал на Дунае некий город Киевец (топонимы с корнем «Kyiev-» во множестве присутствуют в басейнах Дуная, Днестра и Вислы, например, самый знаменитый – польская Куявия, Kujava), но, не смотря на гостеприимство византийского императора, не смог в нем укрепится из-за вражды с окружающим населением.

***

Особенно интересно, это сохранение Эльдадом  ха-Дани предания о том, как «сыновья Моисея» стали свидетелями особого катаклизма – появления мощной реки Самбатион: «… слышали мы от наших предков переданное им их предками, что в ту самую ночь слышен был ужасный шум, а к утру видно было войско многочисленное и тяжело вооруженное, которое и принесло их (беней-Моше, – прим. перев.) к реке, ворочающей камнями и песком, на такое место, где прежде никакой реки никогда не было; река же эта ворочает камнями и песком без воды со страшным шумом и такою яростью, что если бы она встретила железную гору, то и ее раздробила бы. Река эта в течение шести дней недели движет камни и песок без капли воды, а в субботу успокаивается. Как только наступает канун субботы, то спускается облако на реку и человеку нет возможности подойти к ней близко до конца субботы» [Книга Эльдада Данита ].  Эльдад ха-Дани называет эту реку, на берегах которой поселились спасшиеся от увода в вавилонский плен «сыновья Моисея» (т.е. евреи), – Самбатионом, отождествляя её с упомянутой в «Талмуде» и римским историком Плинием Старшим загадочной «Субботной» рекой – Самбатион (или Саббатион), чудесным свойством которой является, что эта бурная, перекатывающая камни река совершенно непреодолима по будним дням, но с наступлением времени субботнего отдыха она затихает и становится спокойной. Иосиф Флавий дает прямо противоположное описание – Самбатион течет бурным потоком только по субботам, а в остальные дни ложе реки высыхает (Иосиф Флавий, «Иудейская война» 7:96-99).  Евреи, живущие по ту сторону Самбатиона, не имеют возможности перейти реку, поскольку это было бы нарушением шаббата, и могут лишь переговариваться со своими соплеменниками по эту сторону реки, когда она затихает.

Поиском Самбатиона занимался в XV в. раввин Овадия из Бертиноры, известный благодаря своему популярныму комментарию на «Мишну». Некоторые даже видят в реке Самбатион Днепр, который в ряде источников (например, в сочинении византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении империей») назван Самбатасом (и этим же именем названа также порт-крепость города Киева (Киоава); как шведское sambеt «место сбора лодок», где sam «вместе» и bеt «лодка», ср. с bеthus «сарай для лодок», где hus «дом, крепость» и норв. Sjшbod- «сарай для лодок»), а именно связывают с хазарскими иудеями, жившими в Киеве в Х в., либо с армянами (армянский князь Смбат Багратуни в 585 г. основал крепость Смбатас, её расширили братья Куар, Шек и Хореан, при которых город назывался Куар).


Рецензии