1. Было вашим, стало нашим

Повесть - Времена и судьбы

Когда становишься старше, часто сожалеешь, что не расспросил родителей о предках. Хорошо, что мама иногда вспоминала отдельные эпизоды из своей жизни и нам с сестрой рассказывала.
От неё я узнала, каким образом её семья оказалась в подмосковном городе Орехово-Зуево, где я родилась.

Родители мамы были родом из небольшого городка Тейково Ивановской области. Моя бабушка Мария была единственным ребёнком. Её семья была обеспеченной, имела собственный двухэтажный дом и даже служанку.

Замужество Марии  было предсказуемым. Её наречённый Никон был тоже обеспеченным человеком, владеющим небольшим металлообрабатывающим предприятием. Как известно, раньше люди сочетались браком чаще по расчёту, чем по любви. Чем руководствовались при заключении брака мои дедушка и бабушка трудно сказать, но уже в 1934 году, в разгар репрессий, они имели шестерых детей. Старшему сыну тогда исполнилось четырнадцать лет, а младшему было два годика. Жизнь Марии была наполнена заботами о детях, а муж целыми днями пропадал на работе. Ему приходилось искать заказчиков, а в случае отсутствия работника, самому лудить и паять изделия из металла.

Письмо с приглашением в райком партии Никон воспринял, как агитационный маневр. Его уже не раз вызывали в эту организацию по поводу вступления в члены коммунистической партии, но он всегда мягко отказывался от такой чести.

Когда он вошёл в кабинет первого секретаря, то сразу почувствовал, что разговор будет серьёзным.
- У нас тут намечаются большие перемены, - сурово заметил начальник, даже не пригласив Никона присесть, как было раньше.
- Но я уже вам сказал, что в партию вступать пока не готов.
- Дело не в партии, а в твоём производстве. По решению обкома ты должен всё своё оборудование перевезти в Иваново. Но не волнуйся. Как только всё сдашь в целости и сохранности, получишь денежную компенсацию. Если откажешься, отправишься в тюрьму.
- Выбор не велик, - с грустью заметил Никон, - Но как я доставлю оборудование за сорок километров? У меня нет ни машин, ни лошадей, - поинтересовался он.
- Ну, это твои проблемы. Наймёшь лошадиные подводы, потом тебе вернут все твои затраты. 

После такого сообщения домой Никон не торопился. Он зашёл в кабак и впервые в жизни так напился водки, что с трудом добрался до родного крыльца.
Мария, видя состояние мужа, не стала докучать расспросами, а уложила его в кровать.

- Всё, жена, наступил конец нашей благополучной жизни, - заявил  супруг после пробуждения и рассказал подробности встречи с секретарём райкома.
- Ну, может всё обойдётся, - с надеждой проговорила Мария, -  Он же обещал тебе.

Как оказалось впоследствии, не обошлось. Когда оборудование было доставлено по назначению, Никон отправился в обком партии за компенсацией.
- Убирайся отсюда, - грозно закричал охранник. Если будешь надоедать, окажешься в тюрьме, как враг народа.

С этого момента у бабушки и дедушки началась новая жизнь, полная лишений и страданий. Но это другая история.

ПРОДОЛЖЕНИЕ: http://proza.ru/2022/10/30/1524

ПРИМЕЧАНИЕ: На фотографии моя бабушка Мария Матвеевна Белякова (в девичестве Тутуева) с двумя старшими детьми Николаем и Александрой.


Рецензии
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.