Последние дни Нур Султана

  Я думал, это какая-то фантастика – побывать на встрече с Папой Римским Франциском. Сейчас такое непростое время .
         Неожиданно нам с Леной выпала возможность полететь за границу, в столицу Казахстана Нур-Султан. Наша община («Общение и освобождение») сделала нам такой подарок в первой половине сентября .
Мы приехали в аэропорт Внуково 13 сентября в 23.05. Время вылета меняли четыре раза и окончательный вариант – 14 сентября 02.50. В итоге мы улетели в три часа ночи. По казахстанскому времени это 6 часов утра.
  Мне аэропорт Внуково понравился. Ночью было не так много народу. Я хотел рассказать о службе помощи маломобильным пассажирам. Мне кажется, в аэропортах больше всех обращают внимание на инвалидов. Везде бы так помогали! Как только мы с Леной подошли к стойке регистрации, нам вызвали работников этой службы. Нас быстро провели через  все  мытарства и мы оказались в секции для маломобильных пассажиров. Но нам разрешили перемещаться по всему аэропорту, и мы думали, куда пойти.
 Я предложил пойти в Шоколадницу на второй этаж. По дороге Лена задала вопрос: «А здесь есть часовня?». Удивленная работница службы помощи ответила, что нет, только для мусульман. Я чуть-чуть удивился, ведь Россия – православная страна. Лена сказала, что видела в Домодедово православную часовню.  А я подумал - это напоминание о том, что мы летим в  мусульманскую страну
. Мы легко попали на второй этаж на автоматическом лифте.  В Шоколаднице мне понравился официант. Мы  в начале не поняли, какого он пола. Он угадывал наши желания и все делал быстро, спокойно и весело. Обстановка там была, как будто мы на космическом корабле.  И у меня появилась мечта побывать в капсульном отеле, которое мы видели рядом с кафе.
  Мы поели и вернулись в зал для маломобильных пассажиров. Время прошло незаметно и вскоре за нами пришел молодой человек из службы помощи. На этот рейс было трое маломобильных пассажиров, все с сопровождающими. На таможенном контроле нас быстро проверили и отправили ждать самолет. Там мы, наконец, встретились с нашей группой и очень обрадовались.  В этот раз мы по -другому попали в самолет - через закрытый длинный коридор. Он заканчивался прямо у входа в салон Боинга. Когда мы взлетали, я подумал «Сколько же людей работает в аэропорту, прямо как муравейник». Я сел около иллюминатора.
   Когда наконец мы начали взлет (уже было три часа ночи), мне показалось, что самолет долго выруливал на взлетную полосу. Мы объехали почти весь аэропорт.  На траве горели огоньки. Наконец машина резко набрала скорость  взлетела.  Хотя было три часа ночи, мне не хотелось спать. В 03.48 нам подали поздний ужин.  Я «сова», но первый раз в жизни  ел  в такое время. Похоже на Новый год, только без шампанского.  После ужина я стал смотреть в иллюминатор и увидел, как рассветает. Мы летели навстречу солнцу. Оно нас встречало. Я чуть – чуть подремал и Лена тоже. Из-за смены часовых поясов у нас 14 сентября в сутках был 21 час. Казахстан «украл» три часа.  Когда мы приземлились, было светло, как днем. В аэропорту Нур – Султана уже знали, что мы прилетим,  нас встретила служба помощи маломобильным пассажирам и поэтому мы быстро прошли контроль и снова ждали остальную группу. Случилось небольшое недоразумение. Когда мы с Леной вышли в зал аэропорта, там стояла большая группа встречающих с цветами и плакатами. Я  скромно сказал: «Это они меня ждут».  Когда  все вышли в зал, Костя взял такси, Иван помог меня туда посадить и сам сел в машину . По дороге (45 минут) я, конечно, разглядывал город и заметил, что почти все пространство занято стройками. Я понял, что здесь много средств идет на развитие города.
  Мы добрались до гостиницы «Ибис».  Хотя я не спал почти сутки, чувствовал себя бодрым. У гостиницы нас встретил Жан-Франсуа, который прилетел из другого аэропорта три часа назад и успел немного отдохнуть.  Мы приехали в гостиницу в 10 утра по местному времени . По программе уже начался кофе-брейк. В 11   – встреча с общиной Казахстана, среди них «Дом с Маяком». Если честно, на встречу мы опоздали, так как зашли в свою комнату на 11 этаже, немного пришли в себя и выпили кофе. Я за 10 минут перезагрузился, полежав на кровати.
      На втором этаже проходила встреча с общинами  Казахстана. Там были представители Дома с Маяком, в котором живут инвалиды. Наподобие деревни Светлана под Санкт-Петербургом, как я понял. Встреча была похожа на встречу родственников, которые давно не виделись- теплой и сердечной.
После этого мы пошли на обед, организованный нашими друзьями.  Он оказался по - домашнему вкусным.  Я  даже  подумал « Что-то за день много еды, я так никогда не ел». Потом мы все отправились по машинам. Доехали, как мне показалось, быстро. Я из окна смотрел на город и поражался. Ни одно здание не было похоже на другое. После автобуса шли, как мне показалось, очень долго. Погода стояла летняя, как будто июнь.
Мы приехали в EXPO. Там, на открытом воздухе, Папа Франциск  должен был служить  святую Мессу.  Нас посадили довольно близко в третьем секторе на первый ряд .
Впереди оказались два огромных экрана. Диктор долго рассказывал о Папе Франциске, потом зазвучали церковные песнопения. Затем стали молиться Розарий . Я увидел много знакомых священников из России. Было много папарацци.  Неожиданно на нас опустилась таинственная тишины. Появился Папамобиль. Вдали я увидел Папу Франциска. Он объезжал всех собравшихся. Потом ему помогли зайти в алтарь под открытым небом и началась служба. Мне запомнилась проповедь, особенно где он говорил, как защититься от укусов «змей» (злых людей, тяжелых обстоятельств). Еще запомнилась молитва о мире. В конце службы Папа поблагодарил тех, кто его пригласил; приехавших; особо благословил больных людей, инвалидов, пожилых. Он сказал: «Я теперь понимаю, как вам тяжело». Папа Франциск сам был на инвалидной коляске. Но он в конце службы встал, опираясь на трость, чтобы благословить нас. Потом ему подвезли черную коляску, как у меня.  Один человек из нашей группы, сидевший значительно дальше, сказал, что, когда он увидел инвалидную коляску на помосте, подумал, что это я прорвался туда). На Алтаре находилась икона Богородицы «Тобою Единство».  Папа подарил епископам Католической Церкви Казахстана золотой  Потир. Чувствовалась радостная атмосфера. К концу службы я устал и у меня глаза закрывались.
Потом мы пошли в автобус. Нас ожидала еще одна встреча после ужина. Мы долго ехали до гостиницы из-за пробок (конец рабочего дня). Быстро стемнело и похолодало (в степи резко континентальный климат). Мы заехали в гостиницу на 10 минут и пошли пешком в гости к общине Нур_ Султана. По дороге я заметил, что нет ни одной хрущевки (пятиэтажки). В квартире, куда мы пришли, нас охватила радостная, светлая атмосфера. Там большая комната, целых три окна, широкий коридор, кухня. Нас накормили пловом, салатом, суши, напоили чаем. Все были добрыми, я почувствовал себя, как в большой семье. Вот что такое дух общины.
Поскольку тротуарная плитка  в Нурсултане хуже , чем в Москве, решили обратно вызвать нам такси, так как мы устали. Сначалаперепутали этажи, потому что в Казахстане первый этаж - это подземный гараж, то есть нам надо было в лифте вызывать второй этаж. Я подумал, как это здорово, что они сделали подземный гараж, чтобы машины не стояли на улице – экономия мест. Мы доехали за три минуты, а шли туда минут 20. Я не спал уже 36 часов! По московскому времени было 19 часов, а в Нурсултане – 22 часа. Этот насыщенный день закончился в уютной гостинице Ибис. Я крепко заснул.
    Утром мы проспали завтрак, но нам принесли его в номер. Мы быстро поели, собрались, сдали вещи  и пошли гулять по городу . Погода стояла солнечная, у меня такое ощущение было, как будто мы идем по степи. Я увидел здание – пирамиду из стекла. Там накануне состоялась встреча всех конфессий. Потом наша группа подошла к огромной мечети. Я давно хотел там побывать, почувствовать ее атмосферу. Так получилось, что мы решили ее осмотреть. В любом Храме свои порядки. Я увидел огромный ковер, покрывавший молитвенный зал мечети. Человек, следивший там за порядком, предложил мне очистить поверхность колес тряпкой. Но я подумал и решил оставить коляску у входа. Я умею хорошо ходить на коленках по ковру или по траве. Оказалось, в  мечети  мужчины молятся отдельно от женщин- на первом этаже. А женщины – выше мужчин на балконе второго этажа. Мы с Жаном - Франсуа зашли в зал для мужчин. Из-за голубого цвета и белых колонн, а также огромного  пространства зала у меня было ощущение, что я попал на небо. Я обошел большую площадь первого этажа. Даже полежал. Мне такая прогулка очень понравилась. Хотя это не моя религия, я думаю, любой культурный человек должен там побывать. В мечети тоже чувствовалось присутствие Бога. Наши женщины ходили по мечети в красивых синих халатах с капюшонами и поясами. Где- то вдали играли дети. Мне показалось, это тоже прекрасно. От ходьбы в мечети я физически устал, но эта усталость была священная.
  После этого мы отправились в национальный музей Казахстана. Он меня поразил своей современностью.  Мы решили взять экскурсовода. Его зовут Амир. Молодой парень, очень много знает. В каждой комнате он рассказывал что-то особенное и мы поняли, что он гордится своей страной.
Показывали, как более 5000 лет тому назад началось развитие письменности
в виде иероглифов на камне. Второй зал удивил нас всех: там была книга катехизиса католической церкви. В ее издании участвовал Жан-Франсуа – Тири.  Он даже от радости подпрыгнул. И я был тоже горд. В одном из больших залов под стеклом была спрятана скала с вкраплениями золотой руды.  Нам запомнились казахские юрты. Их венчал купол   из выкрашенных в голубую краску досок из легкого дерева. Он означал духовное благополучие рода и его ни в коем случае нельзя было опускать на землю. Как будто священный ковчег для евреев.
   Как мы поняли, огромное значение для культуры Казахстана имел образ «золотого человека». Это воин, одетый в доспехи из маленьких золотых слитков. Этих воинов еще в советские времена находили при раскопках Курганов ( разрушенных пирамид). Это были и мужчины и женщины .
Нам запомнилась невеста в головном уборе весом 6 кг и наряде весом 17 кг, который она должна была носить в день свадьбы до вечера (проверялся ее характер). Мы ходили полтора часа и обошли только треть экспозиции. Я надеюсь еще когда- нибудь приехать в Нур-Султан и посмотреть все.  Потом мы решили пообедать и не знали где. В конце концов вернулись в мечеть.
Там на первом этаже есть столовая, ЗАГС, омывальная комната для ног, большие залы для отдыха людей. Я даже как-то позавидовал – все в одном месте, очень удобно. Мне понравилось большое пространство. В столовой оказался большой выбор разнообразных блюд. Мы там поели по-домашнему, от души. Потом мы отправились в уборные комнаты. Меня, как человека, поразил один момент. У нас в группе были мужчины. Как обычно, моя подруга Лена подвозила меня к туалетной комнате и закрывала за мной дверь. Мы так и хотели. Но тут человек, следивший за порядком, не позволил Лене везти меня. Он отобрал у нее коляску и вручил одному из мужчин, сказав при этом: «Женщине  нельзя везти туда мужчину, пусть другой мужчина ему поможет». Туалет для инвалидов оказался большим, удобным, по европейским стандартам.
  Наконец мы вышли на улицу. У нас было время до самолета и мы решили посетить еще одну достопримечательность. Это оказалась башня Дружбы народов.  Мы с Леной и с Иваном быстро доехали туда на такси.  Остальные шли пешком. Пока мы ждали остальных, осмотрели сквер.  Если честно, для меня все было удивительно. Как будто мы в будущее попали.  Около башни было много народу, дети играли. Вдали я увидел мужчину с беркутом – символом Казахстана. Это было что-то вроде контактного зоопарка - покормить, погладить. Вдали я увидел здание Администрации Президента. Оно было огорожено не глухим забором, а решеткой.  Мне понравилась такая открытость.
Наконец подошли остальные ребята и мы пошли в башню.    Нас подняли на 150 метров на лифте. Но последние три этаже надо было преодолеть по лестнице. Меня посадили на специальную коляску, которая, если ее тянуть на себя, сама шагала по лестнице. Колеса были заключены в гусеницы, как у танка и они как бы цеплялись за ступеньки. Меня подняли на высокую башню. Там была овальная комната, в центре которой находился позолоченный отпечаток ладони Назарбаева. Экскурсовод рассказал, что это башня Мира и Согласия. Казахи – мирный народ. Оказалось, надо загадать желание, положить свою ладонь на этот отпечаток. Мне показалось, что я с ним поздоровался. Хотелось поговорить  с ним, чай попить. Если смотреть казахстанские новости, то это башня появляется на заставке, то есть это как символ страны.
   Потом мы вернулись в гостиницу за вещами, дождались всю группу и поехали в аэропорт. Быстро стемнело. В дороге водитель рассказывал про крупные мечети. Самая большая из них в Нур – султане вмещает 200 000 человек. А летом – полмиллиона. Лена прямо из такси позвонила в службу помощи маломобильным пассажирам. Меня встретили, как президента, два человека. Помогли довезти коляску и донести сумки. По местному времени было 21 час. Таможенник меня узнал и спросил: «Ты вчера прилетел и сегодня улетаешь?» Я ответил: «Да». Он задал вопрос: « Понравился Казахстан?» Я ответил: «Очень».  Нас проводили в зал ожидания. Народу было мало, до вылета оставалось полтора часа. Если честно, улетать не хотелось. Нам с Леной понравилось большой зал, массажное кресло, магазин Дьюти- фри (там была продукция только из Казахстана). Потом подошла наша группа.  Ко мне подошел тот же молодой человек из службы помощи и отвез меня в самолет. По дороге я спросил его, много ли людей на колясках проходит через эту службу за день. А он ответил: «Когда как, иногда бывает и по 50 человек.»  В полете нас покормили горячим ужином.
Мы летели в Москву и салон самолета был полностью забит. Мы прибыли в Москву в то же время, в какое вылетели (нам вернулась разница в часовых поясах). Это похоже на сказку «Алиса в стране чудес».
Во Внуково меня удивила маломобильная служба. К нам подошли два мужчины в возрасте. И так лихо нас проводили до выхода, что время, как пуля, пролетело. Мы благодарим эту службу и того, кто ее организовал. Как это не парадоксально, самолет – единственный вид транспорта, на котором у меня нет проблем и нет претензий. Иногда мне кажется, им надо мастер – класс показывать.
  Оказавшись у выхода из аэропорта, мы быстро с помощью телефона нашли нашу группу, Иван вызвал нам такси и проводил. Хочу поблагодарить нашу общину, за помощь и финансово и физически и морально в этой поездке.
Мы добрались до Дома Паломника к полуночи, Катя открыла нам ворота и помогла донести сумки. В нашей любимой комнате нам оставили тарелку вкусных оладий. Мы чувствовали себя как в доме, в котором нас ждут. 
Следующий день, в пятницу, мы провели в этом гостеприимном доме, зашли в Храм, поблагодарили Бога за чудесную поездку. Посидели в кафе и вечером поехали в Социальный Дом Обручевский.
   Хочу поблагодарить всех, кто мне помогал: особенно мою подругу Лену, Жана –Франсуа – Тири, Ивана Рудько и всех остальных. Если что не так, извините.
    


Рецензии