Диалоги Ивана Петровича и Петра Ивановича. 8

Диалоги Ивана Петровича и Петра Ивановича.
8.

- Я снова насобирал вопросы, принёс целую охапку. Буду осыпать ими, а кое о чём спрашивать в лоб, прижав тебя к стенке. Хватит уклоняться и лавировать.
   Иван Петрович стоял перед сидящим на парковой скамье Петром Ивановичем с весьма решительным видом, от бывшей растерянности не осталось и следа. Это был уже не раскисший мякиш, с расплывшейся формой и невнятным содержанием, а вполне себе крепыш, прочно стоящий на ногах, ещё не каменный идол, но уже деревянный истукан.
+ Ой-ой-ой, может к скамейке? Вот так, без церемоний в виде приветствий и разговоров о погоде и здоровье. Хорошо, что пришёл ты, а не те, кто может поставить к стенке и после допросов с пристрастием, с вопросами, выворачивающими сознание наизнанку, не оставляют выбора, приставляя оружие и пуская пулю в лоб. Или в затылок. Прижал, говоришь. Требуешь честных ответов. Я готов. Но и ты будь готов, так смело бросаясь в атаку. Тема выступления та же?
- В общем-то да. Но вопросы разные, стреляю ими без подготовки и предупреждения. Импровизация.
+ Какая к чертям импровизация, если всё это заготовки! Где ты, а где свобода мысли и выражения! Начинай допрос, не тяни воображаемого кота за хвост.
- Не нагнетай. У нас дружеская беседа, но говорим на прямоту. Если вопрос оставался открытым настежь, то и ответы на него должны быть - бить наотмашь.
+ Звучит как ультиматум Рябкова к блоку НАТО. Жёсткая позиция. Но не будем пока что о политике, поковыряемся в человечине. Мог бы насобирать охапку осенних листьев и осыпать ими, насобирать грибов и угостить, или вязанку хвороста. Твои вопросы, что хворост, быстро сгорают в топке, а тепла от них мало. Хоть каждый день собирай и сжигай. Но какую пищу варишь и ешь, если насытиться не можешь?
- Чем является хворост?
+ Впечатлениями.
- А что не хворост?
+ Размышления. Переживания. Это продукты долгого горения.
- Что нас ждёт?
+ Смерть.
- Вот так категорично, да?
+Да, вот так. Неизбежность окончательного итога для телесного существования.
- Но ведь прежде, чем случится умереть, произойдут же какие-то события. Я о событиях.
+ А я не гадалка, не провидец и не предсказатель. Всё время что-то происходит, наша задача – относится ко всему как к данности. Если уж мы оказались в моменте с таким содержанием, то это не только единственное, из того множества вариантов, что могло произойти, но и лучшее для нас, раз уж произошло.
- А смерть?
+ И смерть тоже. К смерти можно относиться по-разному. Есть люди, которые воспринимают смерть как личность, наделяя её свойствами, создавая ей образы. И в такой способ пытаются вступить с ней в отношения, общаться с ней. На эту тему достаточно книг и фильмов. К такому контакту склонны люди с сильным воображением, творческие натуры. Они смогли и личностного Бога создать. Есть и другая категория людей, для них смерть безлична, бездушна, отстранённа и безразлична. Тогда это некая мистическая сущность, возможно сверхестественной природы. В таком случае она воспринимается и выражается через какой-нибудь светлый или тёмный символ. В существовании смерть – это функция, щелчок тумблера в положение «Выкл.» без всяких смыслов и символов, без отношений и переживаний. Смерть – одно из важнейших, основополагающих явлений и понятий в человеческой культуре, это краеугольный камень в искусстве, религии, философии. Смерть – указание на не-бытие и переход к не-бытию.
- Жить с ожиданиями смерти? Пессимистично, фаталистично.
+ Нет, не с ожиданиями, а с принятием факта смерти для тела, с осознанием естественности и неминуемости этого явления. Многие же живут так, как будто они не умрут никогда, будто они бессмертны. И совершаются глупости на этом основании. Ложное основание. Правда – тело тленно. Вопрос «что нас ждёт» - от лукавого. Он вовлекает в игру ума, в суету сует, в мирское. Ответил: итогом всему является смерть – и ум спокоен, потому что способен узреть суету сует и тщету. 
- А память о человеке?
+ Память - продукт долгого хранения, и горения, долгоиграющая пластинка. С памятью возможны манипуляции, случаются конфузы, но мы ею пользуемся. Ты умрёшь, кто о тебе будет помнить?
- Боюсь, что никто.
+ Да ты не бойся, честно прими этот факт - никто. Сейчас боится некто, мнящий о себе, а умерев ты тоже станешь никто. Не существующее никто не беспокоится о мнении существующих никто.
- Человек умирает, но остальные ведь продолжают жить. Они будут чувствовать, мыслить, вспоминать.
+ Они проживут ещё какое-то время и тоже умрут. В итоге не останется никого, кто будет помнить о ком-то.
- Да, все когда-то умрут, но нас волнуют живые, и мы волнуемся пока живы.
+ Раз хочется, волнуйся. Только это не ты, это волнение ума.
- А зачем начинать с конца, давать сразу окончательный ответ? Меня интересует, что будет в промежутке между двумя датами, содержание того, что в скобках. Ты сообщаешь тому, кто читает книгу, чем всё закончится в конце. Но описываемые истории в ней увлекательные!
+ Заканчивается всё концом, и любая книга, любая история и, если кто-то не успел дочитать и узнать окончание, то лишь потому, что ему пришёл конец. Что бы ни было в скобках, ни его количество, ни качество, оно умножается на ноль. Из не-существования мы возникли, и в него же возвращаемся. Начало понимания - в признании факта временности телесного существования, осознании смерти как итога всего проявленного. Это понимание освобождает. В свете осознания, что всё заканчивается темнотой и пустотой, приходит великий Покой, тот самый полный и окончательный, приходит ещё в процессе существования, до того, как наступит момент исхода и покой не-бытия.
- Меня это известие не успокаивает.
+ Потому что для тебя это информация о том, что случится, а не мистическое переживание и понимание. Информация даёт человеку осведомлённость, вооружённость. Чтобы возник покой - выбрось информацию из головы. Прочитай хоть сотни книг на эту тему, получи ответы от сотни гуру, но к пониманию не приблизишься.
- Откуда знаешь?
+ Из книжек.
- Так там же нет понимания.
+ А ты о чём спрашиваешь?
- Да ну тебя вредного, к словам цепляешься.
+ А ты ими не разбрасывайся.
- Я знаю о смерти, постоянно слышу о ней, видел смерть людей и животных. Почему же не возникает во мне покоя, почему смерть не преображает ни меня, ни тех, кто умирает?
+ Я уже ответил на этот вопрос.
- Не помню.
+ Потому что ты тупой.
- Не понял.
+ Естественно.
- Давай без оскорблений.
+ Бери. Я констатирую факт. Некий объект, позиционирующий себя как субъекта, тупой.
- Объясни ещё раз.
+ Смерть, которую ты воспринимал, не произвела на тебя сильного впечатления. То, как она тебя коснулась, не потрясло тебя. Не важно в силу каких причин, важно, что воздействие этого события не проникло в тебя и не взорвалось. Тупость охраняет нашу рамочность восприятия.
- Значит ли это, что только сильные страдания способны обострить наши чувства, оживлять нас, могут сдвинуть нас с привычного образа себя и образа жизни? Выпадение из зоны комфорта - во благо?
+ Зачастую. Обычно люди не живут, а функционируют. Организм функционирует на автоматизмах и без участия нашего внимания, вмешательства. Так же и ум, и психика. Обычное тупое механическое существование, у кого-то чуть острее и ярче, у кого-то серо, тускло, однообразно, изо дня в день одно и то же. Деятельность производится, есть реагирование на раздражители, набор программ и стереотипов поведения, поступки совершаются, слова произносятся.
- Чем-то утомило меня твоё рассуждение. Давай о другом.
+ Начинай.
- Разве думать о смерти не вредно? Подобные мысли и чувства приводят к апатии, пессимизму, фатализму и унынию, они разрушительны.
+ Верно. Так и не думай об этом. О смерти нужно размышлять, не можешь размышлять - помни.
- То есть, это не одно и тоже - думать и помнить? И в одном, и в другом процессе участвуют мыслеобразы. Ты предлагаешь пользоваться изречением "моменто мори"?
+ Да, схожесть есть между думанием и воспоминанием. Да, именно это изречение содержит сущность и суть обсуждаемой темы. В данном примере указывается на необходимость постоянного возвращения к твоему личному непосредственному переживанию от встречи со смертью. К тому месту внутри тебя, где человек стоит на краю бездны, вглядывается в её бесконечность, ощущает её дыхание, слышит её зов.
- А если нет в нём такого места, или нет туда доступа? Даже зная от других об этом месте человеку может быть страшно туда отправиться, чтобы самому испытать это состояние - между жизнью и смертью.
+ Место такое есть в каждом, а вот контакт случается не с каждым. Потому что люди боятся, им неприятно. В основном это из-за тупости, но верно также и то, что им ещё не время туда попасть и получить мощнейшее трансформационное переживание. Всему своё время.
- Люди, которые работают на бойне, мясники на рынках, врачи в реанимационных, все покупатели и потребители мяса - это примеры защищающей от ужаса тупости? Люди контактируют с мертвечиной, но относятся к этому спокойно, равнодушно, привычно. Может, так и надо?
+ Если так происходит, значит так и нужно, и должно. Для них так.
- И есть те, кто ужасаются, у кого смерть вызывает отрицание или отвращение.
+ Да. Но это не более чем реакции организма и психики на шокирующие картины. Штука в том, что путь к Себе проходит через области ужаса и тьмы, но не каждый ищущий способен пройти через эти испытания. У людей сердце или мозг могут не выдержать состояние шока.
- Так получилось, что тема нашего разговора - о смерти.
+ Предельно честно. Как ты и просил.
- В общем-то да. А те, кто сейчас воюет на фронте? А те, кого сейчас каждый день призывают, и готовят к отправке на фронт? Им-то каково? Им предстоит убивать и быть убитыми. Это же какой-то кошмар!
+ Прекращай этот вздор и позор. Это твои субъективные восприятия и переживания. Даже если у многих подобные состояния и настроения, воинственности или упадничества, то нам в этом какой смысл разбираться? Люди разные, ситуации разные, смыслы тоже разные. Механизмы и программы, правда, одинаковые. В основном происходит разного рода программирование сознания и поведения людей, посредством провокаций и манипуляций. Только вот не надо воплей и соплей по поводу, что такое сейчас происходит, а раньше никогда этого не было. Люди, в своей сущности, по своей природе, за сотни тысяч лет известной истории человечества нисколько не изменились. На твой вопрос: что происходит? - отвечу: что было, то и будет. Сценарии, сюжеты, роли и образы персонажей - одни и те же, меняются исполнители. Не надо переживать, что «кина не будет». Будет. Конца света не предвидится.
- Но ты же говорил о конечности всего.
+ Конец света наступит с концом планеты, которую мы называем Земля, и, возможно, это будет связано с концом звезды по имени Солнце. Гипотетически есть и другие сценарии. Вряд ли эти перспективы волнуют нашу задницу. Задница живёт лишь раз. И она думает о себе, озабочена насущным.
Кстати, моя задница уже устала сидеть, посылает моему уму определённые сигналы. Пора пройтись. Давай прервёмся и вернёмся к насущным заботам. Каков сделаешь вывод из общения?
- Конец беседы.
+ А по-моему, мораль сей басни такова - "моменто мори". Живи как можешь, действуй как должно, и будь что будет.
- Благодарю за честность и прямоту. Пойду собирать хворост, может, в следующий раз и пару брёвен притащу.
+ Было бы замечательно, чтобы они были из твоей пары глаз.
- Буду стараться, Пётр Иванович
+ Бог в помощь, Иван Петрович.

28-29.10.22


Рецензии