НПП...
Введение.
Многие дипломаты своей настольной книгой считают "Дипломатию" Генри Киссинджера, а большевики из России, ещё в тысяча девятьсот семнадцатом году назвали дипломатию делом государств. Великие или могущественные государства семнадцатого года, те же большевики обозвали империалистическими. А сам империализм, по-мнению большевиков, являлся, уже к семнадцатому году двадцатого века, очень "грязным" делом.
Выходит, если дипломатия во второй половине второго десятилетия двадцатого века служила империалистическим государствам, которые были "грязными", то и сама по себе дипломатия есть такое же, как империализм, "грязное" дело? Вместо того, чтобы отвечать на этот вопрос, воспользуемся тем, что этот вопрос позволяет сформулировать то, что такое дипломатия.
Не знаем, как в книге Г. Киссинджера "Дипломатия", мы её не читали, а во введениях к большинству других книг, которые думают о себе, что они научные, часто дают определение того понятия, которое книга будет "мусолить" до своего завершения.
Имеем наглость дать такое определение:
Дипломатия - это достаточно полное изучение уступок, на которые действительно может пойти другая сторона общения, и действия, заставляющие эту сторону пойти, на какие-то уступки.
Другими словами, дипломатия есть "выкручивания рук" противоположной стороне общения. Чем больше тот, который собирается выкручивать руки, знает, насколько слабыми являются "выкручиваемые" руки, тем больше он их "выкрутит". Помня об этом, можем вернуться к нашему исходному определению дипломатии, в которой всегда есть субъект дипломатии и другая, противоположная, сторона общения.
Не знаем, как в "Дипломатии" Г. Киссинджера, а наше определение этого слова и явления, позволяет разделить, разложить, расчленить дипломатию на семь элементов, или "базовых" единиц:
1. Субъект дипломатии. Тот, кто преследуя какие-то цели, вступает в общение с другой его, общения, стороной.
2. Другая сторона общения в дипломатии. Обычно не хочет идти на уступки, но субъект дипломатии делает всё, чтобы она, другая сторона, на них, на уступки, пошла. Не обязательно решительно, можно, - нехотя.
3. Изучение субъектом дипломатии или по его заказу того, на какие именно уступки ему, субъекту дипломатии, может пойти другая сторона общения. Одним из распространённых, среди государств, методом изучения другой стороны общения, является разведка или, если хотите так обозвать, - шпионаж.
4. Контрразведка в дипломатии. Она обычно осуществляется самим субъектом дипломатии. И осуществляется для того, чтобы не дать другой стороне так прощупать возможности и силы субъекта дипломатии, чтобы вести себя с ним достаточно нагло.
5. Переговоры в дипломатии. Именно переговоры в дипломатии являются главным её содержанием, а не знание, в совершенстве, письменных и разговорных иностранных языков. Дипломат может и не знать, в совершенстве, иностранный язык, но уметь требовать от профессиональных переводчиков точности перевода, как своих слов, так и слов другой стороны, он обязан!
6. Дипломаты субъекта дипломатии. То есть люди, как карьерные, професииональные, так и привлечённые, по необходимости, к осуществлению дипломатического процесса.
7. Дипломаты другой стороны общения. Именно их качества и свойства изучают дипломаты субъекта дипломатии, когд осуществляют, самостоятельно, своими руками, разведку возможностей и сил другой стороны общения.
Не знаем, как в "Дипломатии" Генри Киссинджера, ещё раз сообщаем, что мы её не читали, а в нашей книжке мы не будем подробно формулировать цель ее написания и задачи, которые нужно решить для её, цели, достижения. Ограничимся только указанием, что мы должны написать семь глав этой книжки.
Глава первая. Субъект дипломатии.
Дипломатия, - вещь универсальная, которую могут осуществлять, для достижения своих целей, как отдельные люди, так и целые государства. Когда дипломатию осуществляют государства, то речь идёт о международном общении.
Если же дипломатию, для достижения своих личных целей, осуществляет отдельный человек, то речь идёт о жизни отдельного человека, в которой раньше было много межличностного общения, а теперь в его, отдельного человека, жизни, межличностного общения становится всё меньше и меньше.
Мастером межличностной дипломатии в романе "Война и мир" Л.Н. Толстого показан такой субъект дипломатии, как папа Анатоля и Элен Курагиных, напоминающий, самому Льву Николаевичу, кажется, "заведённые часы". Может быть, это скучно, - наблюдать, как работают заведённые часы, но субъект дипломатии в международном общении стремится к тому, чтобы его дипломатия работала как заведённые часы.
Зачем субъекту дипломатии в международном общении, чтобы его дипломатия работала, как заведённые часы? Студентам дипломатических академий рассказывают, что чем больше дипломатии напоминают заведённые часы, тем больше дипломатии осуществляют национальные интересы.
Получается, что субъект дипломатии в международном общении -это тот, кто обеспечивает государству реализацию национальных интересов. Часто дипломатам, которые служат субъекту дипломатии, рассказывают, что "интересы государства" и "национальные интересы" есть совпадающие значениями, то есть по смыслу, и своими содержаниями, понятия.
Есть и другая, более иезуитская, изощрённая точка зрения, в соответствии с которой не народ точно формулирует свои национальные, то есть народные интересы, в международном общении, а так называемое "глубинное государство". "Кто такие, почему не знаю? Этих самых "глубинников"". Спросит простой народ. И ответить ему, простому народу, можно и так: ""Глубинное государство" и есть подлинный субъект дипломатии в международном общении!"
Понятно? Ну, конечно, нет. Дипломатия для того и придумана, чтобы не все понимали, что она из себя представляет, в действительности. Но кто девушку "ужинает", тот её и танцует. "Глубинное государство", - это те, у кого есть то, на что можно девушку, чтобы потом с ней танцевать, "поужинать".
То, чем располагает "глубинное государство", как подлинный субъект дипломатии, в международном общении, - это не одни только деньги. Это ещё и происхождение, и положение в обществе, и какая-то, не обязательно очень высокая, образованность, и самая большая информированность. Если "глубинные государства" существуют, в действительности, то их составляют самые информированные, во всём мире, люди.
И, если "глубинные государства" существуют, то они со своими дипломатами должны делиться той информацией, которой располагаеют. Но ни одно "глубинное государство", если таковое существует, не обязано предоставлять своим дипломатам всю полноту информации. Кое-что из информации дипломатам приходится добывать самостоятельно, не из уст "глубиннного государства".
Тем, которые не верят в существование "глубинного государства", часто "впаривают", что субъектом дипломатии является исполнительная и законодательная власть в государстве. В правительстве государства субъект дипломатии "персонализируется" в работниках Министерства Иностранных Дел или Внешних Сношений, в том числе, - в чрезвычайных и полномочных послах.
Сейчас очень много появилось умников, которые говорят о реальности ещё и "народной дипломатии". В "народной дипломатии" субъектом дипломатии является, якобы, сам народ, то есть обыкновенные граждане государства, - актёры и актрисы, врачи, деятели культуры, живописцы, певцы, учёные, просто бизнесмены и просто туристы. Не можем утверждать достоверно, существует ли, действительно, "народная дипломатия", но даже народным дипломатам, если они есть, нужно знать, кто такие, - другая сторона международного общения?
Глава вторая. Другая сторона общения в дипломатии.
В дипломатии, или международном общении, всегда есть другая сторона. Не было бы самого международного общения, не было бы дипломатии, если бы не существовала другая сторона общения.
Другая сторона международного общения, потому и является другой стороной, что у неё другие, не такие, как у субъекта дипломатии, интересы. Если субъект дипломатии хочет, чтобы другая сторона в чем-то уступила, то сама другая сторона не хочет уступать именно то, чего хочет получить от неё субъект дипломатии!
Субъекту дипломатии очень важно знать, какими возможностями и силами располагает другая сторона дипломатии или международного общения. Тем и отличаются профессиональные дипломаты от военных, что в отличие от военных, они стремятся только знать силы и возможности другой стороны международного общения,, а не их ослаблять и уменьшать.
Профессиональные дипломаты имеют дело с другой стороной международного общения и перед войнами, и после войн. А военные, не всегда, но иногда, рассказывают, что им пришлось уменьшать возможности и ослаблять силы другой стороны межлународного общения потому, что плохо сработала, перед войной, дипломатия государства, как конкретного субъекта дипломатии!
"Плохо сработала дипломатия" - это традиционное выражение. До недавнего времени существовала традиция, - считать плохой работой дипломатии то, что она не заставила, без осуществления своим государством, своей армией, военных действий, пойти на требуемые уступки, другую сторону международного общения.
Бывало и раньше, но сейчас это происходит всё чаще и чаще, что другая сторона, до начала военных действий, не идёт на уступки, которые, как правило, всегда меньше,чем потери от военных действий, из-за своей невменяемости.
Невменяемость в дипломатии является сугубо ментальным, а не психиатрическим термином, и означает лишь "недоговороспособость" другой стороны международного общения. Но дипломаты, как работники субъекта дипломатии, люди подневольные или служивые, им приходится изучать даже невменяемые, то есть недоговороспособные другие стороны межлународного общения.
Глава третья. Изучение другой стороны общения в дипломатии.
Источники информации о другой стороне международного общения являются открытыми и закрытыми. Получение информации о другой стороне международного общения из закрытых источников называется политической разведкой или политическим шпионажем, кому как больше нравится.
Все открытые источники информации о другой стороне международного общения определяются так называемым Дипломатическим Протоколом. Дипломатическая переписка, вручение послам или посланникам нот, телефонные разговоры и видеоконференции, в режиме он-лайн, беседы в кулуарах или коридорах различных саммитов, конференций, переговоров, - это вполне открытые источники информации о другой стороне международного общения.
Некоторые профессиональные дипломаты продолжают много читать. Изданные большими тиражами книги, статьи в журналах и газетах, сообщения в Интернете, тут и говорить нечего, и так понятно, есть открытые источники информации о другой стороне международного общения.
Но дипломатов знакомят, также, и со сведениями из закрытых источников, собранными, а том числе, и нелегальной разведкой или, что "откровеннее", шпионажем.. А дипломатический работник, как аналитик, должен обеспечивать субъекта дипломатии, которому служит, своими выводами о тех уступках, на которые может пойти, и о тех уступках, на которые никогда не пойдёт другая сторона международного общения.
Профессиональный дипломат не должен разбираться во всех тонкостях контрразведки, но он должен знать, что если он собирает информацию и делает выводы о другой стороне международного общения, то и другая сторона делает то же самое, - собирает информацию, в том числе и шпионажем, и делает выводы о субъекте дипломатии, которому служит этот дипломат.
Глава четвёртая. Контрразведка в дипломатии.
Сколько бы ни говорить, ни писать о контрразведке, дипломатам достаточно знать только о двух её, контрразведки, методах работы. О блефе, и о противодействии. Блеф - это распространяемая, по заданию контрразведки, информация о том, что субъект дипломатии настолько силён, что никогда не пойдёт на определённые уступки другой стороне международного общения.
То, что нужно знать профессиональному дипломату о таком методе работы контрразведки, как противодействие, сконцентрировано в лозунге: "Не болтай!", то есть не проговаривайся, не говори и не пиши то, что может раскрыть, другой стороне международного общения, реальное положение дел и действительные направления и размеры уступок, на которые может пойти субъект дипломатии. Тот субъект дипломатии, которому служит проговорившийся или никогда не проговаривающийся дипломат.
О том, как конттразведка выступает в роли бодигардов, то есть телохранителей послов и других дипломатических работников, мы здесь писать не будем, это не наша, сейчас, тема. А о защите информации, которую осуществляют, в наш компьютерный век, кибер-контрразведчики, лучше нас могут рассказать "айтишники", вот их и спрашивайте!
Глава пятая. Переговоры в дипломатии.
Коротко о переговорах рассказать очень трудно, ведь что делает профессиональный дипломат всю свою служебно-рабочую жизнь? Готовится сам или готовит других к переговорам, организует или сам ведёт переговоры, анализирует итоги переговоров, чтобы подготовиться к следующим их раундам, турам или к их, переговоров, завершению. Можно сказать, что жизнь большинства профессиональных дипломатов, - это сплошные переговоры.
О методах ведения, в дипломатии, переговоров, наслышаны даже обыватели. Их, к сожалению, всего три. Метода ведения переговоров. Переговоры с позиции силы, до войны или после войны, когда другая сторона международного общения, действительно, знает, насколько силён субъект переговоров или, когда сам субъект переговоров "блефует", навязывает другой стороне общения ложное представление о могуществе и неограниченности сил субъекта дипломатии.
Чаще всего используется метод позиционных переговоров. Когда и субъект дипломатии, и другая сторона общения "упрутся", и настаивают на своей позиции, даже если эта позиция слабая, плохо подкреплённая реальными силами и способностями конкретной стороны переговоров.
И есть ещё метод принципиальных переговоров. Метод-легенда. Метод-мечта. Метод-миф. Правда, миф положительный, а не отрицательный. Чтобы в наших условиях использовать этот метод, нужно, например, чтобы истеблишмент Соединённых Штатов Америки увидел действительные национальные интересы России и исходил бы, в своих предложениях российской дипломатии, не только из своих, североамериканских интересов, но и учитывал бы национальные интересы России. Возможно ли это сейчас, когда американский истеблишмент всячески затягивает проведение Россией Специальной Военной Операции? Вряд ли!
На этом можно было бы и закончить, но остались ещё два элемента дипломатии, две главы. Их содержание нужно рассмотреть, если не для реального использования в современных невозможных условиях, то, хотя бы, для общего развития читающей публики.
Глава шестая. Дипломаты субъекта дипломатии.
Профессиональные дипломатические работники не только собирают и анализируют информацию о другой стороне международного общения, своих и другой стороны, союзниках, делают выводы, но вынуждены также соблюдать Дипломатический Протокол и нормы, правила этикета. Михаил Зощенко, как писатель, отразивший приметы своего времени, писал в своих рассказах и пОвестях, кроме всего прочего, о людях, не знающих не только, что такое дипломатический, но и что такое этикет, вообще.
Редкого "героя" рассказов М. Зощенко можно было бы сделать советским дипломатом! Почитаешь М. Зощенко и удивишься, где же субъект советской дипломатии брал знающих этикет людей, если вокруг него, субъекта советской дипломатии, одни только персонажи рассказов М. Зощенко? Но ведь брал же, субъект советской дипломати, таких дипломатических работников, как например, А А Громыко! Находил! Или воспитывал, образовывал! И сейчас, уже российская школа дипломатии, славится своими выпускниками!
Бывают ситуации, когда до того достанут слова и поведение представителей другой стороны международного общения, что хочется высказаться, не соблюдая ни одну норму, ни одно правило дипломатического этикета. Но нельзя!
Посмотрите, каким спокойным и этикетно вывернным остаётся российский Полномочный Представитель в Организации Объединённых Наций. Вот у кого молодёжи нужно учиться дипломатии, не только в международном общении, но и в общении с родителями, бабушками, дедушками, друг с другом!
Глава седьмая. Дипломаты другой стороны международного общения.
У русского народа есть грубая, но очень точная, то ли пословица, то ли поговорка: "Каков поп, таков приход!" То есть качество паствы, в сильной степени, определяется качествами и поведением батюшки. Возьмём, например, такого западного президента, как теперешний Президент США Дж. Байден.
Ой, лучше не брать. Не будем брать Дж.Байдена, чтобы не описывать его "паству", то есть его, американских, нынешних дипломатических работников, или его пресс-секретаря, точнее то, что она, эта женщина, произносит...
Или вот Министр Иностранных Дел Федеративной Республики Германии, - Анналена Бербок. Наполеон Бонапарт, давно находясь на том свете, ей, Анналене, благодарен. Она снабдила его танками.
Теперь там, на том свете, он, Наполеон, воюет с русскими партизанами, на танках, проламывая широкие просеки в густом, дремучем русском лесу, и ищет способы защиты своих танков, ведь даже русские медведи, в полусонном состоянии, бросают, прямо из своих берлог, бутылки с коктейлями Вячеслава Михайловича Молотова, тоже очень талантливого советского дипломата.
Вывод можно сделать только один: качество достигнутых, в европейской и мировой дипломатии, соглашений, и степень их практического осуществления, зависят не только от качеств таких субъектов дипломати, как Китайская Народная Республика и Россия, но и от качества, точнее, - от его недостатка, у профессиональных дипломатических работников другой стороны международного общения...
Заключение.
Печально, но следует констатировать: наша НПП, наглая попытка "переплюнуть" "Дипломатию" Генри Киссинджера, оказалась неудачной. То есть не увенчалась успехом. Попытка "переплюнуть". Наверное, потому, что именно эту книгу Г. Киссинджера мы так и не прочитали. Но прочитали какие-то другие книжки. Не обязательно Г. Киссинджера!
И, хотя мы не "переплюнули" труд старика Генри, Киссинджера, посчитаем публикацию конспекта нашей книжки "Наглая попытка переплюнуть..." не напрасной. Не совсем уж бестолковой. Толк, кое-какой, от этой публикации выйти может. Если посчитать эту публикацию популярной, хотя и не научной. Нет, не популярной, а популяризирующей. Какое трудно выговариваемое слово! Что популяризирующей?
Популяризирующей важность и содержание деятельности субъекта дипломатии, и сложности труда дипломатических работников.
Если кому-то не хочется читать многочисленные книжки, например, по методам ведения переговоров, то можно прочитать этот конспект и получить представление, хотя и самое общее, о дипломатии и труде дипломатических работников. Может быть, это общее представление пригодится, кому-нибудь, из участников "народной дипломатии"?..
Свидетельство о публикации №222102900292
Игорь Тычинин 29.10.2022 07:59 Заявить о нарушении
Правда не нынешним, которым нужны лишь деньги для покупки дипломов.
Василий Рябов Слабов 29.10.2022 08:24 Заявить о нарушении
Светлан Туголобов 29.10.2022 09:03 Заявить о нарушении