Парк воспоминаний

Сегодня у Юли счастливый день. Внучка целый день будет с ней. У папы очередное суточное дежурство, а маме подвернулась подработка на выходной. Погода стоит замечательная, настоящая сентябрьская, с солнцем, теплым ветерком и желтыми листьями. Она решила свозить внучку в парк своего детства. Это в центре города. Для пятилетней девочки уже сама поездка целое приключение, а уж с любящей бабушкой…. Сегодня она будет доброй феей, исполняющей желания.
Когда-то в этом парке она проводила целые дни. Бабушка привезла ее из другого города в гости к своей сестре, которая жила на соседней с парком улице. Она была уже совсем самостоятельной девочкой, осенью должна была пойти в школу, поэтому ее стали отпускать погулять в парк одну. Бабушка давала тридцать копеек на развлечения и ей их хватало и прокатиться на карусели с черными лошадками, и сходить на детский сеанс в кино, и купить бумажный стаканчик с пломбиром. Она специально покупала такое мороженое, потому что к нему давали деревянную палочку и мороженое можно было есть как ложкой. Когда детского сеанса в соседнем кинотеатре не было, она, кроме карусели, покупала еще билет на огромные качели в виде больших «лодочек» на высоких столбах и качалась на них с другими детьми, громко крича, когда «лодочка» взлетала в высь. Тогда ей казалось, что она летит над деревьями, над крышей детского кафе, а когда закрывала глаза, то представляла себе, что она подлетает к солнцу. Весь мир вокруг становился ярко оранжевым и безгранично дружелюбным, ласковым. Теплый ветерок трепал волосы и ей было так радостно, так хорошо, что хотелось обнять весь этот огромный мир! Она расставляла по шире руки и когда «лодочка» неслась вперед, громко смеялась.
Жили они в гостях у бабушкиной сестры около месяца, но этот месяц Юля потом вспоминала всю жизнь. Какой-то радостный он был, беззаботный, счастливый.
Через много лет она стала жить в этом городе, не в центре, в спальном районе и в той части города, где находился парк, не бывала. А теперь захотелось внучке его показать.
Они вышли на трамвайной остановке, подошли к воротам. Вроде бы все осталось по прежнему, ей даже показалось, что ограда и ворота остались теми же, что и были пятьдесят лет назад. Но нет, поменялось многое. Чем дальше они углублялись в старый парк, тем больше изменений Юля замечала. Дорожки выложены тротуарной плиткой, а не асфальтированы, и проложены в других местах или память стала ее подводить. Вместо детского кафе, в котором она покупала мороженое — ресторан. Аттракционы исчезли совсем, зато восстановлена закрытая раньше церковь. Здание бывшего кинотеатра сохранилось, но сейчас в нем работает ночной клуб. Все в этой жизни рядом.
Они с внучкой долго бродили по аллеям. Она рассказывала внучке о том, каким этот парк был во времена ее детства и пыталась найти хотя бы место, где когда-то стояли «лодочки» и карусель.
Неожиданно к нам подбежала такса и стала обнюхивать девочку.
- Не бойтесь, она добрая, - к нам подошел ее хозяин, седой пожилой мужчина, - она с моим внуком гулять любит, мы сейчас за ним в школу пойдем, - вы здесь что-то ищите? - неожиданно спросил он.
- Да, - Юля не много растерялась, - карусели с лошадками здесь раньше были, - призналась она.
Мужчина заулыбался и вздохнул:
-  Были, вон круглый куст видите? - он показал рукой на большой, действительно круглый куст сирени, среди разросшейся поросли клена, в стороне от дорожки - аттракционы убрали в начале девяностых, когда церковь открыли, помешали они батюшке, а вот ночной клуб не мешает, - мужчина грустно вздохнул.
Такса учуяв что-то свое, побежала по аллее дальше, мужчина пошел за ней.
- Спасибо! - крикнула Юля ему с след.
Они подошли к кусту сирени. Он стоял зеленый и казался инородным телом в этом царстве желтых листьев. Вокруг него виднелся бетонный ленточный фундамент, по которому ездили колеса, когда крутилась карусель, почти разрушенный и заросший травой.
- Видимо кто-то специально сирень здесь посадил, чтобы память осталась о детской карусели, знак.
Они еще побродили рядом. Нашли огромные цементные кубы, оставшиеся от больших качелей. Юля постояла над ними, по вздыхала, это все, что осталось от ее детства в этом парке.
Было грустно. Набродившись по аллеям с шуршащими под ногами желтыми листьями, они сели на скамейку отдохнуть. Внучке просто сидеть было скучно. Юля предложила ей поиграть на детской площадке, но ей это тоже было не интересно. Такие стандартные разноцветные пластмассовые горки и домики стоят почти в каждом дворе. Юля показала девочке, как из больших листьев клена можно сделать розу, хорошо, что с собой была катушка ниток. Внучке это понравилось и она стала делать их самостоятельно, а Юле вдруг вспомнилось, как бабушка и ее сестра привели ее сюда самый первый раз.
Этот парк был устроен на месте старого дореволюционного кладбища.  Когда-то здесь город кончался, это была его окраина. К середине 20-го века оно оказалось почти в его центре. Хоронить здесь запретили еще в конце 19-го века, но само кладбище не трогали, и бабушка рассказывала ей, как мать водила их с сестрой сюда до революции по большим праздникам на могилы своих бабушек и дедушек, похороненных здесь.
В начале пятидесятых могилы сравняли, останки, которые нашли, перезахоронили на другом кладбище, за городом, убрали старые и больные деревья, посадили молодые, проложили аллеи и дорожки, поставили качели, карусели с лошадками. Наверное это тоже было не правильно. Сделали обыкновенный парк культуры и отдыха, о старом кладбище напоминала только закрытая разваливающаяся церковь. Ее не трогали, построили рядом новый кинотеатр.
Юля задумалась: когда ее впервые сюда привели, бабушка, наверное точно так же, как и она сегодня, ходила по парку и пыталась вспомнить, где были могилы их предков, искала хоть какие-то приметы, в виде большого дуба возле соседней могилы. Не было большого дуба. От всего кладбища осталось только две-три могилы известных на весь мир соотечественников и то скорее мемориальные.
- Как же наверное было горько и больно бабушке в тот момент - подумала она, - как и мне сейчас больно и горько, что нельзя вернуться в то далекое лето, покататься снова на черных лошадках с золотой сбруей, на «лодочках», а самое обидное, что я не могу их даже показать своей маленькой внучке.
Когда выходили из парка, Юля рассказала ей, что когда-то давно, при царе, здесь было кладбище, на котором были похоронены их предки, их прапрадедушки и  прапрабабушки, чтобы знала. Запомнит ли?
Одно и то же место, а как по разному для Юли и ее бабушки запомнилось оно. Для бабушки память о предках, а для Юли — счастливые дни детства. Чем запомнится этот парк ее внучке? Станет ли он для нее особым местом, каким стал для нее и ее бабушки или останется скучным и бездушным местом где растут деревья, каким оно есть сейчас?
- Главное, чтобы не стало оно в сознании девочки местом, где есть только известный на весь город ночной клуб, - одернула себя Юля.
Позднее на одном из городских сайтов Юля узнала, что следующим летом запланировано благоустройство этого парка. Поставят новые скамейки, сделают другую детскую площадку, покроют новой тротуарной плиткой дорожки и аллеи, может быть даже разобьют клумбы и высадят цветы, только будет он похож на все другие парки города: безликая современная городская среда по минимальной цене  муниципального контракта на благоустройство, без какого либо намека на историчность места. Не найдется в нем места тем качелям «лодочкам» и карусели с черными лошадками из ее детства.
Не получилось стать феей для внучки, от парка детства остались одни воспоминания.


Рецензии
Ольга, грустным получилось повествование!
Увы, деньги побеждают, дети проигрывают!
Так было, есть и будет так, пока чинуши всех мастей делают, что хотят, и нет на них управы...
С уважением, С.Т.!

Пожалуйста, послушайте мою песню "Письмо маме"
Ссылка в Ютубе: письмо маме 1 - you tube
Там на фото пожилая женщина в платке.

Тёплый Сергей   09.04.2023 16:09     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.