И над всем воццарилась Красная Смерть... часть 10

В июле 1914 года в России начались события, которые давно ждали. 20 июля Николаем Вторым был подписан манифест об объявлении войны. Огромная толпа собралась на Александровской площади и славила Императора. Николай Александрович записал в своём дневнике:
"23 июля. Утром узнал добрую весть: Англия объявила войну Германии.
24 июля. Австрия, наконец, объявила нам войну. Теперь положение совершенно определённо. "
Александра Фёдоровна была в совершенной прострации- случилось всё то, что она боялась- началась война с Германией. В России начались германские погромы, изгоняли из общества людей с немецкими фамилиями, разоряли магазинчики и лавки, которые держали немцы. Петербург переименовали в Петроград.
Обо всех этих событиях Лиза узнала, уже будучи в Ницце. С волнением она читала в газете Манифест Николая Александровича о вступлении России в войну.
"Объявляем верным нашим подданным, что следуя историческим своим заветам, Россия, единая по вере и крови со славянскими народами, никогда не взирала на их судьбу безучастно. С полным единодушием и особою силой пробудились эти братские чувства русского народа к славянам в последние дни, когда Австро- Венгрия предъявила Сербии заведомо заведомо неприемлимые для державного государства требования. Презрев уступчивый и миролюбивый ответ Сербского правительства  отвергнув доброжелательное посредничество России, Австро- Венгрия поспешно перешла в вооружённое нападение, открыв бомбардировку беззащитного Белграда... В грозный час испытания да будут забыты внутренние распри, да будет ещё теснее единение царя с народом..."
Лиза взволнованно прижала газету к груди. Что теперь будет? Слово "война " пугало её. Она спустилась вниз и постучала в кабинет Петра. Тот сидел за письменным столом и писал письмо. Он писал бесконечные письма, которые переправлял каким-то хитрым способом через Италию. Лиза также написала два письма- матери и Михаилу.
- Это всё?- спросил тогда Пётр, - Больше никому не хотите написать?
- Нет,- отрезала Лиза.
И сейчас Пётр поднял голову от своих сочинений и вопросительно посмотрел на супругу.
- Прочтите,- Лиза передала газету Петру. Тот внимательно прочёл текст манифеста и кивнул:
- Да, давно к этому шло.
- Что теперь будет, Петя?
- Не думаю, что для нас это что-то изменит, Лиза. Могут быть проблемы с почтой, - он задумчиво покачал головой, - Да и по Европе уже не попутешествуешь.
"Успел ли Саша вернуться во Францию? Где он сейчас?"- подумала Лиза. Теперь Саша казался ей каким-то далёким, нереальным, но от этого она не стала меньше любить его. А Пётр не был её мужем, другом тоже стать не смог. Они жили в противоположных концах дома и Пётр ни разу не заходил к Лизе.
Лизе нравилась Ницца, нравился берег моря, золотистый песок, голубые волны, ласкающие берег, роскошные особняки, принадлежавшие, в основном, русским аристократам. По вечерам, когда жара немного спадала, на центральное авеню выезжали дорогие автомобили, в которых сидели русские князья в смокингах и дамы, увешанные бриллиантами. Лиза не любила всю эту показуху. В Петербурге считалось дурным тоном выезжать на вечерний променад, надев на себя все бриллианты. Лиза вспомнила великих княжон- те всегда были в простых платьях, аккуратные, скромные, воспитанные. И ей страшно не хватало этой русской утончённости, деликатности и сдержанности. Лизу шокировала распущенность, царившая в здешних салонах и она перестала их посещать, предпочитая прогулки по берегу моря. Иногда Пётр составлял ей компанию, но чаще она гуляла с Дашей. Местную природу Лиза тоже не очень любила. Низкие кустарники, оливковые деревья с их редкими, не отбрасывающими тени, кронами.
- Мне страшно не хватает белых ночей, - призналась Лиза Даше, когда они, не торопясь, прогуливались по берегу моря.
- И ещё прохлады,- пожаловалась Даша, вытирая платочком виски, на которых выступили капли пота.
- Это правда, - согласилась Лиза, - Никогда не думала, что буду скучать по нашей петербургской сырости.
- Как вы думаете, Лизавета Алексеевна, мы сможем когда- нибудь вернуться домой? Война ведь,- вздохнула Даша.
- Война закончится, Даша,- задумчиво произнесла Лиза, - И мы обязательно вернёмся в Петербург.
Тогда Лиза не могла знать, при каких обстоятельствах она вернётся в Россию, которая уже не будет той страной, что она так любила.


Рецензии