лс. Пушкин. Конспекты. Аристотель. Поэтика

Конспект понимания Поэтики Аристотеля

П – предпоследний (перед Риторикой) труд ученого  уже умудренного своими штудиями, написанный на закате жития = это говорит о его важности

По А поэзия =  «подражание« жизни не зависимо от вида поэзии

(Эпос и трагедия, а также комедия, дифирамбическая поэзия  и большая часть авлетики и кифаристики —все они являются вообще подражанием)

Подражание – вид творчества или оно само и самое натуральное для натуры (природы) человека с активированными интеллектом

Творчество-подражание = биологическое свойство человека, одна из его основных потребностей как мыслящего существа = одна из основ человека как вида живого

Из той же основы Аристотель выводит различные формы творчества: одни люди „по своей природе“ более склонны изображать положительные стороны жизни, другие — отрицательные. Вследствие этого — говорит он — являются два вида поэзии: серьезный и шутливый, эпос и сатира, а в дальнейшем их развитии — трагедия и комедия.

(В этом состоит различие и трагедии от комедии: одна предпочитает изображать худших, другая лучших чем наши современники)

(Одна ведет свое начало от запевал дифирамба, другая — от запевал фаллических песен,
которые еще и теперь остаются в обычае во многих городах)

В трагедии главное — действие, а не фабула

Одно из значений трагедии – очищение , катарсис (которое не определено автором)

( … трагедия есть воспроизведение действия серьезного и законченного, имеющего определенный объем, речью украшенной, различными ее видами отдельно в различных частях, — воспроизведение действием, а не рассказом, совершающее посредством сострадания и страха очищение подобных чувств)

Итак,  трагедия через сострадане и страх приводит к очищению чувств зрителя

(естественными причинами действий являются две: мысль и характер)

(Воспроизведение действия — это фабула. Фабулой я называю сочетание событий.
Характером — то, на основании чего мы определяем качества действующих лиц.
Мыслью — то, посредством чего говорящие доказывают что нибудь или просто выражают свое мнение.)

В каждой трагедии непременно должно быть шесть (составных) частей, соответственно чему трагедия обладает теми или другими качествами.

Эти части:
фабула,
характеры,
мысли,
сценическая обстановка,
текст
 и музыкальная композиция.. 

Важнейшая из этих частей — состав событий, так как трагедия есть изображение не людей, а действий и злосчастия жизни .
А счастье и злосчастье проявляется в действии, и цель трагедии (изобразить) какое-нибудь действие, а не качество.

Действия и фабула есть цель трагедии, а цель важнее всего.
Итак, начало и как бы душа трагедии — это фабула,
а второе — характеры.
Ведь трагедия — это изображение  действия и главным образом чрез него изображение действующих лиц.
(без действия трагедия невозможна, а без характеров возможна)
Третье—мысли.
(способность говорить относящееся к делу и соответствующее обстоятельствам, что в речах составляет задачу политики и ораторского искусства)
Четвертое = текст

Характер — то, в чем проявляется решение людей

Мысль— то, посредством чего доказывают существование или несуществование чего нибудь, или вообще что нибудь высказывают.

Текст -  объяснение действий посредством слов.

Музыкальная композиция составляет важнейшее украшение трагедии

Сценическая обстановка увлекает душу зрителя, но она совершенно не относится к области нашего искусства и очень далека от поэзии. Ведь сила трагедии сохраняется и без состязаний
и без актеров. В деле постановки на сцену больше значения имеет искусство декоратора, чем поэта

По объему и месту распределения части трагедии  таковы:
пролог,
эпизодий,
эксод,
песнь
хора, а в ней парод и стасим.

Видов трагедии четыре. Столько и частей.
Трагедия запутанная, которая целиком состоит из перипетии и узнавания.
Трагедия патетическая, напр.,Эанты  и Иксионы.
Трагедия нравов, напр., Фтиотиды и Пелей
 Трагедия фантастическая, напр., Форкиды, Прометей  и все те, где действие происходит в преисподней.

Истинным поэтом может быть только гений, или человек склонный к помешательству.

***

Примчавшийся в нижегородское имение отца со столицей его в с. Бол. Болдино (исходно = Еболдино!) для отмежевания от оного сельца Кистенево (подарка отца на свадьбу) с целью продажи к 200 крепостных душ и выкупа на вырученное невесты, Пушкин устроил творческий аврал

Начал он с порога с Бесов и Гробовщика и через страдания Маленьких своих трагедий завершил Пиром во время чумы

Это важно: поэт, добившийся согласия Гончаровых отдать ему красоту не любящей Натали, примчавшись за деньгами, охладевает разумом,  трезвеет духом, болеет душой и пишет сплошь  ТРАГЕДИИ!

Прекрасный ученик Аристотеля!

Но как же горька себя чувствовал этот ученик... попав провидцем в свое село Горюхино


Рецензии