Духовная жизнь России во второй половине XIX в
Эпоха Освобождения дала сильный толчок культурному развитию России. Втягивание в рыночные отношения все более широких слоев крестьянства со всей остротой поставило вопрос о начальном народном образовании. Это вызвало невиданный прежде рост числа сельских и городских школ. Промышленность, транспорт и торговля предъявляли все более широкий спрос на специалистов со средним и высшим образованием. Значительно выросли ряды интеллигенции. Ее духовные запросы вызвали рост книгоиздательского дела, поднимали тиражи газет и журналов. На этой же волне шло развитие театра, живописи, других искусств. Яркий отпечаток на них накладывал свободолюбивый дух того времени.
Наследием крепостной эпохи был крайне низкий уровень грамотности народа. Даже в Петербурге в конце 60-х годов доля неграмотных (за исключением детей до 7 лет) составляла 44%. В деревне грамотность была редким явлением.
Положение улучшалось по мере развития земской школы. Увеличивалось количество и городских школ, стала расширяться сеть церковно-приходских школ. В конце 90-х годов начальное образование охватило несколько миллионов учащихся.
Во второй половине XIX в. обрели собственную письменность некоторые народы Поволжья (марийцы, мордва, чуваши и др.). Важную роль в ее создании сыграли православные миссионеры. Стали выходить книги на языках народов Поволжья, открылись национальные начальные школы, появилась местная интеллигенция.
Основой среднего образования стала классическая гимназия. В конце столетия в России действовало 180 мужских и 142 женских гимназий. Но только выпускники мужских гимназий имели право поступать университеты.
Наряду с гимназиями существовали мужские реальные училища, ориентированные на средние слои населения. Здесь в большом объеме преподавались физика, химия. Новые языки. Выпускники реальных училищ допускались к поступлению в высшие специальные учебные заведения.
Продолжался рост высшей школы. Число студентов университетов с 1862 г. до середины 90-х годов увеличилось втрое и составило 17 тыс. человек. 22 июля 1888 г. открылись двери Томского университета. Тем самым было положено начало высшего образования в Сибири.
Высшее техническое образование развивалось гораздо медленнее, чем того требовала жизнь пореформенной России, в которую стремительно вторгался технический прогресс. За 40 лет было открыто считанное число высших учебных заведений. В 1900 г. начал действовать Томский технологический институт.
В пореформенной России было положено начало высшему женскому образованию. В 1878 г. в Петербурге начали действовать Высшие женские курсы. По имени их первого директора профессора русской истории К. Н. Бестужева-Рюмина, их стали называть Бестужевскими. Позднее высшие женские курсы были открыты в Москве и ряде других городов.
Общественный подъем в период отмены крепостного права создал благоприятные условия для развития русской науки. В глазах молодого поколения росли значение и привлекательность научной деятельности. Выпускники российских университетов стали чаще ездить на стажировку в зарубежные научные центры, оживились контакты русских ученых с коллегами из Западной Европы.
Большие успехи были достигнуты в области математики и физики. П. Л. Чебышев сделал крупные открытия в математическом анализе, теории чисел, теории вероятностей. Он положил начало петербургской математической школе.
В развитии физики выдающуюся роль сыграл А. Г. Столетов. Ему принадлежит ряд исследований в области фотоэлектрических явлений, впоследствии использованных при создании современной электронной техники.
Развитие физической науки определило успехи в электротехнике. П. Н. Яблочков изобрел дуговую лампу, а также первым осуществил трансформацию переменного тока. Впоследствии А. Н. Лодыгин создал более совершенную лампу накаливания.
Открытием мирового значения было изобретение радиотелеграфа. Александр Степанович Попов (1859 – 1905) еще в студенческие годы проявил интерес к электротехнике. В дальнейшем изучение электрических явлений, электромагнетизма стало главным направлением его научных поисков. В 1895 г. на заседании Русского физико-химического общества он выступил с докладом об использовании электромагнитных волн для передачи сигналов. Продемонстрированный им прибор, грозоотметчик, был, по существу, первой в мире принимающей радиостанцией. В последующие годы он создал более совершенные аппараты.
Морской офицер А. Ф. Можайский (1825 – 1890) посвятил свою жизнь созданию летательного аппарата тяжелее воздуха.
60 -70-е годы XIX в. называют «золотым веком» русской химии. А. М. Бутлеров разработал теорию химического строения, основные положения которой не потеряли значения до настоящего времени.
ВО второй половине столетия сделал свои открытия великий химик Дмитрий Иванович Менделеев. Талант его как ученого развернулся в Петербургском университете. Величайшей заслугой Менделеева стало открытие периодического закона химических элементов. На его основании он предсказал существование многих тогда еще неизвестных элементов. Книга Менделеева «Основы химии» была переведена почти на все европейские языки.
Используя достижения химии и биологии, В, В. Докучаев положил начало современному почвоведению. Он раскрыл сложный и длительный процесс происхождения почв. Мировую славу Докучаеву принесла монография «Русский чернозем». В 1892 г. ученый изложил план борьбы с засухами. Идеи Докучаева оказали влияние на развитие лесоведения, мелиорации, гидрогеологии и других наук.
Выдающимся естествоиспытателем, основоположником отечественной физиологической школы стал Иван Михайлович Сеченов (1829 – 1905). Окончив Московский университет, он за свой счет отправился за границу совершенствоваться в медицине. Ему посчастливилось стать учеником знаменитого немецкого ученого Гельм -гольца. Вернувшись в Россию, он возглавил кафедру физиологии в Петербургской Медико-хирургической академии и организовал физиологическую лабораторию – одну из первых в России. Выдающееся значение имел его курс лекций «О животном электричестве» (т.е. о биоэлектричестве). В дальнейшем он занимался проблемами человеческой психики. Широкую известность получили его работы «Рефлексы головного мозга» и «Психологические этюды».
Профессиональных историков давно уже не удовлетворял многотомный труд Н. М. Карамзина «История государства Российского». Было выявлено много новых источников по истории России, усложнились представления об историческом процессе. В 1851 г. вышел первый том «История России с древнейших времен», написанный молодым профессором Московского университета, Сергеем Михайловичем Соловьевым (1820 – 1879). С тех пор в течение многих лет ежегодно выходил новый том его «Истории». Последний 29-й том вышел в 1880 г. События были доведены до 1775 г.
«История России» С. М. Соловьева написана на Высоком профессиональном уровне, до сих пор пользуется специалистами, переиздается. Она знакома всем, кто интересуется отечественной историей. Однако стиль изложения в ней несколько суховат, в этом она уступает «Истории» Карамзина.
Учеником С. М. Соловьева был В. О. Ключевский (1841 – 1911). Он сменил своего учителя на кафедре истории в Московском университете. В согласии с духом нового времени Ключевский проявил большой интерес к социально-экономическим вопросам. Он старался детально проследить процесс складывания крепостных отношений на Руси, выявить их суть с экономической и юридической точек зрения. Ключевский обладал незаурядным даром живого, образного изложения. Его «Курс русской истории», составленный на основании университетских лекций, до сих пор имеет широкую читательскую аудиторию.
Во второй половине XIX в. русские ученые добились значительных успехов в разных отраслях знаний. Москва и Петербург вошли в число мировых научных центров.
Русские путешественники
Особое значение имели достижения русских ученых в области географических исследований. Русские путешественники побывали в таких местах, куда прежде не ступала нога европейца. Во второй половине XIX в. их усилия были сосредоточены на исследовании глубинных районов Азии.
Начало экспедиции в глубь Азии было положено Петром Петровичем Семеновым Тян-Шанским (1827 – 1914), географом, статистиком, ботаником. Он совершил ряд путешествий в горы Средней Азии, на Тянь-Шань. Возглавив Русское географическое общество, он стал играть ведущую роль в разработке планов новых экспедиций. По его инициативе было предпринято многотомное издание «Россия. Полное географическое описание нашего отечества».
П. А. Кропоткин в 1864 – 1866 гг. совершил путешествие по Северной Манчжурии, Саянам и Витимскому плоскогорью.
Н. М. Пржевальский первую свою экспедицию совершил по Уссурийскому краю, затем его пути пролегли через самые труднодоступные районы Центральной Азии. Он несколько раз пересек Монголию, Северный Китай, исследовал пустыню Гоби, Тянь-Шань, побывал в Тибете. Он умер в пути, вначале своей последней экспедиции.
Заокеанские путешествия русских ученых во второй половине XIX в. приобрели более целенаправленный характер. Если прежде они, в основном, ограничивались описанием и нанесением на карту береговой линии, то теперь изучались быт, культура, обычаи местных народов. Это направление было начато С. П. Крашенинниковым и продолжено Н. Н. Миклухо-Маклаем. Первые свои путешествия он совершил на Канарские острова и по Северной Африке. В начале 70-х годов он постил ряд островов Тихого океана, изучал быт местных народов. 16 месяцев пожил он среди папуасов на северо-восточном берегу Новой Гвинеи (это место с тех пор называется «берегом Маклая»). Русский ученый завоевал доверие и любовь местных жителей. Затем он путешествовал по Филиппинам, Индонезии, Малакке, вновь возвращался на «берег Маклая». Составленные ученым описания быта и нравов, хозяйства и культуры народов Океании в значительной части были опубликованы лишь после его смерти.
Мировая географическая наука в те годы во многом опиралась на достижения русских исследователей. К концу XIX в. завершилась эпоха географических открытий. И только ледяные просторы Арктики и Антарктики все еще хранили многие свои тайны. Героическая эпопея последних географических открытий, активное участие в которых приняли русские исследователи, падает на начало XX в.
Большой мир русской культуры
Во второй половине XIX в. перед русскими зодчими встали новые задачи. Прежде они строили, в основном, дворцы и храмы, а теперь приходилось проектировать и строить железнодорожные вокзалы, фабричные корпуса, громадные магазины, банки. Расширялось применение железа и стекла, началось использование бетона.
В это же время по примеру Западной Европы, в России началось строительство пассажей. В Москве Голицынский пассаж соединил Петровку и Неглинную. В Петербурге пассаж был построен между Невским проспектом и Итальянской улицей. Пассажи стали местом прогулок и встреч.
В дальнейшем в композициях больших торговых зданий стали совмещаться черты пассажа и традиционного русского гостиного двора. Такое здание занимало весь квартал, и по нему, как по пассажу, можно было пройти с одной улицы на другую.
В 1889 – 1893 гг. в Москве были построены Верхние торговые ряды (архитектор Померанцев). В те времена это было самое крупное торговое здание в России (ныне в нем размещаеся ГУМ).
В эти же годы было построено несколько крупных музеев. В 1877 г. был открыт Политехнический музей в Москве. Большим событием в культурной жизни России стало открытие Исторического музея на Красной площади.
В конце 50-х годов XIX в. был объявлен конкурс на создание памятника «Тысячелетие России». Его намечено было воздвигнуть в Новгороде в 1882 г. Победителем конкурса стал 25-летний выпускник Академии художеств М. О. Микешин. В скульптурных изображениях, опоясывавших сооружение, были запечатлены основные вехи в истории России. Здесь мы видим великих князей, царей, императоров, выдающихся полководцев и флотоводцев, поэтов и писателей, композиторов и других славных сынов России. Всего было отлито 129 скульптурных фигур. Верхняя часть монумента, в виде шара, символизирует державу – эмблему царской власти. Коленопреклоненная женщина на шаре олицетворяет Россию. Ее осеняет крестом крылатый ангел.
Самым значительным произведением стал памятник А. С. Пушкину, созданный А. М. Опекушиным. В 1880 г. на его открытии собрались многие выдающиеся деятели русской культуры, среди выступавших был Ф. М. Достоевский. С тех пор уже более ста лет стоит на Тверской задумчивый Пушкин – один из лучших московских памятников.
Живопись
В 1863 г. большая группа выпускников Академии художеств отказалась писать конкурсные работы на предложенную тему по скандинавской мифологии и покинула Академию. Во главе бунтарей стоял Иван Николаевич Крамской. Они объединились в артель и стали жить коммуной. Через семь лет она распалась, ко к этому времени зародилось «Товарищество передвижных художественных выставок», профессионально-коммерческое объединение художников, стоявших на близких идейных позициях.
«Передвижники» были едины в своем неприятии «академизма» с его мифологией, декоративными пейзажами и напыщенной театральностью, они хотели изображать живую жизнь. Ведущее место в их творчестве заняли жанровые (бытовые) сцены. Особой симпатией «передвижников» пользовалось крестьянство. Они показывали его нужду, страдания, угнетенное положение. В ту пору идейная сторона искусства ценилась выше, чем эстетическая.
Пожалуй, самую большую дань идейности отдал В, Г. Перов. Достаточно вспомнить его картины «Приезд станового на следствие», «Чаепитие в Мытищах». Некоторые работы Перова проникнуты подлинным трагизмом («Тройка», «Старики-родители на могиле сына»). Кисти Перова принадлежит ряд портретов его знаменитых современников Островского, Тургенева, Достоевского).
Некоторые полотна «передвижников», написанные с натуры или под впечатлением от увиденного, обогатили наши представления о крестьянской жизни. В картине С. А. Коровина «На миру» показана стычка на сельском сходе между богачом и бедняком.
Торжественная праздность крестьянского труда отражена в картине Г. Г. Мясоедова «Косцы».
В творчестве Крамского главное место занимала портретная живопись. Он писал Гончарова, Салтыкова-Щедрине, Некрасова. Ему принадлежит один из лучших портретов Льва Толстого. С особой силой талант и мастерство художника раскрылись в картине «Христос в пустыне».
«Передвижники» совершили подлинные открытия в пейзажной живописи. А. К. Саврасов (1830 – 1897) сумел показать красоту и тонкий лиризм простого русского пейзажа. Его картина «Грачи прилетели» )1871) заставила многих современников по- новому взглянуть на родную природу.
Певцом русского леса, эпической широты русской природы стал Иван Иванович Шишкин (1832 – 1898). Архипа Ивановича Куинджи (1841 -1910) привлекала живописная игра света и воздуха. Таинственный свет луны в редких облаках, красные отсветы зари на белых стенах украинских хат, косые утренние лучи, пробивающиеся сквозь туман и играющие в лужицах на раскисшей дороге – эти и многие другие живописные открытия запечатлены на его полотнах.
Своей вершины русская пейзажная живопись XIX в. достигла в творчестве Исаака Ильича Левитана (1860 – 1900). Левитан – мастер спокойных, тихих пейзажей. Человек очень робкий, стеснительный и ранимый, он умел отдыхать только наедине с природой, проникаясь настроением полюбившегося пейзажа. «Картины Левитана требуют медленного рассматривания, - писал большой знаток его творчества К. Г. Паустовский, - Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам, но чем больше вглядываешься в них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов,
знакомых рек и проселков».
На вторую половину XIX в. приходится творческий расцвет И. Е. Репина, В. И. Сурикова и В. А. Серова.
Илья Ефимович Репин (1844 – 1930) родился в г. Чугуеве, в семье военного поселенца. Ему удалось поступить в Академию художеств, где его учителем стал П. П. Чистяков, воспитавший целую плеяду знаменитых художников (В. И. Сурикова, В. М. Васнецова, М. А. Врубеля, В. А. Серова). Многому научился Репин также у Крамского. В 1870 г. молодой художник соверши
л путешествие по Волге. Многочисленные этюды, привезенные из путешествия, он использовал для картины «Бурлаки на Волге» (1872). Она произвела сильное впечатление на общественность. Автор сразу выдвинулся в ряды известных мастеров.
Не меньшее впечатление, чем «Бурлаки», производит картина Репина «Крестный ход в Курской губернии». Яркое голубое небо, пронизанные солнцем облака дорожной пыли, золотое сияние крестов и облачений, полиция, простой народ и калеки – все уместилось на этом полотне – величие, сила, немощь и боль России.
Во многих картинах Репина затрагивается революционная тематика («Отказ от исповеди», «Не ждали», «Арест пропагандиста»). Революционеры на его картинах держатся просто и естественно, чуждаясь театральных поз и жестов. Художник явно сочувствовал героям своих картин.
Ряд репинских полотен написан на исторические темы («Иван Грозный и его сын Иван», «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану» и др.).
Репин создал целую галерею портретов ученых 9Пирогова, Сеченова), писателей
(Толстого, Тургенева, Гаршина), композиторов (Глинки Мусоргского), художников (Крамского, Сурикова). В начале XX в. он получил заказ на картину «Торжественное заседание Государственного совета». Художнику удалось не только композиционно разместить на полотне такое большое число присутствующих, но и дать психологическую характеристику многим из них. Среди них были такие известные деятели, как С, Ю. Витте, К. П. Победоносцев, П. П. Семенов-Тян-Шанский. Малозаметен на картине, но очень тонко выписан Николай II.
Василий Иванович Суриков (1848 – 1916) родился в Красноярске в казачьей семье. Расцвет его творчества приходится на 80-е годы, когда он создал три самые знаменитые исторические картины: «Утро стрелецкой казни», «Меньшиков в Березове», и «Боярыня Морозова».
Суриков хорошо знал быт и нравы прошлых эпох, умел давать яркие психологические Характеристики. Кроме того, он был прекрасным колористом. Достаточно вспомнить ослепительно-свежий, искрящийся снег в «Боярыне Морозовой».
Валентин Александрович Серов (1865 – 1911), сын композитора, писал пейзажи, полотна на исторические темы, работал как театральный художник. Но славу ему принесли прежде всего портреты.
В 1887 г. 22-х летний Серов отдыхал в Абрамцеве, подмосковной даче мецената С. И. Мамонтова. В обществе его многочисленных детей молодой художник был своим человеком, вольным или невольным участником их шумных игр. Однажды после обеда в столовой случайно задержались двое – Серов и 12-летняя Веруша Мамонтова. Они сидели за столом, на котором остались персики, и за разговором Веруша не заметила, как художник начал набрасывать ее портрет. Работа растянулась на месяц, и Веруша сердилась, что Антон (так по-домашнему звали Серова) заставляет ее часами сидеть в столовой.
В начале сентября «Девочка с персиками» была закончена. Несмотря на небольшой размер, картина, написанная в розово-золотистых тонах, казалась очень «просторной». В ней много света и воздуха. Девочка, присевшая за стол как бы на минуту и остановившая свой взор на зрителе, зачаровывала ясностью и одухотворенностью. Да и все полотно овеяно чисто детским восприятием повседневности, когда счастье себя не сознает, а впереди – целая жизнь.
Обитатели абрамцевского дома, конечно, понимали, что на их глазах свершилось чудо. Но только время дает окончательные оценки. Оно и поставило «Девочку с персиками» в ряд лучших портретных работ в русской и мировой живописи.
На следующий год Серов сумел почти повторить свое волшебство. Он написал портрет соей сестры Марии «Девушка, освещенная солнцем»). Девушка сидит в тени, а лучами утреннего солнца освещена поляна на втором плане. На картине все так все слитно, так едино – утро, солнце, лето, молодость и красота.
Серов стал модным портретистом. Ему позировали известные писатели, артисты, художники, аристократы, даже цари.
Несколько лет Серов преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Он был требовательным педагогом. Многие выдающиеся мастера считали себя учениками Серова.
Многие картины Репина, Сурикова, Левитана, Серова, «передвижников» попали в собрание Третьякова. Павел Михайлович Третьяков (1832 – 1898) происходил из старинного купеческого рода. Худой, высокий, с окладистой бородой и тихим голосом, он более походил на святого, чем на купца. Собирать картины русских художников ьначал с 1856 г. Увлечение переросло в главное дело жизни. В начале 90-х годов собрание достигло уровня музея, поглотив почти все состояние собирателя. Позднее оно перешло в собственность Москвы. Третьяковская галерея стала всемирно известным музеем русской живописи, графики и скульптуры.
В 1898 г. в Петербурге, в Михайловском дворце, был открыт Русский музей. В него поступили произведения русских художников из Эрмитажа, Академии художеств и некоторых императорских дворцов. Открытие этих двух музеев как бы увенчало достижения русской живописи XIX века.
Театральная жизнь!
60 – 70-е годы XIX в. вошли в историю русского театра как время А. Н. Островского. Его пьесы составляли основу репертуара Малого театра в Москве Широко представлены они были и на сцене Александринского театра в Петербурге. К концу 60-х годов в провинциальных театрах шло 23 пьесы Островского, 6 – Гоголя, 4 – Тургенева. В 1863 г.к повсеместной постановке разрешили «Горе от ума Грибоедова. Из трилогии А. К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного».
В 80 – 90-е годы в репертуар стали входить пьесы Достоевского и Чехова. Из пьес Шекспира чаще всего ставили «Гамлета». Большое местов репертуаре занимали мелодрамы – Шиллера, Гюго, Дюма-отца и других иностранных авторов, ныне забытых.
Театр из всех видов искусства в то время самый доступный для публики, стал центром культурной жизни провинции. Театральные труппы заезжали даже в уездные города. Признанными театральными центрами, кроме столиц, считались Казань, Саратов, Астрахань, Воронеж.
Русский театр испытывал много разных притеснений и ограничений. До 80-х годов в столицах существовала монополия императорских театров. Частные театры в Петербурге и Москве появились лишь конце века.
В 1863 г. умер М. С. Щепкин. С ним ушла целая полоса в истории русского театра – театра времен Гоголя. Щепкин искал в своих героях прежде всего привлекательные черты. Его искусство утверждало благородство «маленького человека».
В середине XIX в. в Малом театре ярко блистал талант Прова Михайловича Садовского (1818 – 1872). Свой путь артиста он начинал в провинции. Играл в разных городах. На казанской сцене его увидел Щепкин и пригласил в Малый театр. Москвичам пришелся по душе своеобразный юмор этого актера, который в самых комических сценах оставался серьезным. В «Ревизоре» Щепкин играл Городничего, а Садовский – Осипа.
Главное место в творчестве Садовского заняла драматургия Островского. В 258 его пьесах он исполнял 29 ролей. Играл и Дикого, и Тита Титыча («В чужом пиру похмелье», но, пожалуй, лучшей его ролью из Островского был Любим Торцов («Бедность не порок»). Это был образ человека, тяжело переживающего свое падение и сохранившего лучшие черты своего характера. В те годы, когда критика требовала от артистов «социальных типов», Садовский давал и психологические портреты своих персонажей. Большой мастер русской речи, он всегда тщательно разрабатывал текст ролей. Оттого каждый его персонаж по-особому говорил и держался. Во многом благодаря Садовскому в Малом театре сохранились и были развиты традиции Щепкина.
Пристальное внимание современников привлекало творчество П. А. Стрепетовой (1850 – 1903). Когда Стрепетова начала выступать на сцене, ей давали комедийные и опереточные роли. Не имея никакого успеха, актриса переезжала из города в город. И только в Казани ей доверили роль Лизаветы («Горькая судьбина») и Катерины в «Грозе. Играла она не всегда ровно. Но лучшие ее выступления производили потрясающее впечатление. «Не играет, а живет на сцене», - говорили о ней критики.
Жизнь сложилась так, что Стрепетова ни одной роли из Достоевского. Но многие говорили об их духовном родстве. Покаяние и искупление страданием – эти мотивы, столь близкие Достоевскому, пронизывали творчество великой русской актрисы.
М. Н. Ермолова (1853 – 1928) родилась в семье суфлера Малого театра В 1871 г. она впервые вышла на его сцену. Она мечтала о героических ролях, а ей давали роль болтливых барышень из водевилей. Только через два года, с блеском исполнив роль Катерины, она доказала, в чем ее призвание. В 1876 г. она сыграла роль Лауренсии в пьесе Лопе де Вега «Овечий источник». В рол простой девушки, поднимающей народ на восстание против угнетателей, талант Ермоловой раскрылся во всей полноте.
В 1884 г. состоялась премьера «Орлеанской девы» Ф. Шиллера. В ней Ермолова роль Жанны д’Арк. Она играла эту роль 18 лет. Желающих побывать на спектакле было так много, что его перенесли на сцену Большого театра.
Громкую славу Ермоловой принесли героико-романтические роли. Но в трагедиях ей удавались и тихие, женственные роли: Катерины в «Грозе», Офелии в «Галете». Если Садовский продолжил и развил традиции Щепкина, то Ермолова – Мочалова.
Русский театр XIX в. – это преимущественно театр актера. Только в очень слаженной труппе просматривался ансамбль. Обычно же каждый актер играл свою роль в силу собственного разумения. Слабым местом театра была режиссура. Редко появлялись спектакли, отмеченные ярким режиссерским решением.
В 1898 г. возник Московский Художественный театр, который возглавили К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко. Его расцвет приходится на первые годы XX в., когда в истории русского театра наступили новые времена.
Становление русской музыки
Дело создания национальной русской музыки, начатое М. И. Глинкой, в середине XIX в. было еще далеко не закончено. На оперных сценах по-прежнему тон задавали итальянские артисты, в концертных залах почти не звучала русская музыка.
В 60-е годы в Петербурге сплотилась небольшая группа композиторов, задавшаяся целью продолжить дело М. И. Глинки. Впоследствии эту группу назвали «Могучей кучкой». Ее главным организатором и теоретиком был Милий Алексеевич Балакирев (1836 – 1910). В 1866 г., после кропотливой работы, он издал «Сборник Русских народных песен». В состав «Могучей кучки» входили М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, А. П. Бородин.
В 1873 г. была поставлена «Псковитянка» - первая опера Римского-Корсакова. Она занимает особое место в его творчестве. По силе и глубине музыкального драматизма «Псковитянка» превосходит почти все другие его оперы. Народными песенными мелодиями пронизана вся музыка «Псковитянки», с особой силой они звучат во втором акте, где изображается псковское вече. Многие другие оперы Римского-Корсакова написаны на сказочные сюжеты. Акварельной прозрачностью отличается музыка «Снегурочки», грустной сказки о весне и первой любви.
Музыкальная драма занимала главное место в творчестве Модеста Петровича Мусоргского (1839 -1881). Влечение к музыке он почувствовал с шести лет. Но профессия музыканта считалась недостойной дворянина. Мусоргского отдали в Школу гвардейских подпрапорщиков. Однако он не забывал о музыке, брал частные уроки, после знакомства с Даргомыжским и Балакиревым вышел в отставку и целиком посвятил себя любимому делу. В 1869 г. он предложил дирекции императорских театров оперу «Борис Годунов» (по драме Пушкина. В 1874 г. она была поставлена в петербургском Мариинском театре.
Постановка не имела успеха. Публика оказалась не готова к восприятию русской музыкальной драмы. У композитора наступила длительная депрессия, связанная с непризнанием его творчества, бедностью. Умер он в солдатском госпитале.
Мусоргский оставил незаконченной музыкальную драму «Хованщина» (из эпохи стрелецких бунтов при Петре I). Римский-Корсаков привел в порядок рукописи Мусоргского и по возможности доработал его произведение. Некоторые места в «Хованщине» (например, («Расцвет над Москвой-рекой) необыкновенно красивы. Кульминационные сцены полны захватывающего драматизма. «Борис Годунов и «Хованщина» многие годы не сходят с оперных подмостков в нашей стране и за рубежом.
«Князь Игорь», единственная опера Александра Порфирьевича Бородина (1833 – 1887), была поставлена после его смерти. Опера отличается правдивостью и красотой национального колорита, которому противопоставляется восточный (половецкий) колорит.
Бородин был профессором химии, музыкой же занимался в немногие часы досуга. Тем удивительней та легкость, с которой он решал сложные музыкальные задачи и в опере, и в симфониях (Вторую его симфонию критики назвали «Богатырской»). Бородин стремился к широте и эпичности музыкального повествования. Это не лишало его музыку задушевности и тонкой лиричности.
Деятельность «Могучей кучки» - настолько яркое явление в русской культуры, что современники говорили о «музыкальной революции» 60 – 70-х годов. С блеском справившись с поставленной задачей, «Могучая кучка» окончательно утвердила в музыке русские национальные начала.
Петр Ильич Чайковский (1840 – 1893) не входил в «Могучую кучку». Он сть тяготел к общеевропейским музыкальным формам, хотя его музыке чувствуется принадлежность к русской школе. Его опера «Евгений Онегин», написанная для консерватовского спектакля в Москве, вскоре была поставлена в театре, а затем завоевала мировое признание. Свежесть и изящество, мелодичное богатство и проникновенная лиричность – основные черты музыки Чайковского. Особенно ярко они проявились в его симфонических поэмах «Ромео и Джульетта», «Буря», «Франческа и Римини». Из симфоний особенно выделяется последняя Шестая, написанная незадолго до смерти и пронизанная предчувствием надвигающейся трагедии.
Балеты Чайковского («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» вошли в мировую балетную классику. Чайковский написал более ста романсов, много других произведений, Музыка его, в европейских одеждах и с русской душой, - гордость России и достояние всего мира.
Таким образом, вторая половина XIX в. – время окончательного утверждения и закрепления национальных форм и традиций в русском искусстве. Наиболее это успешно произошло в музыке, менее успешно – в архитектуре. В живописи «русская тема» выражалась в жанровых сценках из крестьянской жизни, в исторических полотнах Репина и Сурикова. В пейзаже «проселочной» России. Русская культура не замыкалась не замыкалась в национальных рамках, не отделялась от культуры остального мира. Она получила всемирное признание. Таким образом, русская культура заняла почетное место в семье европейских культур.
Печатное дело и книгоиздательство
До последней четверти XIX в. газеты в России не имели широкого распространения. Основным видом повременных изданий оставались журналы. В период отмены крепостного права самым популярным из низ был «Современник». При Чернышевском и Добролюбове его тираж превышал 7 тыс. экземпляров. Ни одно издание не имело тогда такого тиража. В 1862 г. «Современник» был приостановлен на 8 месяцев. После возобновления журнала в 1863 г. руководящая роль в нем перешла к Салтыкову-Щедрину. Вплоть до окончательного закрытия в 1866 г., «Современник» оставался лучшим из демократических журналов.
В 1868 г. Некрасов и Салтыков-Щедрин взяли в аренду «Отечественные записки». В истории журнала начался новый взлет. В нем печатались произведения Салтыкова-Щедрина, стихотворения Некрасова, очерки Успенского. Власти, зная об огромной популярности журнала, не решались его закрыть до 1884 г.
В 1876 г. был основан журнал «Русское богатство». В начале это было специализированное издание по вопросам коммерции. Но в 1879 г. оно приобрело народническое направление. Идейным руководителем журнала стал Н. К. Михайловский. На страницах «Русского богатства» печатались произведения Г. М. Успенского, В. М. Гаршина, В. Г. Короленко, А. М. Горького, А. М. Куприна. «Русское богатство играло в общественном движении более скромную роль, чем «Отечественные записки». Но журнал, просуществовавший до 1918 г., всегда твердо отстаивал свою линию, избегая крайностей, не заискивая ни перед правительством, ни перед общественным мнением.
В начале60-х годов самым известным журналом либерального направления был «Русский вестник», выходивший в Москве под редакцией М. Н. Каткова. Пока журнал стоял за конституцию, в нем сотрудничали К. Д. Кавелин, А. М. Унковский, С. М. Соловьев и другие видные либералы, печатали свои произведения М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой. Но в 1862 г. журнал круто изменил свою позицию, перешел в лагерь консерваторов и утратил былое влияние.
В 1866 г. после долгого перерыва возобновилось издание «Вестника Европы». Он стал журналом ученых и профессоров. По числу подписчиков он уступал только «Отечественным запискам».
Старейшей русской газетой были «Санкт-Петербургские ведомости». Газета имела либеральную направленность.
Сложную судьбу другая старейшая газета «Московские ведомости». В 1862 г. ее возглавил М. Н. Катков, имевший в то время репутацию либерала и агломана. Катков, завладев газетой, сразу же покончил со свои м либерализмом, начал громить «нигилистов» и требовать «твердой власти». «Московские ведомости» стали авангардом консервативных сил.
В противовес «Московским ведомостям» с 1863 г. в Москве стала выходить газета «Русские ведомости». Она проповедовала конституционные идеи. Вокруг «Русских ведомостей» группировались земские деятели и либеральная профессура. Газета постепенно увеличивала тираж и концу века заняла прочное место среди главных столичных газет.
В конце XIX в. большие газеты появились и в провинции. В Томске выходила либеральная «Сибирская жизнь», распространявшаяся по всей Сибири. На юге России была популярна газета «Приазовский край», издававшаяся в Ростове-на-Дону.
Все более заметной отраслью предпринимательства становилось книгоиздательское дело. Некоторые издатели стремились придать своей деятельности просветительскую направленность. Ф. Ф. Павленков, бывший офицер, за выпуск сочинений своего друга, критика-демократа Д. И. Писарева попал в Петропавловскую крепость, а затем в ссылку. Вернувшись, он продолжил свое дело, издавая общественно- политическую, научную, художественную, детскую литературу. Особой популярностью пользовалась его серия «Жизнь замечательных людей», в которой выло 130 томов.
И. Д. Сытин (1851 – 1834), сын волостного писаря из Костромской губернии, начал с издания лубочных картинок, сонников, оракулов. Затем начал печатать буквари, календари, художественную и научно-популярную литературу – по дешевой цене в расчете на массовый спрос. В Сытинском издательстве сосредоточился выпуск журналов для детей и юношества: «Мирок». «Заря», «Вокруг света», «Вестник спорта и туризма» и даже «Модный журнал».
В конце XIX в. две издательские фирмы – Ф, А. Брокгауза (Лейпциг) и И. А. Ефрона (Петербург) задумали осуществить в России издание немецкой энциклопедии в переводе на русский язык с небольшим добавлением русского материала. Но редакция повернула дело к созданию самостоятельной русской энциклопедии. В работе над ней приняли участие Д. И. Менделеев, А. И. Воейков и другие ученые. «Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона, в 82 томах, вышел в свет в 1890 – 1907 гг. и стал лучшей российской энциклопедией.
Печать и книгоиздательское дело – неотъемная часть русской культуры. В условиях продолжающегося цензурного гнета печать отстояла свое право на выражение общественного мнения. Залогом ее независимости была финансовая самостоятельность. Получать казенные подачки считалось постыдным делом. Печать принимала все более массовый характер, доходя до широких слоев народа сначала в виде лубочной литературы, а потом все более серьезных изданий. В целом же русская культура, несмотря на трудности в экономике и политике, успешно развивалась на протяжении всего XIX в. Лучшие ее достижения известны далеко за пределами России и составляют подлинную славу нашей страны.
Используемый источник:
«История России с начала XVIII века до конца XIX века», глава 23.
Москва АСТ 1997 г. Под общей ред. член – корр. РАН А. Н. Сахарова.
Свидетельство о публикации №222102900467