Духовная жизнь России в начале XIX в

Образование и наука

Начало XIX в. – время духовного и культурного подъема в России. Отечественная война 1812 г. ускорила рост духовного самосознания русского народа, его консолидацию.
В XVII в. в России был открыт только один университет – Московский. В 1804г. был открыт Казанский университет, в 1805 г. – Харьковский. В 1819 г. начал действовать Петербургский университет и в 1934 – Киевский.
К началу XIX в. в России было только одно высшее учебное заведение технического профиля – Горный институт в Петербурге. При Александре I был открыт Лесной институт. Николай I покровительствовал инженерно-техническому и военному образованию. При нем были открыты Петербургский технологический институт и Московское техническое училище, а также Академия Генерального штаба, Инженерная академия и Артиллерийская академия.
В первой половине XIX в. продолжалось развитие женского образования, основы которого были заложены при Екатерине II. Новые институты для дворянских дочерей были открыты в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Саратове, Иркутске и других городах.
Русская наука в те годы достигла больших успехов. Профессор Казанского университета Н. И. Лобачевский (1792-1856) построил новую, неевклидову геометрическую систему. В Казанском университете в те же годы работал русский ученый – Н. Н. Зинин (1812-1880). Ему удалось осуществить синтез анилина – органического красителя для текстильной промышленности. Это был один из первых крупных успехов в развитии органической химии.
В области физики важные открытия сделали В. В. Петров и Б. С. Якоби. Первый исследовал электрическую дугу и электрический разряд в разреженном газе и показал возможность их использования для освещения и плавки металлов. Второй вел исследования в области электрохимии, открыл метод гальванопластики.
Первая половина XIX в. – время становления русской исторической науки. Рост национального самосознания народа невозможен без освещения его прошлого. Между тем систематических трудов по истории России тогда не было. Откликаясь на запросы общественности, Александр I поручил А. М. Карамзину (1766-1826) написать историю России. Карамзин, писатель и публицист, не был профессиональным историком. Но он воспринял поручение как свой патриотический долг и в течение нескольких лет упорного труда сумел добиться крупных успехов. Первые 8 томов его «Истории государства Российского» вышли в 1816-1817 г. г., последний, 12 том, - в 1829 г.
«История государства Российского» имела огромный успех и неоднократно переиздавалась.

Русские путешественники

Россия становилась великой морской державой, и это ставило новые задачи перед отечественными географами.
В 1803-1806 г.г. была предпринята первая русская кругосветная экспедиция из Кронштадта до Камчатки и Аляски. Возглавил ее адмирал Иван Федорович Крузенштерн. Он командовал кораблем «Надежда». Кораблем «Нева» командовал капитан Юрий Федорович Лисянский. ВО время экспедиции изучались острова Тихого океана, Китай, Япония, Сахалин и Камчатка. Были составлены подробные карты исследованных мест.
В 1819 г. Россия снарядила в южные полярные моря экспедицию на двух шлюпах под руководством Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена. ОН командовал шлюпом «Восток». Командиром «Мирного» был Михаил Петрович Лазарев. Экспедиция несколько раз пересекала Южный Полярный круг и приближалась к ледяному берегу. Таким образом была открыта Антарктида, а шельфовый ледник в последствии был назван ледником Беллинсгаузена.
В 1811 г. русские моряки во главе с капитаном Василием Михайловичем Головниным обследовали Курильские острова и были увезены в японский плен. Записки Головнина о трехлетнем пребывании в Японии познакомили русское общество с жизнью этой загадочной страны. Федор Петрович Литке исследовал Северный Ледовитый океан, берега Камчатки и Америки. Он основал Русское географическое общество, которое сыграло большую роль в развитии географической науки.
Крупные географические открытия на русском Дальнем Востоке связаны с именем Геннадия Ивановича Невельского. В 1848-1849 г. г. он совершил плавание вокруг мыса Горн на Камчатку, а затем возглавил Амурскую экспедицию. Он открыл устье Амура, пролив между Сахалином и материком и доказал, что Сахалин – это остров.
Экспедиции русских путешественников помимо научных результатов обогащали русских людей знаниями о других странах и народах.

«Золотой век» русской культуры

В одном из своих произведений А. И. Герцен писал о русском народе, «мощном и неразгаданном», который «сохранил величавые черты, живой ум и широкий разгул богатой натуры под гнетом крепостного состояния и … царский приказ образоваться – ответил через сто лет громадным явлением Пушкина». Конечно, не только А. С. Пушкина имел в виду Герцен. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошел стремительный взлет в культурном развитии России. Время Пушкина, в первую треть XIX в., называют «золотым веком» русской культуры.
Начало его совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве. Классицизм – европейско-эстетическое течение, которое ориентировалось на античное ис кусство, на античную литературу и мифологию. В русской литературе век классицизма был сравнительно короток, в русской музыке почти не было классицизма, зато в живописи и особенно в архитектуре он оставил подлинные шедевры.
Здания, построенные в стиле классицизма, отличаются четким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Главными законами архитектурной композиции были симметрия, подчеркивание центра, общая гармония частей и целого. Парадный вход в здание располагался в центре и оформлялся в виде портика – выступающей вперед части здания с колоннами и фронтоном.
Еще в середине XVIII в. Петербург был городом одиночных архитектурных шедевров, утопал в зелени усадеб и был во многом похож на Москву. Затем началась регулярная застройка города вдоль прорезавших его проспектов, лучами расходившихся от Адмиралтейства. Петербургский классицизм – это архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью.
Работа по упорядочению центра новой столицы началась с возведения Адмиралтейства по проекту А, Д. Захарова (1761 – 1811). В громадном здании архитектор выделил центральную башню. Ее динамичный вертикальный ритм как бы отталкивается от массивного кубического основания, переходит в меньший куб с легкой колоннадой – и затем стремительно взлетает золоченая игла с корабликом. Торжественно- мажорный ритм Адмиралтейства задал тон всей архитектуре города на Неве, а кораблик стал его символом.
Принципиальное значение имело возведение в начале XIX в. здания Биржи на стрелке Васильевского острова. Именно это здание должно было объединить ансамбли, сложившиеся вокруг самого широкого участка русла Невы. Здание Биржи сравнительно не велико, но мощь его архитектурных форм в сочетании с растрольными колоннами позволили ему уверенно противостоять обширному пространству водной глади.
Невский проспект, главная магистраль Петербурга, приобрел вид единого ансамбля с постройкой в 1801 – 1811 гг. Казанского собора. Зодчий А. Н. Воронихин (1759 – 1814), Сын крепостного крестьянина, взял за образец собор св. Петра в Риме, творение великого Микеланджело.  В собор перенесли прах М. И. Кутузова.
В 40 – 50-е годы XIX в. Невский проспект украсили бронзовые скульптуры П. К. Клодта «Укротители коней», установленные на устоях Аничкова моста через Фонтанку. Скульптуры в аллегорической форме раскрывают тему борьбы человека со стихийными силами природы и победы над ними.
Еще одна работа Клодта – памятник Николаю I на Исаакиевской площади в Петербурге. Император изображен верхом на лошади.
Сорок лет, с 1818 по 1858 г. строился Исаакиевский собор в Петербурге – самое большое здание, возведенное в России в первой половине XIX в. Проект был разработан французским архитектором Огюстом Монферраном. В оформлении внешнего вида и внутреннего убранства участвовали скульптор П. К. Клодт и художник К. П. Брюллов. ПО замыслу правительства собор должен быть олицетворять мощь и незыблемость самодержавия, его тесный союз с православной церковью. Величественное здание собора производит величественное впечатление.
По проекту Монферрана была возведена и 47-метровая колонна из монолитного гранита на Дворцовой площади (1829 – 1834) – памятник Александру I и одновременно – монумент в честь победы над Наполеоном.
Триумфальные мотивы Александровской колонны были подхвачены в скульптурном убранстве арки Главного штаба, Охватившую Дворцовую площадь с южной стороны.
По проекту К. И. Росси были построены здания Сената и Синода, Александринского театра, Михайловского дворца (ныне – Русский музей).
Старый Петербург, оставленный нам в наследство, Растрелли, Захаровым,
  Воронихиным, Монферраном, Росси и другими выдающимися архитекторами – это шедевр мирового зодчества.
По проекту немецкого архитектора Лео Кленце в 1839 – 1852 гг. в Петербурге было построено здание Нового Эрмитажа. Спокойное равновесие его частей, декоративное оформление в новогреческом стиле, мощные гранитные атланты у входа – все это создавало впечатляющий образ музея – хранилища шедевров мирового искусства.
Архитектором К. А. Тоном в 1838 – 1849 гг. ы Москве был построен Большой Кремлевский дворец. В 1839 г. на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя в память избавления России от наполеоновского нашествия. Торжественное освящение храма состоялось в 1883 г. В храме были установлены мраморные доски с именами убитых и раненых офицеров, сообщалось о числе погибших солдат в каждом сражении, были увековечены имена людей, отдавших свои сбережения на дело победы.





Живопись

В 1830 г. на раскопках античного города Помпеи побывал русский художник Карл Павлович Брюллов. Он гулял по древним мостовым, любовался фресками, и в его воображении вставала та трагическая ночь, когда город был засыпан раскаленным пеплом проснувшегося Везувия. Через три года картина «Последний день Помпеи» совершила триумфальное путешествие из Италии в Россию.
Брюллов обладал могучим воображением, зорким глазом и верной рукой – и у него рождались живые творения. С присущим одному ему изяществом он умел запечатлеть и красоту обнаженного человеческого тела, и дрожание солнечного луча на зеленом листе. Одногодок Пушкина, он пережил его на 15 лет. С автопортрета, написанного в ту пору, на нас смотрит рыжеватый человек с тонкими чертами лица и спокойным, задумчивым взором.
Своей вершины академическая живопись достигла в творчестве Александра Андреевича Иванова (1806 – 1858). Более 20 лет работал он над картиной «Явление Христа народу». На переднем плане этого грандиозного полотна мужественная фигура Иоанна Крестителя, указывающего народу на приближающего Христа. Он еще не пришел, но обязательно придет, как бы говорит художник. И светлеют, очищаются лица и души тех, кто ожидает Спасителя.
Два замечательных портретиста своего времени – Орест Адамович Кипренский (1782 – 1836) и Василий Андреевича Тропинин (1776 – 1857) – оставили нам прижизненные портреты Пушкина. У Кипренского Пушкин выглядит торжественно и романтично, в ореоле поэтической славы. «Ты мне льстишь, Орест», - вздохнул Пушкин, взглянув на готовое полотно.
На портрете Тропинина поэт по-домашнему обаятелен. Каким-то особым старомосковским теплом и уютом веет от работ Тропинина. Свежи и  одухотворенны на его полотнах лица простых людей. И бесконечны молодость и очарование его «Кружевницы».
В рамки академизма явно не вписывалось творчество Павла Андреевича Федотова (1815 – 1852) – родоначальника критического реализма. В 1848 г. на академической выставке была представлена его картина «Свежий кавалер». Это была дерзкая насмешка не только над тупым самодовольным чиновничеством, но и над академическими традициями. Грязный халат, который облачился герой картины, очень уж напоминал античную тогу. Сатирический характер носят и другие картины Федотова («Завтрак аристократа», «Сватовство майора»).
В 1852 г. в культурной жизни России произошло замечательное событие. Открыл свои двели Эрмитах, где были собраны художественные сокровища императорской фамилии. В России появился первый общедоступный художественный музей.

Театральная жизнь

В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы и крепостные театры. Некоторые помещики становились антрепренерами (театральными предпринимателями). Их театры превращались в общедоступные. В них выступали и крепостные и вольнонаемные актеры. Многие талантливые русские артисты вышли из крепостных. Михаил Семенович Щепкин )1788 – 1863), друг Белинского и Герцена, до 33 лет был крепостным. Павел Степанович Мочалов (1800 – 1848) вырос в семье крепостного актера. Исполнение Мочаловым роли Гамлета вызывало восхищенные отзывы Белинского.
Большим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского «Ревизора» - сначала петербургском Александровском театре, а затем в московском Малом, где роль городничего играл Щепкин. Цензура не пропускала пьесу, и только личное вмешательство Николая I позволило ее поставить. После спектакля царь смущенно сказал: «Всем досталось, а мне более всех».
В эти же годы в Большом театре была поставлена опера М. И. Глинки «Жизнь за царя». В творчестве Михаила Ивановича глинки (1804 – 1857) русское музыкальное искусство поднялось на новую высоту. Глинка первый создал неувядаемые образцы новейшей национальной русской музыки. Некоторые сцены в опере «Жизнь за царя» (например, знаменитый хор «Славься») поражает проникновением в самую глубину народного творчества.
Яркость музыкальных красок, гениальной легкостью техники и классической простотой отличается и другая опера Глинки – «Руслан и Людмила». НО если «Жизнь за царя» имела громкий успех, то вторую оперу публика встретила холодно.
Пушкинский сюжет лег в основу оперы А. С. Даргомыжского «Русалка». Даргомыжский, по его словам, «не искал льстивых для слуха мелодий». Он стремился к раскрытию внутреннего мира своих героев и умел передавать их душевное состояние взволнованной музыкальной речью.
Обаятельно талантливые А. А. Алябьев, А. е. Варламов и А. Л. Гурилев обогатили русскую музыку многими очаровательными романсами. От них ведет начало русский городской романс, наивный и трогательный. В первой половинеXIX в. русская музыкальная культура поднялась на невиданную высоту.

***

В это же время значительно возросло число газет и журналов. Увеличились их тиражи, хотя самые популярные издания (например «Вестник Европы») печатались не более чем в 1500 экземплярах. Официальной газетой по-прежнему были «Санкт-Петербургские ведомости». Они сохранили характер информационного бюллетеня. В николаевское время известный журналист Ф. В. Булгарин издавал газету «Северная пчела». Она расхваливала правительство и во всем старалась угодить властям.
Среди русских журналов особой популярностью пользовался «Вестник Европы», основанный в 1802 г. Н, М. Карамзиным. Журнал придерживался умеренно-консервативного направления, отличаясь взвешенностью суждений и респектабельностью.
Ярким но очень коротким оказался век у «Полярной звезды, издававшейся А. А. Бестужевым и К. Ф. Рылеевым. В альманахе сотрудничало целое созвездие русских поэтов: А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский, А. С. Грибоедов, В. А. Жуковский. Но вышло всего три книги. Когда печаталась четвертая, произошли события 14 декабря 1825 г.
В первые годы николаевского царствования наблюдалось засилье реакционно-охранительных журналов. И только «Московский телеграф» выделялся либеральной направленностью. Издавал и редактировал его писатель и историк Н. А. Полевой. Журнал просуществовал 9 лет и был закрыт в связи с критическим отзывом на одну из драм Н. В. Кукольника. «Телескоп, в котором сотрудничал Белинский, издавался всего пять лет.
После закрытия «Телескопа» эстафету передовой журналистики подхватили петербургские журналы «Современник» и «Отечественные записки» В 1847 г. «Современник» возглавил Н. А. Некрасов. На страницах «Отечественных записок» печатались произведения М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, А. И. Герцена. Особую популярность журнал приобрел в 1839 – 1846 гг., отдел критики возглавлял Белинский.
Начало XIX в. – время становления русской журналистики. НЕ усев как следует опериться, она вступила в тяжелую пору николаевского царствования. Но и в эти годы лучшие представители русской журналистики доказывали свою стою стойкость, неподкупность и приверженность свободомыслию и гуманизму.
Вскоре после разгрома декабристов начался новый подъем общественного движения. Это говорило о том, что свободолюбивый дух России не сломлен. Это вселяло надежду, что Россия постепенно справится со своими трудностями. Наиболее впечатляющих успехов в эти годы страна добилась в области науки и особенно – культуры. Эта половина века дала России и миру Пушкина и Лермонтова, Грибоедова и Гоголя, Белинского и Герцена, Глинку и Даргомыжского, Брюллова, Иванова и Федотова и, наконец, Совместное творение плеяды замечательных зодчих – старый Петербург.


Используемый источник:

«История России с начала XVIII века до конца XIX века», глава 19.
 Москва АСТ 1997 г. Под общей ред. член – корр. РАН А. Н. Сахарова.


               


    













Рецензии