Культура россии в xviii в

        Просвещение

Как и в предыдущие столетия, основным субъектом, основным активным созидательным элементом в области культуры были представители господствующего класса дворян. Задавленное эксплуатацией, забитое и темное крестьянство не имело ни средств, ни сил, ни времени, ни условий для получения образования, для деятельности в области науки, литературы, искусства. Поэтому вполне понятно, что здесь речь пойдет о достижениях, главным образом, в области дворянской культуры.
Со времен Петра I просвещение в России обретало все более светский характер, все более практическую направленность.
Увеличилось число солдатских гарнизонных школ – прямых продолжателей традиций петровских «цифирных школ». В 1721 г. их насчитывалось около 50, а в 1765 г. школы были при 108 гарнизонных батальонах, где училось до 9 тысяч солдатских детей. Здесь обучали не только чтению, письму и арифметике, но давали начальные сведения в области геометрии, фортификации и артиллерии. Менее способные ученики обучались различным ремеслам.
Основное же внимание уделялось образованию дворянских детей в закрытых учебных заведениях. В 1731 г. был создан Шляхетский кадетский корпус, а в 1752 г. Морской шляхетский корпус. В 1758 г. артиллерийская и инженерная школы в Петербурге объединились и составили третье дворянское учебное заведение.
Важнейшим событием середины XVIII в. была организация первого в стране высшего гражданского учебного заведения – Московского университета, идейным строителем которого был гениальный русский ученый М. В. Ломоносов. ОН разработал проект организации университета, чтобы он был бессословным и светским учебным заведением. Открытый в 1755 г. Московский университет принял первых студентов на свои три факультета – философский, юридический и медицинский. Первые студенты были преимущественно представителями разночинных слоев тогдашнего общества. А при Екатерине II состав университетского студенчества становится преимущественно дворянским.
Во второй половине столетия московский университет стал крупнейшим центром русской науки и просвещения. Большую пользу он оказал распространению просвещения среди нерусских народов России.
  Несмотря на столь крупные успехи в области просвещения, потребность в организованной системе школьного образования ощущалась все более остро. Идея состояла в создании из молодого поколения «новой породы людей» - гуманных и справедливых, которые смогут сделать общество справедливым. Реализация этого плана выразилась в реформе гимназии в Петербурге, Сухопутного и Морского шляхетских корпусов. Кроме того,
 было создано училище для мальчиков при Академии художеств, коммерческое училище в Москве. Под Петербургом, возле деревни Смольной был открыт первый в России Институт благородных девиц с широкой программой обучения. При Смольном институте было особое «мещанское отделение».
В 1782 г. организуется «Комиссия об учреждении училищ». Первым итогом работы Комиссии было открытие главных (четырехклассных) и малых (двухклассных) народных училищ в Петербургской губернии. В 1786 г. такие училища были открыты в 25 губерниях. Программа малых народных училищ ограничивалась преподаванием навыков чтения, письма, чистописания и рисования, знание основ грамматики и «христианского закона и добронравия». Программа главных училищ сверх того включала изучения русской грамматики, арифметики, геометрии, механики, физики, российской и всеобщей географии, российской и всеобщей истории, естественной истории и гражданской архитектуры. Помимо того, учащимся прививались навыки в делопроизводстве и составление деловых писем.
Всего в конце XVIII в. в России насчитывалось около 550 различных учебных заведений с числом учащихся до 62 тысяч человек. Из них около 400 народных училищ, свыше 60 духовных семинарий и школ и 60 закрытых дворянских учебных заведений.
Это был огромный шаг в развитии просвещения, хотя по отношению к общей численности населения страны их было еще очень мало. Крестьянству путь в школу был закрыт.

   М. В. Ломоносов и русская наука

Создание в России Академии наук, бурное развитие в XVIII в. мирового естествознания способствовали становлению и развитию русской науки. Однако обстановка, сложившаяся в те годы в Академии наук, характеризовалась преобладанием приглашенных в Академию немцев. Фактическим управителем ее был советник канцелярии Шумахер – человек в высшей степени ограниченный. В результате грубого произвола, чинимого им, из Петербурга уехал ряд крупных иностранных ученых. В знак протеста Академию покинули Д. Бернулли Л. Эйлер (ученые с мировым именем), а также др. Русские пока еще практически отсутствовали в Академии. С воцарением Елизаветы в Академии произошел сдвиг и вместо одного стало два русских адъюнкта – М. В. Ломоносов и Г. Теплов.
М. В. Ломоносов обладал глубокими знаниями, исключительной одаренностью, самостоятельностью мышления. Это способствовало формированию незаурядного исследователя, ученого с огромным диапазоном знаний и интересов.
В 1741 г. он становится адъюнктом профессора физики Крафта. В 1745 г. утвержден профессором химии и становится полноправным членом Академии. Одолевая препятствия, Ломоносов добился создания в 1748 г. химической лаборатории. Острую борьбу пришлось вести ему и с академиками-немцами, препятствовавших выдвижению русских ученых.
Диапазон интересов М. В. Ломоносова как ученого был огромен. Объектом исследования гениального ученого были физика, химия, геология, астрономия и другие науки. Ломоносов был создателем атомно-молекулярной теории строения вещества, послужившей прочным основанием дальнейшему развитию фундаментальных естественных наук в XVIII столетии. В 1748 г. в письме к Л. Эйлеру он впервые в мире формулирует общий закон сохранения материи и движения, имеющий огромное значение для познания всего процесса мироздания. В 1756 г. Ломоносов осуществляет классические опыты, экспериментально обосновывающие закон сохранения вещества, формулирует предположение, объясняющее явление нагрева тел как следствие движения частиц. Эта гениальная догадка намного опередила эпоху.
Великий русский ученый много занимался вопросами, связанными с тайнами происхождения Вселенной. Он выдвинул, в частности, тезис, гласящий, что «во всех системах вселенной имеются одни и те же начала и элементы… Одна и та же материя у раскаленного солнца и у раскаленных тел на земле». Ломоносову принадлежит честь открытия на Венере атмосферы и ряд других важных наблюдений в области астрономии.
Ломоносов, как исследователь, никогда не удовлетворялся чистой наукой. Он был блестящим экспериментатором и изобретателем, новатором во многих областях техники, горного дела, металлургии, пробирного искусства, производства фарфора и стекла, солей и красок, строительной техники.
Ломоносов был выдающимся поэтом и теоретиком в вопросах стихосложения. Огромен его вклад в формирование литературного языка. Он интересовался изучением истории своей родины. Итогом его трудов по истории стали созданные им «Краткий Российский летописец» и «Древняя Российская история».
М. В. Ломоносов затратил много сил и энергии для формирования национальных кадров русской науки. Он читал лекции студентам при Петербургской Академии. Первые профессора Московского университета Н. Н. Поповский и А. А. Барсов были его учениками. Еще при жизни Ломоносова ярко засверкал талант таких ученых, как С. Я. Румовский, математики М. Е. Головин и С, К. Котельников, натуралист И. И. Лепехин, юрист А. Я. Поленов и др.
Широко известны и другие российские ученые В, М. Севергин - основоположник минералогии. Д. И. Виноградов – вопросы обоснования технологии и химии производства фарфора. Мировую известность получил А. М. Шумлянский, автор выдающегося исследования в области экспериментальной биологии (диссертация о строении почек).
Ряд интереснейших достижений имела в России и техническая мысль. Так в 1760 г. Р. Глинков изобрел механический двигатель для прядильных машин, заменяющий труд 9 человек. Другой выдающийся изобретатель К. Д. Фролов заставил энергией воды работать лесопильню, рудоподъемник, водоподъемник, а таже рельсовую внутризаводскую систему самодвижущихся и саморазгружающихся вагонеток.
Талантливый самородок И. И. Ползунов сконструировал на Колывано- Воскресенских заводах Алтая первую в мире паровую универсальную машину.
Поразительной разносторонностью дарования отличался механик И. П. Кулибин. Талантливый изобретатель был непревзойденным мастером часового дела, создавая механизмы самых причудливых форм. Он создавал механизмы изумительной точности. В частности , были широко известны его астрономические часы, показывающие времена года, месяцы, часы, минуты, секунды, фазы Луны, время восхода и захода солнца в Петербурге и Москве. Кулибин разработал уникальный проект одно-арочного деревянного моста через Неву с решетчатой фермой. Пролет его достигал 298 м. Талантливый изобретатель создал сеялку и семафорный телеграф, «самобеглую коляску» и прожектор («кулибинский фонарь), протезы для инвалидов и гидросиловые установки и т. д.
В 1724 г. по приказу Петра I была снаряжена Первая Камчатская экспедиция во главе с В. Берингом и А. И. Чириковым. В итоге ее был проложен путь вдоль восточных берегов Чукотки. В 1733 -1743 гг. была предпринята Вторая Камчатская экспедиция. В ней участвовало 13 кораблей и около тысячи человек во главе с В. Берингом и А. И. Чириковым. Целью ее было изучение северного и восточного побережий Сибири, берегов Северной Америки и выяснение вопроса о проливе между Азией и Америкой. Экспедиция была успешно завершена, несмотря на то что ее мужественный руководитель В. Беринг погиб в 1741 г. на Командорских островах.
В числе участников экспедиции заметно выделяется С. П. Крашенинников, в течение четырех лет изучавшего Камчатку. Итогом этой работы был капитальный труд «Описание земли Камчатки». Огромная работа по изучению Сибири была проведена Г. Ф. Миллером, собравшему грандиозную коллекцию богатейших архивных материалов.
Крупнейшие экспедиции были проведены в районы Поволжья, Урала, Крыма, Северного Кавказа, Башкирии, Алтая и Байкала. Итоги этих экспедиций грандиозны: описаны рудные богатства Урала, Сибири и Алтая, собраны материалы по физической и экономической географии, зоологии, ботанике, этнографии и т. п. В 1768 – 1769 гг. снаряжается экспедиция П. К. Креницына и М. Д. Левашова для изучения Русской Америки – Аляски. Первое русское поселение на о. Кадьяк основывается русским купцом и землепроходцем Г. И. Шелеховым в 1784 г., а с 1786 г. русские поселения появляются на американском материке.
Во второй половине XVIII в. под влиянием потребностей развития помещичьего хозяйства зарождается агрономическая наука. У ее истоков стоят замечательные ученые, как А. Т. Болотов, И. Комов, П. И. Рычков и др.
В это время интенсивно растет интерес общества к историческому прошлому России, появляются перовые историко-графические труды. Первый русский историк Василий Никитич Татищев (1686 -1750) пишет «Историю Российскую с самых древнейших времен».  Вслед за Татищевым появляются исторические труды М. В. Ломоносова, М. М. Щербатова, Г. Ф. Миллера и др. Начинается широкий поиск по монастырям древних книг и рукописей, из небытия были извлечены такие ценнейшие летописи как Лаврентьевская и Ипатьевская, древнерусская поэтическая повесть XII в. «Слово о полку Игореве» и др.

     Литература и журналистика

В условиях Феодально- крепостнического строя литература преимущественно дворянской. Народное творчество в силу традиций и специфики условий труда было устным. XVIII в. дал литературному устному творчеству российского народа преимущественно два развитых жанра – песни и сказания, с одной стороны, и сатирические сказки, повести – с другой.
Центральное место в фольклоре второй половины XVIII в. занимают произведения, связанные с Крестьянской войной 1773 – 1775 гг. Это главным образом песни и предания. В них представлен овеянный симпатией образ Емельяна Пугачева, «доброго молодца Емельяна-казака» в песнях» Судил тут граф Панин», «Пугач и Салтычиха». Пугачев воспет в чувашских, мордовских, башкирских и татарских песнях и преданиях. Любимым героем башкирских песен и легенд был Салават Юлаев.
Чрезвычайно богат и разнообразен сатирический жанр народного творчества. Это и «Сказание о царевне Киселихе», и солдатская сатира «Горестное сказание» и «Челобитная крымских солдат» и др.
Дворянская литература XVII в. развивалась главным образом в русле русского классицизма. Ему был свойственен высокий пафос гражданственности, сильные просветительские тенденции и рано созревшие обличительно-сатирические моменты.
Глубоким патриотизмом проникнуто поэтическое творчество М. В. Ломоносова, девизом которого была его знаменитая фраза: «Для пользы общества коль радостно трудиться». Он отстаивает чистоту русского языка. Основные темы его творчества – военные подвиги России, пропаганда просвещения и великой роли науки (поэмы «Петр Великий», «Похвальное слово Петру Великому», трагедии «Тамира и Селим», «Демофонт», оды «На взятие Хотина», «Письмо о пользе стекла», «О пользе химии». И многое другое.
«С Ломоносова начинается наша литература, - писал знаменитый русский критик В. Г. Белинский – Он был ее отцом и пестуном, он был ее Петром Великим».
Демократизм творчества М. В. Ломоносова, считавшего, что героем может быть всякий «от земледельца до царя», резко противостоит творчеству А. П. Сумарокова (1717 – 1777), несущего в литературу ярко выраженное самосознание дворян, как «первых членов отечества». Создатель9 трагедий и 12 комедий, лирический поэт, литературный теоретик и публицист, Сумароков, ярко отразивший самосознание дворянства, был защитником крепостничества, хотя в своих произведениях подвергает осмеянию бюрократизм, взяточничество, «развращенные нравы дворян».
Николай Михайлович Карамзин – выдающийся русский писатель и историк. Сын симбирского помещика. В 1789 г. совершает путешествие по Европе, побывав, в частности, в революционной Франции, что способствовало формированию у Карамзина монархических взглядов. В 1792 г. в издаваемом Карамзиным «Московском журнале» была опубликована его повесть «Бедная Лиза, принесшая писателю известность. «Бедная Лиза», «Фрол Силин», «Наталья – боярская дочь» «Письма русского путешественника» стали манифестом русского дворянского сентиментализма.
Карамзин отвергал основу классицизма с его гипертрофированным выражением интересов государства, поставив в центр внимания жизнь обыкновенного человека, требовал гуманного, сочувственного, доброго отношения к нему. В 1802 г. Н. М. Карамзин основал журнал «Вестник Европы». С 1803 г. он только историк, причем в звании официального историографа Александра I.
В конце XVIII в. наблюдается отход от принципов классицизма и постепенное формирование реалистических тенденций. Этот процесс заметен прежде всего в драматургии.
Раньше всего это проявилось в творчестве выдающегося русского писателя-драматург Д. И. Фонвизина (1745 – 1792). ОТ стихотворных сатир («Лисица-казнодей», «Послание к слугам») Фонвизин переключается на драматургию. Уже перва его пьеса «Бригадир» имела большой успех. В ней ярко выражен реализм русского провинциального быта.
Более отчетливо указанная тенденция выражена в знаменитой комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» с ее главным героем, дворянским сынком – баловнем и неучем. Здесь уже дана целая палитра ярких реалистических характеров (Митрофанушки, его матери госпожи Простаковой, учителя Цифиркина, Еремеевны и др.). В пьесе действуют дворяне, разночинцы, крепостные. Важная роль в пьесе отведена бытовым сценам, раскрывающим растлевающее действие крепостничества. Великое творение Фонвизина надолго стало образцом литературного творчества.
Видное место в литературе конца XVIII – начала XIX в. занимает Гаврила Романович Державин. Его поэзия приближена к русской природе, к быту, она разнообразна. Это и высокая ода о военных подвигах. Это и своеобразные элегии. Это, наконец, и сатирические произведения, широко представленные в творчестве знаменитого «бича вельмож», как называл Державина А. С. Пушкин.
В литературе 80-х годов XVIII в. нашли отражение взгляды передового русского дворянства, рост его самосознания. Речь, в частности, идет о трагедиях Я. Б. Княжнина «Вадим Новгородский» и Н. П. Николаева «Сорена и Замир».
А. Н. Радищев также сделал в «Путешествии из Петербурга в Москву» серьезнейшую заявку на переход от сентиментализма к критическому реализму. Его оригинальная трактовка жанра путешествия, потрясающие по реализму картины окружающей его действительности, наконец, страстный протест против ужасающего крепостничества и призыв к революционному ниспровержению монархического строя, все это неотъемлемые элементы критического реализма, к которому русская литература пришла лишь в XIX в.
Таков вкратце сложный процесс развития литературы XVIII в.. в котором, отражая сложность социально-экономического развития страны, различные стили и жанры развиваются в острых противоречиях друг с другом, притом что эти противоречия неразрывно связаны с борьбою взглядов и идеологических течений.
Развитие журналистики в России падает главным образом на вторую половину XVIII столетия, но оно совершается вместе с тем чрезвычайно бурными темпами.
Первый журнал в России был научно-популярным. Это «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие», издаваемые Академией наук с 1755 г. С конца 50-х годов появились первы частные журналы. Среди них «Праздное время в пользу потребленное», издаваемое группой лиц, «Трудолюбивая пчела» А. П. Сумарокова.
В конце 60-х – начале70-х XVIII в. число выходящих журналов резко возрастает. Только в 1769 году появилось восемь новых изданий. И что особенно знаменательно – издавать журналы стали представители разночинной интеллигенции. Такие журналы был рассчитаны не на дворянскую, а на разночинную аудиторию. Среди журналов этого периода первое место занимают журналы Н. И. Новикова «Трутень, «Живописец», «Пустомеля» и «Кошелек». В центре внимания Новикова-журналиста были язвы крепостнического строя, плутовство и взяточничество чиновников, судей и т. п.
Указ 1783 г. о вольных типографиях вызвал оживление в журнально-издательской деятельности.  Важной особенностью этого периода является возникновение журналов в провинции.
В официальном петербургском издании «Собеседник любителей российского слова» продолжает выступать Екатерина II.
В конце 80-х – начале90-х годов из журналов, проявляющих углубленный интерес к социально-политической тематике, выделяется «Беседующий гражданин и «Почта духов».
Таким образом даже столь краткий обзор дает представление о довольно высоком уровне развития в России журнальной публицистики и журналистики в целом.

Искусство

В XVIII столетии в России довольно широкое развитие получило театральное искусство, преодолев тесный круг придворного общества. Первый русский профессиональный общедоступный театр был создан в середине XVIII в. в Ярославле выходцем из костромских мещан Ф. Г. Волковым (1729 – 1763). Ему обязаны своим мастерством крупнейшие актеры той эпохи: И. А. Дмитриевский, Я, Д. Шумский, А. Попов и др. Выдающимся актером был и сам Волков.
Многогранным талантом обладал виднейший деятель русского театра И. А. Дмитриевский – блестящий актер, режиссер, педагог, драматург. Он был избран членом Российской Академии и создал первую историю русского театра. В 1782 г. он создал образ Стародума в «Недоросле» Д. И. Фонвизина, оставивший глубокое впечатление у современников. Важную роль играли и любительские публичные театры в Петербурге при Шляхетском корпусе и при Академии художеств. Помимо этого, любительские труппы разночинцев показывали на зимних и весенних праздниках в российских городах «российские комедии». В 1765 г. в Москве предпринимается попытка создания бесплатного публичного театра «для народа» под надзором полиции (актеры-любители получали по 50 коп. за спектакль).
Постепенно любительские труппы сливаются с антрепризами (частными театрами), образуя профессиональные театры. В Москве в 1759 -1762 гг. вплоть до начала нового века действовал так называемый «Российский театр», в 1779 – 1783 гг. в Петербурге – театр на Царицыном лугу. В 1783 г. открывается многоярусный каменный театр («Большой театр»). Тогда же переходит в казну театр К. Книппера, получивший название «Малого театра».
Любительские и профессиональные театры возникают в Нижнем Новгороде, Калуге, Харькове, Тамбове, Воронеже, Пензе, Иркутске и других городах России.
К 50 – 80-м годам относится возникновение крепостных театров в дворянских усадьбах и городских особняках. В одной лишь Москве их было около пятнадцати. Известнейший театр с великолепной труппой крепостных актеров был у графов П. Б. и Н. П. Шереметевых в с. Останкино под Москвой. В труппе блистала знаменитая крепостная актриса, певица П. И. Ковалева-Жемчугова (1768 – 1803).
Интересную эволюцию в XVIII в. претерпевает музыкальное творчество. Пожалуй, ни где так ярко не проявилось ведущее влияние народных музыкальных традиций, как в русской музыке XVIII столетия.
В дворянской среде широко распространяется русская народная песня, а особенно стилизация под народный склад песни. Впервые появляются и широко расходятся печатные песенники русских и украинских народных песен.
К 70-м годам столетия относится формирование русской национальной оперы (главным образом комической), также испытавшей сильное влияние песенного фольклора.  Таковы оперы Е. И. Фомина «Ямщики на подставе» и «Мельник – колдун, обманщик и сват».
Наряду с оперой появляется камерная и инструментальная музыка, представителями которой были крепостной И. Е. Хандошкин, известный прекрасными и многочисленными вариациями на русские темы, и украинский композитор Д. С. Бортнянский, автор интересных клавирных сонат и церковных хоров.
Одной из наиболее ярких страниц в истории российского искусства стало изобразительное искусство. После петровских реформ его светская направленность твердо встала на ноги. Оно во многом носит торжественно- праздничный характер, отличается необыкновенной пышностью, игрою красок, форм и линий.
Русское зодчество дало России немало произведений мирового значения Наиболее ярким талантом середины столетия был В. В. Растрелли (1700 – 1771). В Россию приехал 16-ти летним мальчиком вместе с отцом, известным скульптором петровской эпохи. Среди основных его работ: дворец в Петергофе, дворцовый ансамбль в Царском Селе, Смольный монастырь по Петербургом, четвертый Зимний дворец в Петербурге, особняки Воронцова и Строганова, проект Андреевского собора в Киеве. Блестящему таланту Растрелли, глубоко впитавшему национальные особенности русской культуры, удавалось буквально все. Он строил пышные дворцы, храмы, павильоны, загородные комплексы.
В полном блеске творчество Растрелли развернулось при перестройке Царскосельского дворца. Архитектор применил здесь смелое решение, Из конструкции, напоминавший Петергофский дворец, надстройкой галерей он резко вытянул весь фасад дворца, придав ему поистине грандиозный размах (длина его около 300 метров). Яркой конструктивной особенностью интерьера стала торжественная анфилада залов, как бы уходящая в бесконечность.
Лебединая песня архитектора – Зимний дворец. Грандиозный прямоугольный в плане, он имеет внутренний двор. Растянутость дворца вдоль величественной набережной Невы и великолепной Дворцовой площади создает неповторимое впечатление.
Построенный, по словам Растрелли, «для славы российской», Зимний дворец – наиболее выдающееся творение парадной архитектуры русского классицизма.
Наряду с дворцово-парковой архитектурой большое значение приобретает строительство зданий общественного назначения. Одной из первых построек подобного типа является знаменитое Адмиралтейство в Петербурге русского архитектора И. К. Коробова. Архитектор создал новые корпуса, а над аркой главного здания возвел знаменитую «адмиралтейскую иглу» (шпиль).
Интересные достижения в XVIII столетии были в области живописи. Своеобразную эволюцию переживает в этот период жанр портретной живописи, где сквозь официальную парадность постепенно прорывается психологизм и реализм в изображении характера человека. Жизненная правда уже пробивается в портретах А. П. Антропова, солдатского сына по происхождению. Успешно работал в жанре портрета крепостной художник Шереметева И. П. Аргунов (1729 – 1802). Яркие реалистические характеристики даны им в портретах П. Б. Шереметева, В. А. Шереметевой, Хрипуновых и др.
В исторической живописи постоянными героями были действующие лица героических мифов античности. Например, картина А. П. Лосенко (1737 – 17730 «Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой» и др. Художников привлекали героические сюжеты и из русской истории.
Наряду с исторической живописью развивается и пейзажная, включающая сельский, часто античный, и современный городской пейзаж.
Наконец, в XVIII столетии получает начало своего развития и жанровая живопись. В этой живописи ранее всего появляется крестьянская тема. Однако решается она у разных художников по-разному. У одних это слащавые изображения «поселян», а у других – глубокие проникновенные характеристики сельских тружеников. В числе последних следует назвать таких интересных художников, как Михаил Шибанов, крепостной Г. А. Потемкины («Крестьянский обед», «Сговор» и др.), а также И. А. Ерменев.
Наконец, нельзя не упомянуть о великолепных достижениях русских скульпторов, среди которых потрясающей силы. В числе первых стоит знаменитый земляк М. В. Ломоносова – Ф. И. Шубин (1740 – 1805). Тенденции реализма, острая портретная характеристика выражены в творчестве Шубина еще четче, еще рельефнее. Он создал изумительный по вдохновению образ М. В. Ломоносова.
В области декоративной скульптуры в эту эпоху работала целая плеяда выдающихся мастеров. Особенно следует отметить памятник Петру I, созданный французским скульптором Фальконе (1716 – 1791). Это произведение огромного пафоса и могучей титанической силы. Петр I изображен всадником, стремительно осадившим скакуна на самом обрыве крутой скалы. Это образ могучего властелина, готового растоптать все мешающее на пути преобразований. Замечательный «Медный всадник» Фальконе стал неотъемлемой частью Петербурга.
 

Используемый источник:

«История России с начала XVIII века до конца XIX века», глава 16.
 Москва АСТ 1997 г. Под общей ред. Член – корр. РАН А. Н. Сахарова.               


 









Рецензии