Русская культура в XVII в

        XVII век в истории русской культуры, как и в целом для истории России – начало нового периода. Человек в бурные годы Смуты, народных мятежей и войн, продвижения в Сибирь и на Дальний Восток сознает себя как личность, свою важную роль в судьбах страны. На авансцену выходят, помимо царей и полководцев, немало людей незнатных – мелких дворян, посадских и служилых, казаков и крестьян. Из их среды – прославленные на всю Россию Иван Болотников, Кузьма Минин, Степан Разин, патриарх Никон и его неистовый оппонент – протопоп Аввакум.

Просвещение

Во времена Василия III, Ивана Грозного, Федора Ивановича грамотные преимущественно были среди лиц духовного или приказного сословия. А в XVII веке их уже было немало среди дворян и посадских людей. Даже среди крестьян черносошных, отчасти среди крепостных и даже холопов имелись грамотеи – старосты, целовальники, приказчики и писцы. Еще в первой половине столетия многие городские из-за неграмотности и шагу не могли ступить без дьяков и подьячих.
Немало грамотных людей имелось в посадах. Занятия ремеслом и торговлей требовали знания письма и счета. Грамоте посадские и крестьяне учились у священников и дьяконов, дьячков и подьячих, прочих грамотных людей. Обучались в основном мужчины. Грамотных женщин было очень немного – они были из царского дома и высшего сословия. В 1634 г. был опубликован букварь В. Бурцева. Он неоднократно переиздавался в течение столетия. В конце столетия напечатали букварь Кариона Истомина, монаха Чудова монастыря Московского Кремля. За вторую половину столетия Печатный двор напечатал 300 тысяч букварей, 150 тысяч учебных псалтырей и часословов. Бывало, за несколько дней раскупались тысячные тиражи таких пособий. Многие люди учились по рукописным азбукам, прописям и арифметикам.
Значительно расширился круг чтения. От XVII в. сохранилось очень много книг, печатных и особенно рукописных. Среди них, наряду с церковными, все более светских: летописей и хронографов, повестей и сказаний, всякого рода сборников литургического, исторического, литературного, географического, медицинского и иного содержания. Многие имели различные руководства по измерению земель, изготовлению красок, устройству всяких сооружений. У царей и знатных бояр имелись библиотеки с сотнями книг на разных языках. Увеличивалось число переводных сочинений.
В Россию приезжало много иноземцев, сведущих во многих областях научных знаний. От иноземцев русские перенимали знания и навыки в области архитектуры и живописи, обработки золота и серебра, военного и металлургического производства.
Обучение с помощью учителей на дому и самообразование перестало удовлетворять насущные потребности. Встал вопрос об открытии школ. В Москве на Никольской улице построили особое здание для школы. Ее открыли в 1665 г. Через пятнадцать лет устроили школу при Печатном дворе. При открытии школы в ней было 30 учеников, взятых из разных сословий и учившихся греческому языку; через три года – уже 56. В 1687 г. открыли Славяно-греко-латинское училище, впоследствии названное академией. Училище было одновременно высшим и средним учебным заведением. В соответствии с уставом, в училище принимали людей «всякого чина, сана и возраста». На училище или академию возлагали большие надежды. И, поэтому, наделили деньгами и в всякими льготами. Училище получило библиотеку.

Научные знания

Русские славились как мастера обработки металла, литейного дела. В 1615 г. русский мастер изготовил первую пушку с винтовой нарезкой.  Хорошо в России отливали колокола, по всей стране славился их «малиновый звон».
Столь же успешно владели русские мастера строительной техникой, возведением деревянных и каменных зданий, церквей.
При устройстве водяных мельниц и, что показательно и важно, железоделательных и иных мануфактур использовали водяные двигатели. Уже тогда меха у домен и тяжелые молоты, ковавшие железо, использовали энергию воды.
Русские пишут практические руководства, в которых обобщают накопленный опыт, дают наставления по описанию земель («Книга сошного письма», 1628 – 1629 гг.), подъему соляного раствора с большой глубины (начало XVII в.), военному делу («Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» Анисима Михайлова) по изготовлению красок, олифы, чернил и др. Подобные пособия давали зачатки знаний по геометрии и геологии, физике и химии, баллистике и иным наукам.
Знание астрономии было необходимо для хозяйственной, в том числе торговой деятельности: для суточного исчисления времени, определение дней переходящих церковных праздников. В середине столетия появились переводы иностранных трудов западноевропейских авторов с изложением гелиоцентрических воззрений Николая Коперника.
Расширялись географические знания, представления о России, ее территории и проживающих на ней народах, обширных пространствах Сибири и Дальнего Востока.
На рубеже XVI вв. появилась общая карта государства, основанная на чертежах отдельных его регионов. Этот «Старый Чертеж» не сохранился. В 1627 году составили «Новый Чертеж» земель между Доном и Днепром, так называемого Поля, вплоть до Черного моря, и «Книгу Большому Чертежу»: перечень городов России, расстояний между ними с краткими сведениями этнографического, географического характера.
В Посольском Приказе хранились материалы со сведениями об окрестных странах: приказы послам, отчеты последних – статейные списки. В Сибирский Приказ поступали отписки, сказки русских землепроходцев и мореходов, бороздивших сибирские и дальневосточные просторы.
Сведения о Сибири и Дальнем Востоке, их соседях, речных и морских путях, собранные русскими людьми, во многом обогатили мировую географическую науку.

Фольклор. Литература

Общественный подъем эпохи Смуты и последовавших за нею событий обусловил расцвет устного народного творчества. Широкое значение имеют сказки – волшебные, бытовые, героические; былины о богатырях киевской поры; исторические песни о царевне Ксении и полководце Скопине-Шуйском, об «Азовском сидении» и Стеньке Разине. Особенно хороши песни о Разине – народном заступнике:

  Ты взойди, взойди красно солнышко,
  Над горой взойди над высокою,
  Над дубравушкой над зеленою,
                Над урочищем добра молодца
                Что Степана свет Тимофеевича
                По прозванию Стеньки Разина.
                Ты взойди, взойди, красно солнышко,
                Обогрей ты нас, людей бедных,
                Добрых молодцев, людей беглых;
                Мы не воры, не разбойнички,
                Стенки Разина мы работнички.


Образ Стеньки Разина, которого ни пуля не возьмет, ни пушечное ядро не тронет, вырастает в песнях и преданиях, сказках и легендах до размеров былинных. Народная фантазия переносит его под стены Казани, и он помогает ее взять Ивану Грозному; то делает славного Илью Муромца его есаулом; то объединяет воедино двух Тимофеевичей – Ермака и Разина.
Многие из пословиц и поговорок того времени дожили до нашего времени, например: «Баснями соловья не кормят», «Взялся за гуж, не говори, что не дюж». Некоторые пословицы и поговорки отражают прошлое, не столь уж давнее: «Аркан не таракан: хоть зубов нет, а шею ест» (Об ордынской неволе), «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день». Многие посвящены природным явлениям, наблюдениям над сменами времен года, погоды. Народная мудрость, вековой опыт, острый взгляд русского человека отразились в них в полной мере. Другие столь же метко смеются над неправедными судьями и попами – стяжателями и пьяницами, богачами – эксплуататорами.
В духовных стихах и плачах, народных драмах скоромохов народ выражал свое отношение к окружающей его действительности, свои заветные мысли, чувства, надежды.
Участники похода Ермака составили «Казачье написание». Инициативу похода они отводят самим казакам, а не Строгановым. Оно ярко рисует их среду с ее демократизмом и вольнолюбием. Федор Порошин, беглый холоп, ставший подьячим Войске Донского, создает в 40-е годы «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков». С ее страниц встает эпопея героической борьбы донцов с турками в ходе взятия и защиты Азова (1637 – 1642). Впитавшая в себя фольклорную и книжную традиции «Повесть…» стала одним из лучших литературных памятников эпохи. Повесть отличалась ярким языком, эпичностью и драматичностью повествования, она стала очень популярной у читателей.
По-прежнему русские люди любили читать жития святых – Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского и многих. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное – талантливая автобиография, острая, полемическая и живая; по словам М. Горького – «непревзойденный образец пламенной и страстной речи бойца». Жития распространялись в тысячах списков.
Столь же яркое Явление русской литературы этого времени – сатирические повести и сказания. Демократические по духу, они пародируют церковную литературу и обрядность, высмеивают попов и судей неправедных. Их авторы демонстрируют близость к народу, его просторечию, бытовым сценам повседневной жизни. Таковы «Азбука о голом и небогатом человеке», герой которой разорившийся человек, «меж двор» скитается; «Служба кабаку» - пародия на церковную службу, а также направленная против царевых кабаков, пьянства.
«Повесть о Горе-Злосчастии» говорит о незавидной судьбе молодого и самоуверенного человека, который, пренебрегая мудрыми наставлениями родителей, пустился в веселую, разгульную жизнь и дошел до нищеты, душевного опустошения.
Большое хождение получила литература переводная, прежде всего западная, светская. Русские книжники переделывали подобные произведения на свой лад. Большой известностью пользовались повести о Еруслане Лазаревиче и Бове-королевиче.
В литературе XVII в. появляются новые черты демократизма и светскости. Появляются новые жанры – Светская повесть, драма, Стихи с бытовыми, сатирическими, любовными мотивами. Но все они означают лишь первые шаги нового. В основном литература продолжает старые традиции.

Архитектура

Сочетание народных традиций и новых тенденций характерно и для русской архитектуры XVII в. Она во многом продолжала линию русского деревянного зодчества. Деревянное строительство по- прежнему доминировало над каменным по всей стране, в том числе и в столице.
Деревянное зодчество, теснейшим образом связанное с потребностями жизни народа, его быта, обычаев, отличалось реализмом и функциональной целесообразностью. Основные элементы деревянного дома – квадратный сруб (клеть) с подклетью для хозяйственных помещений, кладовых, сени между клетями, крыша, двери и окна – устойчиво бытовали столетиями, перешли и в каменные здания.
Русские плотники и каменщики работали с большой изобретательностью и художественной выдумкой. Их постройки отличались прочностью и конструктивным совершенством.
Деревянные церкви и крепостные стены, башни используют принципы квадратной, прямоугольной, крестообразной, восьмигранной клети для основного здания; высокой двускатной или «кубоватой» крыши, шатра, одно- и пятиглавого завершения. Немало таких церквей сохранилось в Архангельской, Мурманской, Калининской и других областях. Прекрасным образцом деревянной жилой архитектуры стал дворец в Коломенском (1667-1668), разобранный «за ветхостью» столетие спустя при Екатерине II. Современники прозвали его восьмым чудом света. Своей сказочностью и красотой, разнообразием форм и богатством резных узоров, яркими красками и позолотой он поражал воображение, напоминал драгоценную и уникальную игрушку.
Возрождается каменное зодчество, прерванное Смутой. В Москве восстанавливаются стены и башни Кремля; над главными его воротами, Спасскими, возводят красивую надстройку, и силуэт башни, строгий и суровый, становится совсем иным, праздничным и торжественным. На верху башни появляются куранты.
По всей стране строятся шатровые церкви и соборы: Архангельский в нижегородском кремле (1631), церковь Покрова в Медведкове – имении князя Д. М. Пожарского, Успенская «Дивная» церковь в Угличе (1628) и др.
В городах богатые бояре, дворяне и купцы строят каменные палаты, все более «узорочные», особенно во второй половине столетия.
В XVII в. оформляются знаменитые комплексы Троице-Сергиевой лавры, Иосифо-Волоколамского, Новодевичьего, Симонова, Спасо-Ефимиева и многих других монастырей.
К концу столетия складывается стиль «московского», или «нарышкинского», барокко, пышный и величавый, парадный и исключительно нарядный. В архитектуре заметны стремление к светскости, реализму, использование народных традиций, идущих из глубины веков.

Изобразительное искусство

Те же черты можно отметить и в живописи. Как и в архитектуре, здесь русский национальный стиль вырабатывает новые черты. Дальнейшее развитие получает строгановская школа с ее мелким, каллиграфическим письмом, тончайшей прорисовкой деталей. Прокопий Чирин, Никифор Савин, Емельян Москвитин – наиболее замечательные ее представители, работавшие в Москве, часто писавшие иконы по заказу Строгановых. Утонченность исполнения, красочность икон восхищали современников: «Иконописцы в этом городе не имеют себе подобных на лице земли по своему искусству, тонкости кисти и навыку в мастерстве, где каждый святой или ангел бывает величиной с чечевичное зернышко. При виде их мы приходили в восторг. Мы видели маленькую икону из трех дощечек, то есть с дверцами, фигуры ангелов на ней величиною с мух, работа – изумительная. Жаль, что люди с такими руками тленны!» отмечал Павел Алеппский, побывавший в столице в середине века.
В творчестве Симона Федоровича Ушакова (1626 -1686), мастера царской Оружейной палаты, крупнейшего русского художника, и других мастеров, намечается стремление к реализму. Вокруг него собралась большая группа художников Оружейной палаты. Один из них, Иосиф Владимиров, написал «Послание» к Ушакову (1664) – своего рода теоретический трактат с обоснованием реализма в живописи: близости к природе, необходимости того, чтобы искусство стремилось к красоте и свету, не подавляло, а радовало человека. «Премудрый художник что видит или слышит, то и начертывает в образах или лицах и согласно слуху или видению уподобляет».
Реалистические тенденции в сочетании с яркими, жизнерадостными мотивами и красками русские мастера приводили и при росписи церквей. Фрески церквей Троицы в Никитниках в Москве, Ильи Пророка в Ярославле (Гурий Никитин, Сила Савин «со дружиною») и многие другие поражают красочностью и богатством композиций, народным духом и обилием бытовых деталей.
В иконах Ушакова явственно проступает «плотский» характер изображаемых лиц – Иисуса Христа и других, хотя и сохраняются традиционные композиция, плоскостная трактовка фигур.
Новое направление, несмотря на протесты, противодействие церковников: патриархов с одной стороны, и раскольников – с другой, продолжалось развиваться и в дальнейшем.

Театр

Театр возник при дворе, и он должен был противостоять скоромошьему лицедейству, народному театру Петрушки: вместо народных сцен – пьесы на библейские, историко-героические темы; вместо народного языка, подчас резкого, грубоватого и фривольного, - напыщенный, тяжеловесный язык с ложной патетикой.
Царь Алексей Михайлович по инициативе боярина А. С. Матвеева поручил в 1672 г. организацию театра Иоанну Готфриду Грегори, пастору лютеранской церкви из Кокуя. Он набрал труппу из 60 иноземцев, потом появились актеры из русских и вскоре начали играть на немецком и русском языках пьесы на библейские темы. В ходе постановки пьес разыгрывались шутовские вставки – интермедии с «дурацкой персоной» и импровизированным диалогом, что вводило в спектакль живую русскую речь, народную драматическую традицию. После кончины царя (1676) театр закрыли, и он более не возобновлял свои постановки.

Используемый источник:

«История России с древнейших времен до конца XVII века», глава 22.
Москва АСТ 1997 г. Под общей редакцией член - корр. РАН А. Н. Сахарова.


Рецензии