Первый и второй

                Первый и  второй.

                - Дорогу делает не  первый,
                А тот, кто вслед  пуститься  смог –
               
                Сергей  Орлов.

   Случается, что дорогу делают, торят, но бывает, что и разрушают, сбивая с толку последователей, исследователей и даже следователей.
«Давателей» тоже сшибают «с панталыку» иные политические деятели.
Владимиру Ильичу для производства революции в России предоставили  денежки германцы.

   Теперь это общеизвестно. Однако сразу же, не дожидаясь указаний Германской империи, которая всё же рухнула через год, стал Ильич строить новое  государство.
Несмотря на все ошибки, политик он был крупный, в отличие от Керенского и  Николая 2-го.

   Сталин продолжил дело, воздвигнув Державу, хоть и на  крестьянских костях, да всё же независимую.
Рушиться же государство стало ещё при последнем Романове, в конце концов отрёкшемся от престола и отдавшем власть бессовестным и чванливым олигархам-временщикам, которые и уронили её под ноги большевикам. И кто же виноват?

   Хвалят и почти одновременно  ругают Петра  1-го. Кто-то «окрестил» его антихристом, но сам  факт введения новизны во многих сферах всё же не отринуть.
Армия и  флот, способные противостоять натиску Запада, были им созданы, но резкое нарушение устоев и традиций, сооружение Петербурга на болоте, усиление эксплуатации крестьян и рабочих вызвали неоправданные жертвы среди народа.
Хотя в то же время появились газеты, возникла Академия наук и так далее…

   Но разве Алексей Михайлович, отец Петра, «Тишайший» наш государь, был столь уж смирен и безобиден.
Мало того, что он вверг общество в раскол по духовной части, чреватый религиозной войной. В правление Алексея Михайловича усилилась центральная власть и оформилось крепостное право (Соборное уложение 1649); воссоединена с Русским государством Украина (1654), возвращены Смоленск, Северская земля; подавлены восстания в Москве, Новгороде, Пскове (1648, 1650, 1662) и восстание Степана Разина (1670-1671); произошел раскол русской церкви.
   Помимо Соляного бунта в Москве городские восстания в 1648 году произошли в Томске, Соли Вычегодской, Устюге Великом, в 1650 — в Пскове и Новгороде. Во исполнение пожеланий
Под  видом кодификации, то есть создания «Соборного уложения» в 1649 году, второй из династии  Романовых капитально, то есть основательно  закрепостил крестьян.
Именно при  Алексее Михайловиче стали вводиться  полки «рейтар», то есть воинов «иноземного строя».
Махровым  цветом расцвела «немецкая   слобода», прозванная  Кукуем, где и обучился юный Пётр западным соблазнам.

  Итак, Пётр расширил то, что «Тишайший»  начал. Почти 2 года  выжидал Алексей  Михайлович, пока украинцы  обливались  кровью в лютых схватках с поляками.
Не решался государь Всея  Руси вступить в борьбу с давним недругом России.
«Военные поселения», в  коих в 1830-х годах вспыхнули «холерные  бунты», запланировал и  начал создавать не  Николай 1-й, а  его старший  брат Александр 1.
    Теперь о двух «одиозных» личностях нашего  смутного  времени.
Помнится, у  Горбачёва было два любимых глагола: «Начать», / с ударением на первом слоге/ и «углубить» / с ударением на  втором/.
Гнусное дело разрушения  страны, совершённое под видом благих «реформ»,  начал Генеральный  Секретарь  ЦК КПСС, а углубил бывший обкомовец  Борис  Ельцин.
Второй «углубил»  так, что едва не закопал всех.
Впрочем, в  ту  яму,  что он вырыл,  продолжают падать люди, живые и  мёртвые.

                Сергей  Жуков.  16/3/2008.


Рецензии