Печальные перемены

               
     Печальные перемены               
          рассказ

     Обычный плацкартный вагон казахстанского пассажирского поезда дальнего следования. Мерный перестук колёс и легкое покачивание вагона. За окнами темно. Ночь.  Часть пассажиров спит, некоторые готовятся к высадке: неспешно собирают вещи, одеваются, сдают постельное белье   проводнику   вагона.               
     В двух отсеках, примыкающих к служебному купе проводников, сидят и лежат молодые люди. Все занимают нижние ярусы. В первом отсеке две молодые женщины и молодой человек болтают о том, о сём. Женщины сидят за столиком у окна и щелкают семечки, а молодой человек, сидя на боковой полке по-азиатски скрестив ноги, ведет с ними беседу.  В другом отсеке парень и девушка лет по двадцать смотрят по планшету фильм. На «боковушке» девушка студенческого возраста лежит на застеленной постели и, уткнувшись в свой андроид, листает файлы с фотографиями. «Фоток» этих бесконечное количество.       
     Вскоре поезд замедляет свой бег и затем останавливается. Это был полустанок. Сходящие с поезда со своим багажом идут к выходу. После их схода на землю в вагоне устанавливается относительная тишина. Через несколько минут в вагон входять новые пассажиры. Они, разговаривая громко, со своими чемоданами и сумками уходят в глубь вагона.
     Перед самым отходом поезда с полустанка в вагон вошла полнотелая миловидная женщина лет шестидесяти. На ней были лёгкая шуба и шерстяной платок. Судя по тому, как она тяжело дышала, она бежала к своему вагону. В руках она держала большую дорожную сумку и маленькую дамскую сумочку. Она остановилась в проходе между первым и вторым отсеками, поставила дорожную сумку на пол и посмотрела по сторонам. Она глазами нашла таблички с цифрами, которые обозначали места пассажиров, затем посмотрела на одну из верхних полок второго отсека, где молодая парочка смотрела фильм. Парочка настолько была поглощена сюжетом фильма, что на одинокую пожилую женщину не обратила ни малейшего внимания.  Женщина убрала сумку с прохода и прошлась по вагону. Все нижние полки были заняты. Она вернулась ко второму отсеку. Парочка продолжала смотреть фильм. Женщина грустно вздохнула и, осторожно откинув край постели на одной из полок, села и снова посмотрела на своё место на верхней полке. Глаза ее были печальны, а сама она выглядела неимоверно усталой.
     Поезд тронулся в путь. Посидев некоторое время без движения, женщина расстегнула шубу, откинула на затылок платок и поправила волосы с проседью. Посмотрела на любителей ночных сеансов. Они, прижавшись друг к другу как два голубка, с необычайным интересом следили за фабулой фильма. Видимо, они смотрели такой интересный фильм, что могли не заметить ни восхода солнца среди ночи, ни начало всемирного потопа. Женщина отвела от них взгляд и уставилась на одну точку перед собой. В глазах её была безмерная печаль. Она погрузилась в свои невеселые мысли. И тут неожиданно зазвенел звонок мобильного телефона. Звонили ей. Женщина встрепенулась и, открыв свою маленькую сумочку, вынула оттуда смартфон и приложила трубку к уху.               
-   Гульнаржан, как ты? Как прошла операция? – тихим и задыхающимся от страха голосом спросила она и вся превратилась в слух.                -   Мама, операция прошла вроде нормально, - слышала она ломкий от боли голос своей дочери. – И хирург и врач меня успокаивают, что всё будет хорошо. Мама, ты не бойся, у меня голос такой из-за наркоза: я ещё не совсем отошла от него и ещё не проснулась окончательно.                -   Поняла, доченька. Я рада, что у тебя хорошо, - со всхлипом проговорила мать. -   А как внук? Как у него прошла операция?                -   У него тоже хорошо, мама. Он сейчас спит. Мы в одной палате. Ты зря не переживай, мама. Мы как-нибудь выкарабкаемся… Всё будет хорошо, - ответила дочь.                -   Приехал кто-нибудь из родных Равиля? –   снова спросила женщина печальным голосом.
-  Да, мама, приехали. Мне недавно позвонила его сестра Айнур. Она сказала, что приехали с матерью. В ГАИ они узнали, что Равиля увезли в морг и сразу поехали туда. Там они узнали, что его не довезли до больницы, он умер по дороге, не приходя в сознание, -  дочь заплакала. Она плакала долго.
     Мать тоже заплакала. Тихо, жалостливо, промокая глаза носовым платком. Сиди сейчас  рядом с ней человек с не черствой душой, способный к сопереживанию, он бы, наверное, тоже заплакал или хотя бы простым прикосновением постарался успокоить эту несчастную женщину. Но рядом с ней таких людей не оказалось. Молодые пассажиры наверняка слышали и  поняли то, о чём шел разговор по телефону, но они даже ухом не повели. «Троица» любителей семечек и поговорить продолжали щелкать и болтать, парочка рядом с ней не могли оторваться от дисплея планшета, на «боковушке» молодая продолжала отсматривать фотки на андроиде. Никому из них не было дела до горя женщины, которая годилась им в матери. Они не понимали чужого горя.
-  Мама, у тебя нижнее место? -  вдруг  поинтересовалась  дочь,  продолжая  всхлипывать.                -  Доченька, ты обо мне не беспокойся.  Всё  нормально…  Тебе, наверно, нельзя так много разговаривать… Ты, пожалуйста, поспи, приди в себя как следует, - попросила она дочь. – Я тебе утром позвоню, хорошо? Поспи, родная…                -                -   Хорошо, мама. И ты поспи. Спокойной ночи тебе, мама, -  сказала дочь. Вдруг она спохватилась и спросила, -  Мама, у тебя нижнее место? Ты ведь мне не ответила!   
     Мать невольно посмотрела на свое место наверху.
-    Да, доченька, на нижней полке. Спи спокойно, не переживай за меня.
-   Как хорошо! Мама, а как тебе удалось это? Ведь обычно на этот поезд и за две недели не достать место внизу, даже на «боковушках»! – удивилась дочь сонным голосом.
-   Дочь, мне просто повезло. Оставалось всего одно место и оно досталось мне, -  солгала мать ради того только,  чтобы дочь после всего пережитого могла заснуть спокойным сном.
    Юноша и девушка, смотревшие фильм, проявили недюжинную волю и выдержку, чтобы сделать вид, что в упор не слышат  такую «бессовестную ложь» пожилой женщины.
-   Мама, у тебя место, наверное, на «боковушке»? –  сделав большую паузу, теперь уже  голосом измученного от болей человека, спросила дочь. – Как бы не продуло тебя…
-    Нет, нет, в середине, в самом отсеке, -  заверила она дочь. -  Доченька, милая, спи уже…
-    Да, я уже засыпаю, мама. Спокойной ночи тебе!
-  И тебе с сыном спокойной ночи, дорогая моя, -  усталым, но окрашенным легкой радостью голосом сказала мать. Телефоны отключились.
     Женщина некоторое время с печалью в глазах смотрела на дисплей своего смартфона,  как будто там она видела свои израненную обескровленную дочь, внука с многими переломами, чудом оставшихся в живых во время страшной автомобильной аварии, и рыдающих над телом мертвого зятя его матери и сестры. На глаза её навернулись слёзы, но теперь она не стала их вытирать.

     В этот момент по вагону проходил парень лет семнадцати. Он мелком посмотрел на женщину, уронившую голову на грудь, и прошел мимо. Спустя какое-то время она медленно подняла голову, вытерла глаза краем платка, спрятала мобильник в сумочку, затеми также медленно встала на ноги, убрала со своей полки лишние матрацы и подушки, затем расправила оставленный для себя помятый матрац и положила на него свежее постельное белье и свою маленькую сумочку. Затем, постояв несколько секунд, она снова села на край чужой постели и, глядя прямо перед собой, опять погрузилась в свои печальные мысли.
    Через некоторое время тот парень возвращался в свой вагон. Проходя мимо неё, он снова посмотрел на неё. Но она этого не видела. Возле двери в тамбур парень остановился, подумал о чём-то и вдруг повернул назад.
-   Аже*, у вас билет без места, что ли? -  подойдя к ней, спросил он.
    Женщина встрепенулась, подняла на парня непонимающие глаза.
-  Аже, извините, я спрашиваю о том, что вам продали билет без места? – пояснил парень своё внимание к ней.
-   А-а…  нет, нет, у меня есть место, сынок, - ответила она и кивнула головой на верхнюю полку, -  Только оно у меня там, на верхней полке. Вот сижу, собираюсь духом перед тем, как взбираться туда…
-   Вы бы попросили  этих  молодых  людей  уступить  вам  место  на  нижней  полке, -  кивнув на парочку, сказал парень.
-    Нет, они не уступят, -  сказала она очень тихо и с горечью в голосе. -  Я же по ним вижу.
     Парень поочередно посмотрел на всех, находившихся в двух отсеках, потом обратил взор на парочку, так как эти были помоложе  всех.
-   Друзья,  вы  не  могли бы  уступить одно  нижнее  место  для  аже? -  с просьбой обратился он к ним.
     Парочка сделала вид,  что не слышат. Они просто не хотели уступить своё место и поэтому не желали по этому поводу вступать в полемику. Парень растерянно посмотрел на девушку на «боковушке», которая минуту назад очень усердно листала файлы с фотографиями. Теперь она, натянув на голову простыню, превратилась в спящую. А та тройка продолжала бесконечную беседу ни о чём, не обращая никакого внимания на слова стоящего в проходе парня. Может быть, они слышали его, но не хотели услышать его просьбу.
-   Сынок, спасибо тебе за твою заботу обо мне. Ты не беспокойся. Попозже, когда все улягутся, я как-нибудь взберусь на своё место, - проговорила женщина усталым голосом. Она нежно коснулась рукой  руку парня. -  Иди, сынок, отдыхай. Дай тебе Аллах долгих лет жизни…
-  Ладно, - сказал парень и взял в руку дорожную сумку женщины. -  Пойдемте со мной, аже. Займете моё место. Оно на нижней боковой полке. Но это ведь лучше, чем на верхней. – Он, засмеявшись, добавил. -  Правда, до него нам придется пройти целых три вагона.
-    Сынок, может, не надо, - нерешительно попыталась возразить женщина против столь дальнего путешествия, но парень уже направился к выходу из тамбура. Ей ничего не оставалось, как взять с верхней полки свою сумочку, чистое постельное белье и последовать за ним.

     В этом вагоне все пассажиры спали. В том отсеке вагона, где находилось место парня, все пассажиры были примерно одного возраста с женщиной. Они тоже спали.
-   Вот видите, тут все люди вашего возраста, - произнес парень шепотом, когда собрал с полки свое постельное белье и вознамерился уходить. -  Здесь вам будет веселее. Ведь за беседами время проходит быстрее. – Он приятно улыбнулся.
     Женщина тоже улыбнулась. За всё время пребывания в поезде она улыбнулась впервые, и у неё даже разгладились едва тронувшие её миловидное интеллигентное лицо морщины.
-   Да, вы правы, -  сказала она, глядя на парня нежным материнским взглядом.
-   А мне будет ближе ходить к своему приятелю, -  тихо засмеялся парень.
-  Будь счастлив, сынок. И дай Аллах здоровья и долгих лет жизни твоим родителям. Видно, что они тебе дали хорошее воспитание.
-  Спасибо, аже! И вам я желаю здоровья и долгих лет благополучной жизни, - сказал он и, собравшийся было уже уходить, неожиданно спросил: - Аже, а кто вы по профессии? - И тут же пояснил свой вопрос,  – Знаете, я это спросил, потому что обычно люди вашего возраста не стесняются попросить молодых людей уступить им место на нижней полке.
    Женщина печально вздохнула и на миг задумалась.
-   Я педагог, сынок. Учительница средней школы. И мне стыдно просить у молодых уступить мне место.
    Парень выразительно посмотрел на неё, но ничего не сказал.
-   Я поняла, о чём ты сейчас подумал, сынок, -  сказала учительница, подняв глаза на парня. -  В том, что сейчас происходит с детьми и молодыми людьми, вина не только их родителей, но и наша вина. Вина учителей, педагогов. Мы давно уже перестали в школах, среди школьников проводить нравственное воспитание, вести, как бывало раньше, нравоучительные беседы…, - она снова грустно вздохнула. И вдруг посмотрела на парня и снова улыбнулась. -  И как приятно видеть, что бывает исключение из правил… Видно, у тебя хорошо воспитанные родители.
     Парень улыбнулся и кивнул головой на седовласого мужчину, спящего на нижней полке в отсеке.
-   Он меня так воспитал. Мой дедушка. Он говорил мне: «У лежачей травы стебель никогда не бывает крепким, и поэтому он не может нести ответвления, листья, почки и цветки». И дедушка  никогда не позволял мне в автобусе сидеть, если какому-нибудь взрослому негде было сесть. И в поездах велел мне уступить свое место на нижней полке пожилому человеку, говоря: «Залезай, внук вверх и привыкай быть выше других. Сверху лучше видней». А моим родителям некогда меня воспитывать, они работают с утра до позднего вечера.
-    А он, твой дедушка, кто по профессии? - с улыбкой спросила учительница.
-    Знаете, он не любит, когда за него отвечает другой человек. Поэтому, пожалуйста, спросите у него утром сами, когда будете вместе пить чай, - улыбнулся парень и, пожелав учительнице спокойной ночи, удалился. Она с благодарностью смотрела ему вослед. Затем посмотрела на мирно спящего деда с добрым лицом и снова улыбнулась. Морщины печали на её лице снова разгладились, и она казалась моложе своих лет.

__________________
* Бабушка

Карл Иса Бек

Февраль. 2022 год
Поезд дальнего следования
 
 


   


Рецензии
Здорово получилось👍Прочитав нахлынули воспоминания,как мы от педучилища ездели в казахстан со строй отрядом.Так там было круто.До сих пор дух от красоты захватывает.И от добродушных людей.
И вспомнила ,как совсем недавно взбиралась на Эверест второй полки.
Вот было зрелеще.Сердобольный дядечка даже предложил помощь меня туда закинуть ,но смогла сама.Очень неудобные полочки второго этажа...Так что понимаю вашу героиню.А молодёжь мы сами разбаловали,или не научили как поступать в такой ситуации.Но иногда,бывают и такие ситуации,что молодые и сами не могут "запрыгнуть" на вторую полку,мы же не знаем что и как.С первого взгляда не увидешь.Поэтому осуждать с бухты,барахты нельзя.
Вам всего самого доброго,и красивых звёздочек в окошке🌜
Галинка👱‍♀️

Галина Станиславская   30.11.2022 21:32     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Галина, за душевный и трогательный отзыв. Верно заметили: сами разбаловали. Я часто вижу (и в Казахстане, и в России, в частности, в Томске или Новосибирске)как 7-9 летние внучата первыми рассаживаются в автобусах на свободное место, не переживая, что бабушке придется всю дорогу стоят на усталых ногах; а бабушка и не думает упрекнуть внука или внучку (хотя бы для порядка), что нехорошо ему (ей) сидеть, когда рядом бабушка стоит. А в дальнейшем этот "ребенок", боюсь, даже мысленно не пожалеет чужую бабушку. Верную мысль высказал когда-то педагог Сухомлинский: "Чтобы дать ребенку хорошее воспитание, сам воспитатель должен быть хорошо воспитанным". Видимо, в этом вся загвоздка...
Галина, желаю вам гениальных идей для потрясающих произведений :)
С уважением

Карл Иса Бек   01.12.2022 21:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.