Евангелие и Христос
Историческому повествованию Священного Писания характерны подробности и буквальность, которые суть простота изложения во имя главной идеи, ярко говорящей самой за себя - свидетельство о Божественном; а также, это дух благоговейного отношения к данным священным событиям и желание их передать в чистоте.
Кто-то возразит: а если это имитация? Однако, довольно высокого уровня духовности такая “имитация” описания и описываемого.
Все книги Священного Писания призывают чтить Бога, благодарить Его за жизнь и соблюдать мирные заповеди Его, и соответственно, Библия повествует о праведных и святых людях.
Говоря о своих героях, Писание всегда прежде обращает внимание на их богоугодную жизнь и добродетели.
К тому же, многие из авторов Священного Писания отдали жизнь за своё слово и свидетельство.
И не одни авторы Писаний являются свидетелями. Свидетелями библейских божественных событий является много других людей, народное и церковное предание, реликвии, святыни и артефакты.
Кульминации Божественный свет достигает в Евангелиях, где передаётся житие и образ Иисуса Христа.
Невероятным и удивительным, и неоднозначной оценкой, в Евангелиях будут сверхъестественные дела и чудеса, произведённые Иисусом Христом. Кто-то легко принимает это, в независимости от уровня образования - для атеиста и скептика такое невозможно.
Однако, если бы образ Иисуса Христа был бы лишь художественным вымыслом, то создание такого идеально нравственного, мудрого и духовного образа, также, было бы чудом.
Почему? Во-первых, существует немало тех, кто так и считает Иисуса вымышленным героем. Это в основном те, кого этот вопрос не очень то волнует, или те, которые ненавистники образа Христа, воплощающего в Себе идеалы нравственности - справедливые, милосердные и морально здоровые общечеловеческие законы. "Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны" (Ин. 3: 20, 21).
И в таком случае, можно указать на мировой и исторический резонанс, связанный с именем Иисуса Христа: летоисчисление в мире ведётся от рождества Христова и почти треть населения планеты - христиане. Возможно ли такое в случае с литературными персонажами? Чем не чудо?!
Но в том то и дело, что Иисус Назорей (из Назарета) реальная историческая личность. Здесь именно тот случай, где жизнь удивительнее вымысла.
И это обстоятельство делает Иисуса невероятно удивительным героем в сравнении, если бы Он был лишь вымышленным. Чудеса, к примеру, не являли бы такого эффекта.
Но сам духовный образ Христа, как он раскрывается в Его жизни и в свете ветхозаветных Пророков, здесь, как говорится, "комар носа не подточит". И если ложь и проколы можно обнаружить в деталях, то Священное Писание в этом плане совершенно и этим более утверждается.
Вполне наглядна мудрость Иисуса в Его ответах искавшим Его в чём-либо обвинить. Обычно их вопросы не позволяли дать прямой ответ, ибо в том или другом случае подкидывалось противоречие между политикой и религией, между осуждением в законе и милосердием как таковым, между властью завоевателей и своим народом и т.п.
Да и другие ответы и сами притчи Иисуса были удивительно мудры, что не редко признавали сами Его противники, а в других случаях просто замолкали.
И вполне справедливо Иисус обратил внимание Своих учеников, что "многие пророки хотели бы слышать, что они слышали, и видеть, что они видели" (Мф. 13: 17).
Действительно, услышать полноту истины и увидеть высоту духовности во Иисусе Христе мог только настоящий Божий Пророк. Как, например, и свидетельствовал о Нём Иоанн Креститель. И свидетельство Его просто ошеломительно: помимо откровения о Нём и духовного определения, Иоанн говорит, что "недостоин развязать ремень обуви Его"...
Но и простой народ изумлялся многочисленными сверхъестественными исцелениями, иными чудесами, Его мудростью, праведностью и милосердием.
По нравственным критериям (помимо возвышенных Его проповедей) дело случая, Его родители услышали от Него, двенадцатилетнего подростка, свидетельство о Его принадлежности Богу. То есть с раннего возраста воля Иисуса осознанно была предана Божьей воле. И поскольку Он уже тогда знал Свщ. Писание, Он знал и пророчества о Своей предстоящей мученической смерти ради веры народа во спасение через Его слово и служение. И с этим жил. И искренне признавался, что "томится, пока это всё не свершится". Вот такой вот духовный подвиг - в самой жизни и в смерти.
Одним словом, образ Иисуса изобилует настолько именно реалистичными качествами, что не позволяет сомневаться в Его чудесах и высоких божественных обетованиях о Себе и человечестве. О чём свидетельствовал Иисус, Он об этом, также, продолжал свидетельствовать пред самой Своёй смертью.
Он говорил: "Обличите меня если Я говорю неправду; если же говорю правду, почему не верите Мне"? И "если бы не делал таких дел, которых до Меня никто не делал, то вы имели бы оправдание; а теперь видели и не верите, и не имеете оправдания".
Один из небольших примеров Священного Писания, действующей силы на сердца людей, это герои и ситуации, в которых мы видим себя. Библия нас уже сама давно прочитала.
Насчёт неверия, приведу классический пример Фомы.
Фома не верил в воскресение Иисуса, “пока сам не увидит ран от гвоздей на руках Иисуса и не вложит Ему перст в раны от гвоздей и в рёбра” (Ин.20:25).
И когда Иисус явился и показал ему раны, Фома в благоговении произнёс: “Господь мой и Бог мой”.
Здесь снова можно сказать, что не трудно придумать такой правдоподобный сценарий и эпизод.
Однако, все эпизоды Евангелия связаны с характером и образом Христа, который остаётся цельным, и наш внутренний верификатор сердце регистрирует это всегда.
И это, также, только один из многих критериев истинности, определяемых сердцем и интуицией духа.
30. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им.
31. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них.
32. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?
Итак, следующим достоинством Библии и Евангелия является их историчность и жизненность.
Библия отдаёт полное внимание проблемам жизни людей - не только своего народа, но всех, а также, каждого человека. В данном контексте, это жизненная, мудрая и уважаемая книга. Одно только: “перековать мечи на орала”, чего стоит?!
То есть, библейская мудрость не только не уступает мудрости века сего, но превосходит эту мудрость, опираясь на историю и на более широкое понимания всего. “Всё, что высоко у людей, то мерзость перед Богом” (Лук16:15).
Эта традиция, быть в средоточии жизни и являть свет миру, продолжается в Евангелиях и далее.
Но говоря о Евангелие, главным, и вместе с тем, самым волнующим и невообразимым литературным воплощением, является, известная каждому человеку в мире, историческая личность Иисуса Христа.
От Христа во всём мире ведётся летоисчисление и со Христом в мир вошла новая эпоха.
Имя Христа распространено по всей земле и свято чтится во всех народах. Очевидно, что Христос больше, чем легенда.
Но давайте оставим весь исторический и географический спектр свидетельств, начиная от пророчеств о Нём и заканчивая сверхъестественными делами уже через Его учеников (во имя Его), и сосредоточимся на Нём, как на образе литературного героя.
По каким критериям человеческая этика и литература нам рисует совершенный образ личности человека?
Наверное, можно начать с обобщённого: внесённый вклад в человеческую цивилизацию. И здесь можно сразу сказать, что вклад Христа принято считать идеалом нравственного подвига: отдать жизнь за ближнего и человечество, самоотдача, трудоспособность... любовь, сострадание и милосердие на всём поле жизни - в сердце, общении и делах... также, можно сказать о непревзойдённой мудрости... и т.д.
Однако, это величие - лишь вершина айсберга, глубина которого не осознаётся.
По Евангелию мы знаем, что Иисус в 12 летнем возрасте имел такую духовную мудрость, которой были удивлены старейшины, собирающиеся в иерусалимском храме.
Иисус знал о Своём призвании уже в отроческом возрасте. "К святым, которые на земле, и к дивным Твоим - всё желание моё" (Пс 15).
Конечно, Он уже понимал, что судьба пророка часто заканчивается насильственной смертью, и конечно же, в Нём уже тогда был вдохновенный подвижнический порыв.
И далее, в зрелом возрасте, проповедуя и благовествуя мир, Иисус предсказывает своё страдание и смерть: "Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому"...
“Взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается” (Лук. 22:19,20).
Вот так поэтично и афористично Иисус предсказывал своё страдание и смерть...
И даже, на пути к Голгофе, израненный и измученный, когда о Нём плакали женщины, Он также красноречиво высказался: "Дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы не родившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет".
Вот такая вершина айсберга!
“Если кто хочет идти за Мною, отверзнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною” (Мф16:24).
“Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия” (Лук9:62).
Мф.5:14. Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.15. И, зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.16. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
По сюжету мы видим приход в мир духовного гения, превосходившего в мудрости фарисеев и книжников, а в святости - превосходящего всех святых и пророков.
И чтобы подчеркнуть этот факт (имеющий огромное значение в замысле Божьем для оправдания человечества) Его рождение происходит от Девы Марии, смиренной и чистой пред Богом, по наитию Святого Духа.
Лук. 1:35 - “Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим”.
Обратим внимание к кому Бог посылал Ангелов? Какие это были люди?
5 Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета.
6 Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. (От Луки 1).
Как говорится об Иоанне Крестителе:
15 ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей;
16 и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их;
17 и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.
А как скромно (кротко) Мария ответила Ангелу: “се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему”.
И далее в разговоре с Елизаветой о чём пророчески (Святым Духом) говорит и как понимает происходящее Мария:
46 И сказала Мария: величит душа Моя Господа,
47 и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,
48 что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды;
49 что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;
50 и милость Его в роды родов к боящимся Его;
51 явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их;
52 низложил сильных с престолов, и вознес смиренных;
53 алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем;
Господь являлся и посылал Ангелов Своих к простым и святым людям.
25 Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем.
36 Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет,
37 вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь.
Предсказуем здесь жестокий средневековый финал расправы над Праведником, над Иисусом: как это часто случается в жизни - из гордыни и зависти - расправы над гением.
Мы видим желание Гения благословить человечество и передать необходимые знания. Он это делает по вдохновению Святого Духа, в совершенстве адекватно и гармонично, согласно ситуации и аудитории - где-то согласно пророчеству о Нём. И где-то приходилось говорить открытым текстом о своей миссии, конечно же, подкрепляя слова делами.
«Я – свет Миру. Кто последует за Мною, не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни».
“Был свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир”.
«Свет, который просвещает» – ведь это может быть не просто метафора, и не просто «свет нравственных законов…» - ПРОСВЕЩАЕТ ВСЯКОГО человека, ПРИХОДЯЩЕГО В МИР – то есть, открывает нечто важное для жизни… "Свет ИСТИННЫЙ" – какое кроткое, но конкретное указание на достоверность, точность…»
И если Христос призывал расстаться с греховным в человеке и устремиться к вере и любви, это не остаётся лишь нравственными принципами. Но через это обретается “Свет” и “Свобода”, и более того “спасение души” - то есть то, что "уходит в глубь айсберга", это серьёзнее, чем просто нравственность.
Впрочем, тому многочисленное свидетельство - рождение и созидание Церкви Христовой силою и в преображении Святого Духа - что было дано верующим в Него по обетованию.
Много чудес производилось учениками Христа.
Всё это связано с историческим моментом, и если бы не так, то не дошло бы в таком резонансе до сегодняшних дней.
Есть и другие причины, способствующие отвержению и распятию Праведника Иисуса. Это не созвучие Его некоторых высказываний и невозможность “вместить” эти богооткровенные истины религиозному сознанию того времени.
“Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?
Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом” (10:32,33).
Иисус говорил о Себе, что Он - Сын Божий, и это возможно принять только сердцем. Но как, действительно, понять - что значит Сын Божий?
Однако в контексте Божьего Замысла и Ветхого Завета, такое понимание имеется. Один из моментов:
Творец ведёт своё творение к совершенству Своего Царства, и однажды Он решил явить Свой лик в человеке и показать образ совершенного человека по образу и подобию Своему, как Путь, Истину и Жизнь (Ин.14:6).
О создании человека по образу и подобию Божьему говорится в Книге Бытие.
И вот, однажды Бог открывает человечеству идеал, который показывает – «как жил, и какое дело совершал бы сам Бог, если бы был человеком».
Никодим, фарисей, член синедриона, не смущался непонятных изречений Иисуса, ибо верил, что сотворить такие чудеса без Бога невозможно. И конечно же, главный критерий - сердце, во внимании которого вся личность Иисуса и подсказка Святого Духа .
Никодим был открыт слову Христа. И Христос нечто открыл ему о “рождении свыше” - рождении от Духа Святого.
Евангельские события настолько переплетены: история, народный быт, политика, религиозная тематика... Здесь, как в жизни, много параллелей, пересекающихся во времени, и есть противоречия, есть пророки и герои, в то же время, со своими слабостями и греховностью, есть необъяснимые явления (например, явления воскресшего Христа в разных образах) из чего правдиво и безупречно соткан литературный сюжет.
Однако такой уникальный и преизбыточный реализм навряд ли доступен литературному вымыслу, он во всём свидетельствует о имеющей быть реальности.
Как и все Пророки, Иисус находился в средоточии жизни народа и проповеди Божьего слова. Как никто другой, Он отдавал Своё внимание бедным, несчастным и страдающим людям. И ко всему миру Он имел сострадание, ибо знал о многом с высоты Божественного ведения.
Страдая на кресте, Он молил Отца Небесного простить это злодеяние миру, говоря, что они “не ведают что творят” - невероятный эпизод, но насколько жизненный и реалистичный! Снисходительно и с состраданием относился Он к людям, как к неразумным детям.
Безграничное великодушие Иисуса Христа не может пройти мимо благородного сознания, и мимо русской души, на что обратил внимание Ф.М. Достоевский.
Евангельский образ Христа и само Евангелие настолько высоко, что не может совмещать в себе высоту божественного нрава и какую-либо выдумку.
Великий замысел Спасения: Сын Человеческий, как великий святой, праведник и мученик - то есть, тот, кому по праву принадлежит суд Божий, Он молит Бога о прощении.
“Я знаю куда иду”... “Я от вышних, вы от нижних” - разве мог Иисус это сказать лишь умозрительно, на основании высших способностей? Конечно, нет. У Него было ясное откровение об этом, и конечно же, не один раз. Если не сказать, что было нечто большее, например - явное общение в восхищении духа с Отцом и Ангелами на небесах.
Как свидетельствовал Иоанн Креститель: “не может человек брать на себя больше, чем даёт ему Бог”, то есть, человек - знающий Бога и живущий праведно.
Вместе с другим, сюжет Евангелия дарит нам сказку: образ уничижения и трагедия преображаются в новую жизнь: «Немощное восстает в силе и отвергнутое во славе», и добро побеждает зло.
Сказка - это разум человеческого сердца, и уже в этом она имеет право на существование - однако, в своём жанре. Но в Евангелиях, на основе пророческого слова и многочисленных свидетельств, Бог воплощает сказку в жизнь.
И Евангелие, собственно, не гонится за литературным шедевром. Оно остаётся самобытно. Шедевр здесь возникает стихийно - это уже сам дух повествования.
Но главное достоинство Евангелия - конечно же, образ Христа. И этот Образ не под силу никакому литературному гению.
Опустим, к примеру, пророчество, чудеса и свидетельства, и обратим внимание на Его слово...
1 Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.
2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
13 Вы -- соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.
14 Вы -- свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: ""рака"", подлежит синедриону; а кто скажет: ""безумный"", подлежит геенне огненной.
23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,
24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;
26 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.
27 Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.
28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
29 Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
30 И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
31 Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.
32 А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.
33 Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.
34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;
35 ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;
36 ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
37 Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.
38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
Нагорная проповедь именно тот случай, когда “из песни слова не выкинешь”.
2 Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.
3 У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,
4 чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
5 И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
1 Не судите, да не судимы будете,
2 ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
3 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
4 Или как скажешь брату твоему: ""дай, я выну сучок из глаза твоего"", а вот, в твоем глазе бревно?
5 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
6 Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.
7 Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;
8 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
11 Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.
12 Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.
13 Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;
14 потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.
15 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.
16 По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?
17 Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.
18 Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.
19 Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.
20 Итак по плодам их узнаете их.
25 В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам;
26 ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение.
27 Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;
29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;
30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.
46 Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним.
47 И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою.
48 Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои?
49 И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои;
50 ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь. В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?
2 Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них
3 и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;
4 итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;
7 Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам.
8 Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их.
9 Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.
10 Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.
11 Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.
12 А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.
13 А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.
14 Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.
15 Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.
16 Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.
17 Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее.
Возьмём случай, когда к Иисусу привели совершившую прелюбодеяние.
По закону Моисея, за этот грех побивали камнями. Но как рассудил Иисус, и что Он ответил: «Кто из вас без греха, пусть первый бросит в неё камень». Так просто и гениально! И вся толпа по одному ушли.
«Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин. 14:27).
Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин 16:33).
И насколько порядков Его реально духовный свет оказался выше самых образованных фарисеев и книжников, и самого закона Моисея!
Как актуально и злободневно в Евангелие выстраивается панорама добра и зла через эпоху, быт, обычаи, нравы и восходит к духовной брани с религиозной омертвелостью.
34 И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, --
35 и Тебе Самой оружие пройдет душу, -- да откроются помышления многих сердец.
Впрочем, и Пророки, являя свет, обличали религиозные саны и сильных мира сего. Но свет Христа совершенен.
В невыразимом свете Он вошёл в мир с проповедью, оттеснив будничное и суету, правдой пробуждая сердца и наполняя верою и благодатью.
Да и сама игра жанров исторического реализма со сказкой здесь требует мастерства гениального художника, чтобы произвести вкрапление столь гармонично. И здесь далеко не фэнтези и не супергерой.
8 В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.
9 Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.
10 И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:
11 ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь;
12 и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.
13 И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:
14 слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!
Когда читаешь Евангелие с верою в Бога Творца, тогда чудеса и сверхъестественное - как само собою разумеющееся.
Но и если сердце твоё ищет хотя бы правды, ищет мира, знает цену милосердию, то в Евангелие ты попадаешь в свою стихию. И приходит доверие к свидетельству о божественных чудесах. Святой Дух, касаясь сердца, знакомит с блаженным миром Святых. И ум просветляется - не прельщается. а именно, просвещается..
А пастухам, в приведённом эпизоде, Ангелы зажгли светильники на всю мощь, явив им силу и славу Божью.
Жизнь и слово Христа, все положительные герои Евангелия и общение Ангелов - у своего читателя вызывают пробуждение, восторг и чувство святости. А святому - всегда глубокий поклон.
Свидетельство о публикации №222103001247
С уважением
Николай Иванович Кирсанов 01.11.2022 19:40 Заявить о нарушении
С уважением, Михаил.
Михаил Пушкарский 01.11.2022 22:15 Заявить о нарушении