И ещё раз из переписки с германским другом

После прочтения его эссе  «Философия Русского Языка»

Я: "Где же он этот Русский Язык -в ваших изысканиях? Всё что вы пишите-галимое барахтанье в "сушняке" канцелярита. Возникает к тому же ощущение, что вы и не слишком осведомлены -что такое русская литература. Иначе имена её классиков от творца "Слова о полку Игореве", "Моления Даниила Заточника", "Повести о Петре и Февронии" до Булгакова, Пильняка, Бунина, Замятина, Набокова возникали бы ваших текстах....Радует , конечно, что вы призываете чтить Великий и Могучий, но этого мало, очень мало...


ДРУГ:"Не призываю я чтить, лишь хочу полностью или правильно понимать обычные его слова и доносить это, и мыслю я приземлённо, не умею превозносить, разделять чувственные восторги.., пусть это и оскорбляет почитателей Литературы"

Я: "Борис, давайте продолжим путешествие по моей странице. Я там сверху много чего сложил стопочкой. Читайте. Комментируйте. Задавайте вопросы. Там и поговорим о русском, древнерусском и других языках...Немецкий, французский, английский, испанский, латынь, древнегреческий -на них написано не меньше шедевров , чем на русском. Да и переводчики работали. Но давайте хтя бы попробуем разобраться с тем, что есть под рукой. Приглашаю вас -читайте -рассказы, повести, романы...К примеру повесть ГОРОД В СКРИПИЧНОМ ФУТЛЯРЕ. Вы узнаете много родного. Это о Новосибирске. А САНТА КЛАУС В ДЕМБЕЛЬСКОМ ЧЕМОДАНЕ -О ДРЕЗДЕНЕ И ТОМСКЕ.

ДРУГ:"Юрий, спасибо за великодушное предложение. Буду рад захаживать к вам на "стопочку", но уточню про язык и литературу:
Литературу (как и всё именованное словом) я в моих изысканиях-барахтаньях понимаю, как Слово Языка.., как общее дело, в котором своими умами, умениями участвуют и простые люди, способные писать слова. Для меня школьник, который учится излагать письменно простые мысли, пишет первое сочинение - уже Литератор!
Да. Это Слово отличили своими произведениями, именами и умами Русские Писатели, но не для того, чтобы его усложнить и превознести над другими словами, а с ним себя.., не для того, чтобы судить о других с высот своих осведомлённостей о нём... Русская Литература - Ценность, но не та, что застит взгляд на отличия, связи простых слов и на своё такое же происхождение.
И рад я, что вы знаете стольких писателей, прочли уйму книг, с лёгкостью оперируете массой слов, имён... Однако, помнится, Фазиль Искандер в своей повести «Стоянка человека» сказал, что культура (иль образованность) человека «измеряется» не числом прочитанных книг, а числом понятых. - То же хотелось бы сказать о словах.
Вам же не мешает обращать внимание на «низы», иначе, увлёкшись высокими мирами, ляпнетесь в неожиданное."

Я :"Вы создали себе очень удобную как бы теорию. Ваше наущение меня -ничто иное, как возражения ученика даже не выучившего басню крылова "Осёл и Соловей". Несомненно, взирающий на первоклашку, роняющего соплю на тетрадку в линейку, портрет Бакенбардоносца должен уяснить: юное дарование имеет куда больше прав на гениальность, чем творец "Моцарта и Сальери".Вы хоть и блёкло(с языком проблемы!), но воспроизводите весьма распространённые умонастроения нарциссической уверенности в том что "Я всегда прав!" Вы -НОСИТЕЛЬ ИСТИНЫ. И поэтому присваиваете себе право невольно подозревать меня в том, что я НЕ ПОНЯЛ прочтённые мной книги, ссылаясь на уважаемого мной Фазиля Искандера.Для того, чтобы судить о том, понял я их или нет, надо знать содержание этих книг-как минимум. Перечисленные мною в письмах, которые я не ленюсь-обратите внимание!-вам писать,произведения и книги-это один процент того минимума , необходимого для того, чтобы судить о Литературе, Философии, Русском языке...Ну да это ваше дело. Я счёл, что чтение моих произведений написанных в традициях Русской литературы будет для вас , обитающего в теперь в иноязычной среде, полезным для того, чтобы не забывать его-высокочтимый язык. Но -вы ленитесь...Как раз Русский то язык -образный, метафоричный, как мне кажется, вас отпугивает. Вы прячетесь от него за картонной стеночкой своего псевдоглубокомыслия и лжевсепонимания...Вам не нужны первоисточники. Вы черпаете ИСТИНУ из самого себя...Не ново. Книга "Эпоха пустоты" Питера Уотсона могла бы помочь вам разобраться в ваших лжетеориях. Но вы , конечно, не будете читать...Вы -АНТИЧИТАТЕЛЬ, окуклившийся до состояния сетевого мессии. "Античитатель, как суперстрат мессия"- написано мной уже давненько...Давайте так! Читаем тексты мои(вашего земляка как-никак) или уважаемых мной классиков мировой литературы-и пишем конкретно по текстам. Это позволит вам хоть куда-то продвинуться...А так-тупик железнодорожный. Конкретно , по текстам. Мысли, выводы, теории-по текстам!Ага?"

ДРУГ:"вы относитесь к типажу лиц, которые да - активно, да - нелениво изучают многие творения, достижения известных людей.., чтобы своё "изученное" превозносить, делать из него божество, а себя при нём толкователем, единственно верно его понимающим, жрецом-хранителем-воителем. и обрушиваться карами на всякого, кто не так посмотрит на ваше эго-божество.
я не владею "наукой" уничтожать "неверных" вашими высокими и изощрёнными литературными оборотами, и учиться не собираюсь, - ленюсь. да и других интересных дел хватает".

Я: "Бла, бла, бла! О чём это? Что за минуэтные пируэты? А вообще-то ничо рэп! С распальцовками на растопырку!"


Рецензии