Путевые заметки по Чуйскому тракту. Часть3

Бом Кур-Кечу

   Триста тридцать километров остались позади.  Мы миновали село Купчегень (кадка чегеня, бурдюк с кумысом),  приближаемся к долине Катуни. Многие километры пути ее скрывали от нас горы, лишь реки и ручьи помельче, скатываясь по расщелинам гор, обозначали направление к ней. И вот предтеча встречи: до этого узенькая долина Большого Ильгуменя разбегается в стороны, открывая обзор. Машина, словно биллиардный шар, летящий в лузу, накатывается на дышащую остатками летнего солнца дорогу,  приближается к хозяйке Катынг. Здесь нет другой дороги, только одно направление, от которого не уклониться.

   Слегка дрожит нагретый воздух,  картинка природы, обильно залитая солнцем, парит, поднимаясь вверх. Большое ровное место, некогда украшенное россыпью курганов, балбалов и менгиров, сакральное по своему предназначению. В далеком прошлом здесь гортанно камлал алтайский кам, свершая обряд захоронения воинов, отличившихся в бою. И его народ стоял на коленях,  отдавая почести погибшим. Проткнутая стрелой рука мужчин и капли крови на желтой от недостатка воды траве, выжженной солнцем, последнее ржание жеребца – шаман просит духов защитить его народ.

   Приближается бом Кур-Кечу (Кор-Кечу), ближайший в этом месте на трассе. Здесь справа скала взметается вверх к солнцу, а слева от дороги почти отвесно падает в воды реки. Мостовая переправа, гибельная переправа - называется это место. На ум приходит дивная история преодоления водной преграды. Невидимые воины заполняют открытое место, здесь еще нет  прохода: только вверх в горы. А дальше? Там далеко за вершинами спуск, ведущий к крепости - Яломанскому городищу. Начальники решают, как преодолевать трудности: в горы или сооружать переправу. И вот первый дымок потянулся вдоль берега, второй и третий. Готовят пищу. Воин должен воевать на сытый желудок, он не может двигаться без еды. Людей становится больше, лошадям тесно, люди не находят места.

   Строить переправу! Мастера начинают бить отверстия в скале, чтобы закрепить веревки, удерживающие настил. Но длины веревок не хватает. Звучит следующая команда,  и воины берутся за мечи. Без жалости и сожаления режут волосы пленных женщин, под самую кожу! И вот умелицы плетут канаты, закрывая недостающий промежуток. Захваченные мужчины несут доски для настила. Большой наплыв народа, но четкая организация помогает справиться с делом. Вскоре первый всадник, взяв в повод коня, преодолевает реку по навесной переправе.

   Что за шум? Кричит молодая девушка. Ее возлюбленного, следовавшего за врагом и убившего одного из военачальников, казнили  на виду у пленных, бросив тело под ноги женщин. Кричащую и стенающую девушку, в назидание другим пленным,  садят  на кол на противоположном берегу. Чисто китайская казнь. Последний воин бросает факел. Горит переправа  жарко! Кони уже набрали бег и несут войско подальше от погони.

   Обнаженный камень бугрится и нависает над дорогой, закрывая поворот, видимость за стеной. Он черен и тяжел, надежно скрепляет берег, где бежит полотно. Вырублен проход в камне человеком. Под обрывом - воды Катуни, белесо бирюзового цвета. Не до конца набрала  цвет река. Впереди осень и зелено- голубой оттенок еще окрасит поверхность, порадует проезжающих туристов.

   В этом месте находилась командировка Кур-Кечу, обустроенная Главным управлением лагерей среди десятков подобных, разбросанных вдоль всего Чуйского тракта. Заключенные, искупая вину перед советской властью, укладывали полотно дороги, убирали камни. Всего от Кор-Кечу до Кош-Агача насчитывалось 22  бома. Сколько кубометров грунта переместили руки людей! Этот первый в длинном перечне.

   Монахиня Екатерина (Чичерина Елена Владимировна), урождённая дворянка,  работала в этом месте,  позже делилась воспоминаниями тех дней.

   GPS-координаты: 50.601293, 86.504071 – всего лишь цифры. Сколько труда скрывается за этой строгой красотой, вздыбленной в небеса на несколько десятков метров! Расплавленная солнцем долина и террасы Катуни на правом берегу – свидетели схода палеоозер Чуйского и Уймонского.

   И бесконечно красивые горы безлесные, но обворожительно красивые, уложенные в непостижимом порядке неизвестным мастером – природой.

22 августа 2022 года
День первый  13.30


Рецензии
Чудесный рассказ Валерий Фёдорович! Чуйский тракт- сколько он хранит в себе тайн и воспоминаний былых времен! Спасибо за рассказы! Такие и нужны людям в наше время, чтобы знали историю своего края и любили его всей душой! Успехов и здоровья крепкого! С теплом

Андрей Эйсмонт   31.10.2022 15:54     Заявить о нарушении