Чукотка - Полёт по маршруту - 2

     На полёты выехали ещё в сумерках. В кузове КРАЗа, в котором ехал лётный состав на полёты, было почти темно. К высотному домику проезжали по стоянке мимо ряда самолётов. Техники суетились у самолётов, по стоянке неспешно перемещалась, окутанная морозным туманом, автомобильная спецтехника. Самолёты готовились к полётам. Со вчерашнего дня снег не шёл и самолёты, очищенные ещё вчера, были почти готовы к полётам. Мороз на улице был небольшой, градусов двадцать. Надо сказать, что на Чукотке сильные морозы были не характерны, большую проблемы создавали сильные и продолжительные ветры. Тогда и мороз ощущался гораздо сильнее. По крайней мере так было в районе Анадыря. Наверное, на той же Чукотке, но на берегу Северного Ледовитого океана было иначе.

     С самым началом дня в воздух взлетел разведчик погоды. Похоже было, что погода не сильно меняется со вчерашнего дня, можно рассчитывать, что полёты сегодня состоятся. Сергей со своим оператором Володей прошли осмотр у доктора и в классе предполётных указаний присели за стол. Развернули полётную карту, оговорили некоторые моменты по маршруту. Володя сказал, что после предполётных указаний, он «посчитает ветер», то есть с учётом ветра на высоте маршрута, посчитает угол сноса по участкам маршрута и путевую скорость.

     Произвёл посадку разведчик погоды. Предполётные указания были короткими, надо было спешить, используя светлое время для первого дневного разлёта. Разведчик погоды доложил о метеообстановке в районе полётов, о работе радиотехнических средств и условиях на посадке. По очереди выступили руководители разных служб, доложили о готовности самолётов, специальной автомобильной техники, аэродрома и всех служб к обеспечению полётов.

     Володя записал в планшет данные ветра, что доложил метеоролог и посчитал на наколенном планшете углы сноса и путевые скорости. Сегодня метеообстановка была ожидаемой и вполне приемлемой для полёта по маршруту, - нижний край сплошной облачности был две тысячи метров, а верхний около десяти. Практически весь полёт пройдёт в облаках. Ветер был совсем небольшим и не предвещал никаких неожиданностей. От начала полётов дневного времени оставалось около двух часов. Учитывая, что продолжительность предстоящего полёта по маршруту не должна была при всех раскладах превысить часа двадцати минут, проблем с этим не намечалось.

     Сергей с Володей взяли с собой ЗШ с кислородными масками и направились на стоянку к самолёту.

     К самолёту подошли заранее, техник самолёта доложил о готовности самолёта к полётам. Обошли вокруг самолёта, осмотрели его, то есть, - провели предполётный осмотр. Сергей расписался в бортжурнале о приёмке самолёта, техник открыл заледенелый фонарь, и они с Володей по стремянкам полезли в кабину. В кабине буквально стояла стужа. Сергей уселся в катапультное кресло, надел парашютную подвесную систему, потом привязные ремни катапультного кресла, подсоединил кислородную маску. Техник снял чеки с кресел лётчика и лётчика-оператора и слез со стремянки. АПА работала, подавала питание на борт. Сергей включил необходимые тумблеры и приготовился связаться по радио с РП.

     В кабину неприятно задувало холодом. Одет Сергей, как и положено, был в меховую лётную амуницию, - так называемые меховые «ползунки» и меховую куртку, на ногах были унты. Холодно не было, только лицо обдувало, со всех сторон дующим ветром. Ещё проблемой были перчатки. Штатные меховые совсем не подходили. Они на морозе дубели, пальцы плохо сгибались, непросто было включать близко стоящие выключатели и АЗСы. По совету старожилов Сергей, как и все лётчики, пользовался в самолёте обыкновенными солдатскими, так называемыми, нитяными перчатками. В них руки не особо мёрзли, они позволяли без проблем включать и выключать тумблеры, пользоваться кабинным оборудованием. Вот только держаться за ручку управления было проблемно. Та была промёрзшей и больше напоминала железный лом на морозе. А ручку выпускать из рук нельзя, - приходилось время от времени менять руку.

     В эфире Сергей услышал, как РП дал команду на запуск экипажу, который в плановой таблице перед Сергеем. Выждав пару минут, он тоже запросил запуск:

- Угольный – Старт, 528-й запуск.

- 528-у, запуск разрешаю.

- 528-й, понял, запуск разрешили.

     После получения разрешения на запуск двигателей, Сергей подал команду технику, получил по СПУ доклад от оператора о готовности и стал закрывать фонарь. Наконец, в кабине перестал гулять ветер. Сергей стал по очереди запускать двигатели.

     После запуска двигателей Сергей включил всё необходимое самолётное оборудование. Не теряя времени, Сергей провёл необходимые проверки оборудования, оператор в это время проверял свою часть оборудования, - РСБН, радиолокационный прицел и прочее. После проверки всего оборудования и выруливания впереди взлетающего борта, Сергей запросил у РП выруливание:

- 528-й, вырулить.

- 528-у, вырулить разрешаю.

- 528-й, понял, выруливаю.

     Показал технику команду убрать колодки из-под колёс. Когда тот убрал колодки и показал рукой, что можно выруливать, Сергей движением РУДов увеличил обороты двигателей. Самолёт рывком тронулся с места, это колёса были немного примёрзшими.

     Старт был сегодня северный, то есть курс взлёта 12 градусов. Самолёт рулил в начало полосы мимо ещё нескольких самолётов, готовившихся тоже вырулить. На рулении не было необходимости постоянно держать руку на ледяной ручке управления, это спасало. В кабину поступал тёплый воздух от двигателей, уже было тепло, но ручка управления нагреваться будет ещё долго. Перед выруливанием на полосу Сергей выпустил закрылки во взлётное положение и запросил у РП разрешения занять полосу:

- 528-й, занять полосу.

- 528-у, разрешаю занять полосу.

- 528-й, занимаю полосу.

     После выруливания на ВПП, Сергей установил самолёт по линии взлёта, зажал тормоза. Через лобовое стекло видна была, уходящая вперёд заснеженная полоса. В начале слева и справа ещё виднелись, уходящие вперёд линии светящихся фонарей, обозначающих боковые края ВПП. Справа темнели какие-то аэродромные строения и домики аэропортовского посёлка, слева, наверное, до середины длины полосы проглядывался заснеженный ряд Як-28-х и транспортные Ан-26 и Ан-12. Но дальше впереди вся видимая картина сливалась в один серо-белый фон. Не просматривалось никакой линии горизонта, но для зимы это была привычная картина.

     Сергей прошёл взглядом по кабине слева направо, осмотрел приборные панели и приборную доска на предмет «нормальности». Всё было в норме. Ни положение тумблеров, ни показания приборов не выделялись своей ненормальностью. Проверив положение закрылков и, установив в необходимое положение стабилизатор, Сергей начал "читать молитву"…

- на фото:     - Як - 28П перед взлётом. Чукотка - Угольные Копи (Анадырь)
                - июль 1981г.

          - фото автора.

25.10.2022 - Севастополь.

Продолжение: - http://proza.ru/2022/11/02/1207


Рецензии