Глава 10. Души прекрасные порывы
Московское метро – это королевские палаты, связанные между собой многокилометровой сетью тоннелей. Мраморные колонны, мозаичные панно, настенные барельефы, люстры из горного хрусталя, авторские светильники ручной работы, таинственные полупрозрачные витражи.
В сумерках подземелья нечеловеческий гул и грохот ежеминутно сотрясает магические своды замка. Толпы людей, перебегающие от одной станции к другой, не обращают внимания на великолепие и красоту, которая окружает их в метро. Люди смотрят друг другу в спины и словно видят перед собой запертые, темные двери, серые стены, заколоченные, разбитые окна. Они погружены в ежеминутные, неразрешимые, запутанные проблемы. Они застряли во вселенной между мирами и блуждают, потерянные, жалкие, замученные, по лабиринту времени.
Московское метро – это подземная многокилометровая пирамида, возведенная в эпоху Советского Союза, это памятник, объединяющий в течение семидесяти лет народы советских социалистических республик, которые верили, как невинные дети, в светлое коммунистическое будущее.
Московское метро – это пропитанный ядовитыми парами плесени склеп, в мраморных стенах которого забальзамированы революционные коммунистические идеи.
Массивные скульптуры на станции Площадь Революции, молчаливые свидетели ушедшей эпохи, хранят в монолитной бронзе историю разрушенной страны.
Сдавленные мраморными стенами, они воскресают из мертвых тогда, когда наступает ночь. В тишине, в сумерках подземелья они расправляют бронзовые плечи, разминают застывшие мускулы, широкими шагами ступают гордо, неторопливо вдоль низких колонн, грозно сжимая в мозолистых руках позолоченные винтовки, гранаты, наганы, натертые до блеска суеверными пассажирами московской подземки. Через вентиляционные отверстия доносятся гулкие отзвуки города, грохот, скрежет, непонятные, подозрительные хлопки. Ожившие бронзовые воины уверены в том, что это гремит над ними огненное пламя революции и готовы ради великого дела подняться на баррикады, гордо и гневно расправляя над городом красный, революционный, советский стяг.
А в это время по ночному Питеру, по мостовой, на бронзовом коне совершает свой неустанный путь великий император – царь Петр, окрещенный в русской литературе «Медным всадником». Он вышагивает властно по набережной Невы, хмурится и готов растоптать и уничтожить любого, кто посмеет бросить ему вызов, кто осмелится преградить ему дорогу к вершине славы и бессмертия. Но первые лучи солнца разрушают бронзовые чары Петра и, поднимая на дыбы могучего коня, великий царь замирает на гранитной глыбе, как на каменной волне, обращая застывший, когда-то огненный взгляд, в сторону северной реки, простирая над Россией властную, бронзовую длань.
На путевой стене станции метро Пушкинская, на барельефе возвышается «Медный всадник».
Я прислонилась к мраморной колонне и в грохоте московского метро читаю неторопливо стихи русского поэта:
Прошло сто лет и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы веков, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво…
Останавливаю время – хожу вдоль платформы, разглядывая медные барельефы, повторяя заученные когда-то в школе, на уроках литературы, любимые строки:
«Москва, как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!»
«Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!»
«Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живи,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!»
Очнулась - некогда расслабляться, некогда смотреть по сторонам. Нырнула вместе с толпой в вагон электрички.
. . .
Неожиданная встреча. Знакомое лицо. Маринка Махмудова стояла у дверей вагона. И снова в памяти, как острая игла, вспыхнуло детское воспоминание - спортивный зал, гимнастический ковер, стройная, легкая, похожая на прозрачную фарфоровую статуэтку, гимнастка и музыка Вивальди. Марина танцевала на ковре трепетно и нежно. Ее руки как будто бы держали невидимую скрипку Паганини и воздушный смычок. Она водила смычком по воздуху, как по струнам, и парила, и прыгала на гимнастическом ковре сложные акробатические связки. Хореограф придирчиво оттачивала каждое движение гимнастики.
Марина когда-то считалась перспективной спортсменкой. Она тренировалась у Разумовских, входила в сборную страны, выступала на международных соревнованиях и ставила перед собой максимальные задачи. Вершина карьеры для каждого спортсмена – это олимпийское золото.
Виктор Михайлович и Ирина Викторовна Разумовские являлись ведущими тренерами в зале ЦСКА. Но в 90-ые годы после развала Советского Союза переехали жить и работать в Японию.
Повезло. Разумовские приняли разумное решение – сбежать в спокойную японскую гавань с российского корабля, трюмы которого были наполнены соленой водой. Прогнившие доски отчаянно скрипели под напором разбушевавшейся стихии.
Слово «патриотизм» с развалом Советского Союза утратило смысл.
Разумовские оставили в России все то, что было наработано за годы. Никто никому ничего не обещал.
И девочки, которые пахали в спортивном зале по восемь часов в день за одно только слово «Родина», которые шагали годами по ступенькам к олимпийской мечте, чувствуя себя патриотами страны, должны были сойти на землю и куда-то двигаться дальше одни, привыкая к новой капиталистической реальности.
Никто никому ничего не обещал. Новая реальность диктовала жесткие правила игры.
У каждого человека была своя судьба. Девочки вылетали из гимнастического зала в открытый мир и падали порой на землю, как неумелые птенцы.
Марина увидела меня и кивнула. Ее лицо не изменилось, но глаза смотрели в себя, потеряно и грустно. Она спросила, чем я занимаюсь.
Я хорохорилась, распушила перед Маринкой глупые перышки, похвасталась, что перешла в секцию фристайла, что прыгаю теперь на склоне горы с акробатического трамплина.
Марина промолчала, пожала плечами. Ее взгляд стал глубже, темнее, печальнее. Она почему-то извинилась передо мной и вышла торопливо из вагона на следующей остановке.
Марину звали во фристайл, но она отказалась. Слишком много сил было оставлено в гимнастическом зале. Она захлопнула каменные двери прошлого. Подниматься на вершину Олимпа – это нечеловеческий труд.
Свидетельство о публикации №222103000437