Двойка

Личные трудности начала  учебы в ЛПИ имени М.И.Калинина, пожалуй,  состояли в том, что в институте не было каждодневной опеки со стороны преподавателей, как в школе. Можно было немного расслабиться, а потом наверстать упущенное, ну и выложиться на зачетной неделей, а также перед экзаменами. Через  год обучения мужское население  группы наполовину поредело, нас покинули трое парней из шести. Девочки  учились ровнее и прошли всю учебу, по-моему, без потерь.

Очень хорошо помню свою болезненную  неудачу на экзамене по математике. Лекции нашему потоку читал  Константин Устинович Шахно. По его учебнику  и учились. На первой лекции в большой аудитории он подозвал к себе симпатичную студентку, отдал ей один конец шпаргалки и попросил пройти в дальний конец помещения. Шпаргалка, сложенная гармошкой не кончалась. А потом мы узнали, как он был строг к неучам и безжалостно выгонял с экзаменов за шпаргалки. В школе с математикой  я справлялся легко, а тут  на  высшей математике забуксовал. Практические занятия вела молодая, но строгая Светлана Леонидовна Макарова. Она сразу обнаружила мою слабину и стала вызывать  к доске  буквально на каждом занятии, тем самым не давая мне расслабляться. Пришлось  к практике  готовиться регулярно, чтобы не выглядеть бледно перед женской частью группы. Лекции же Шахно я старательно посещал, пропущенные - обязательно переписывал в свой конспект. По некоторым предметам  пользовался конспектами  двух подруг Бэлы Кане или Оли Кочневой, они вели свои записи особенно хорошо и одинаково красивым почерком. Правда к ним всегда выстраивалась очередь.

Перед  самым экзаменом вдруг обнаружил, что конспект одной лекции из шестнадцати у меня отсутствовал.  Авось пронесет!- понадеялся я. Идти от моего дома до Главного здания ЛПИ совсем недалеко,  но дорогу  перебежала черная кошка… Далее помню так! Зашел  в аудиторию, взял билет, а второй вопрос увы Бином Ньютона,  который и сидел в отсутствующей лекции. Отвечали  Шахно обязательно у доски, где писали свои ответы сразу на оба вопроса  билета. Первый вопрос билета  я написал быстро, а со вторым, сами понимаете - заминка. Наконец, решился написать что-то ценное прямо из своей «светлой головы». Уж очень мне сдаваться сразу  не хотелось. Закончил свою писанину и вижу краем глаза «подплывающего» Шахно. Он внимательно оглядывал мою доску. Пауза затянулась. Мой оптимизм быстро улетучивался, откуда-то издалека  слышу его: «Вам двойка». Чуда не произошло, да и не могло произойти. В конец обессиленный я выполз с  экзамена к ребятам. Меня обуревала сильная печаль, но постепенно приходил в себя. Вскоре из аудитории вышла  наша круглая отличница Ирочка Левицкая  и плакала навзрыд. Ведь она получила  четверку… 

Мне еще предстояла  совсем непростая переэкзаменовка у Шахно  с обязательным дополнительным решением сложной  задачи  по раскрытию  дифференциала  на целый лист формата А4. Если ты не решил пример, он выгонял с экзамена. В аудитории нас набилось  немало. Среди них моя одногруппница Лариса Малышенко, она  знаками просила о помощи. Прошипел ей свою подсказку. А  Константин Устинович Шахно тут как тут: « Молодой человек, одна малейшая ошибка в решении и за дверь!». Я пригорюнился. Затем собрался, сосредоточился (счастье видать в этот день было на моей стороне), пример  решил, экзамен сдал и теперь не так важно на какую оценку…
Напомнил  эту историю  Ларисе  на встрече одногруппников через десять лет, а  она, легкая душа, об этом и не вспомнила.


Рецензии
Константин Устинович Шахно у нас тоже лекции читал в ЛПИ, было это 1972 -73 году. Многих и многих завалил на экзамене. Я тоже обречённо стояла, но когда он подошёл ко мне, я так отчаянно защищалась, что он мне поставил четвёрку, сказав, что если мне поставит три, то остальных придётся выгнать.Хорошо его помню, он входил в аудиторию и безошибочно называл количество присутствующих студентов - человек-счётчик! Талант!

Людмила Колосова   29.11.2022 21:20     Заявить о нарушении
Приведу отрывок из очень интересных воспоминаний В.И.Сушкова: "Чем мне запомнился Константин Устинович? С самого начала нашего знакомства было ясно, что в нем сочетаются высокая культура поведения, человечность и благородство с аккуратностью и требовательностью к себе и к окружающим, скромностью, снисходительностью к недостаткам людей (но не к принципиальным дефектам их душ). Лекции он читал громким голосом, с отличной дикцией, четко выговаривая все слова, идеально выстраивая мысли и фразы, практически никогда ничего не исправляя и не добавляя, — все было безошибочным с первого раза. Можно сказать, он задиктовывал лекции студентам. В этом он повторял своих учителей — выдающихся преподавателей начала ХХ века. Он терпеть не мог в других преподавателях расхлябанности, нечеткости, невнятной речи у доски. Студенческие конспекты его лекций напоминали книгу: в них все было аккуратно разбито на главы, параграфы, определения, теоремы, доказательства, иллюстрации, ссылки."
Наши Учителя: Сушков В. И. Воспоминания о Константине Устиновиче Шахно // «Полином» 2009, № 2. С. 10.

Тетерин Константин   30.11.2022 11:11   Заявить о нарушении
Владимир Паромов
Я тоже учился у К.У. Он не только читал лекции, но и вёл практические занятия в нашей группе прокатчиков на 1-м курсе. Как-то раз пришлось пить чай в обществе математиков. Когда они узнали, что меня учил К.У., то встали и выпили в память о нём и за его лучшее в Союзе пособие для поступающих в ВУЗы (я тоже по нему готовился, не зная, что предстоит у него учиться). Мне он, кстати, поставил 5 автоматом за 1-й курс.

Тетерин Константин   30.11.2022 11:14   Заявить о нарушении