Карма не только как следствие. Карма как намерение

Карма не только как следствие. Карма, как намерение   

-----------

Эпиграф: “Намерение я называю кармой” 

Будда

-----------

 

     СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Вступительное слово с описанием обычного понимания того, что такое карма.   

2. Карма с точки зрения Будды и выводы уже из этой точки зрения. 

3. Размышление о свободе воли, как о свободе НЕ хотеть. И вопрос о том, а можем ли мы не хотеть - и так быть свободными. И при этом счастливыми. Возможно ли это? Выводы из такой постановки вопроса. Нирвана, как состояние полного отсутствия хотения   

 

----------- 

 

  Предполагая своей целью развеивать обычные заблуждения во всех этих базовых вопросах, в данном случае в этом вопросе КАРМЫ, попытаюсь с этой точки зрения написать и этот следующий небольшой материал. Уж не сочтите за дерзость, потому что на самом деле это дерзновение. Этот небольшой материал будет связан с предыдущим материалом про Атман, который вы можете посмотреть в предыдущей публикации. Так же и в других предыдущих материалах уже говорил по этому вопросу. Например, подробно рассказывал чем обычный физический закон причин и следствий отличается от закона моральных предпочтений в поступках. Что и есть закон Кармы. Я вижу, что каждый день эти предыдущие материалы набирают свои просмотры - следовательно кто-то это читает и кому-то это нужно. А значит, всё это есть смысл продолжать. 

Как и в вопросе про Атман, в вопросе кармы накопилось за столько сот лет множество самых грустных заблуждений. Но при этом нужно учитывать, что в этом вопросе, как и в вопросе Атмана, существует и множество  недоговоренностей. Понятие кармы не раскрыто полностью в наших западных представлениях об этом термине, что требует своего дополнения.

 

Итак, давайте начнем. Самое первое и основное заблуждение, или скорее ограниченное понимание КАРМЫ заключается в том, что карму понимают только как следствия из прошлого. Причем, когда это касается только лишь каких-то негативных, страдательных следствий. Хотя приятное - это тоже результат кармы. Но в большинстве случаев, когда приходит что-то нерадостное, тогда все мы, кто что-то слышал о карме думаем: ну вот, это следствия прошлого, карма прошлого, что теперь пришло ко мне и это надо пережить. Или же, когда кого-то другого касаются такие беды и неудачи - мы тоже думаем, что это его карма. Как правило, на этом наши знания и представления о карме заканчиваются. Давайте зададим ряд вопросов и расширим понимание этого понятия Кармы. 

 
Прежде всего вопрос такой: если какие-то беды или негативные следствия приходят к нам из прошлого то, КТО эти причины в прошлом создавал? Которые теперь приходят как следствия тех причин. Это первый вопрос. Второй вопрос такой: а каким образом эти причины тогда, в прошлом, были созданы? Эти вопросы предполагают принятие еще одного базового восточного и буддийского представления о жизни - ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ. Перерождения в другом теле, которое и руководится кармой. Тогда, если перевоплощение будет допущено, с этой точки зрения уже можно примерно понять, что прошлый человек - тот, кто жил до меня, он создавал какие-то причины, которые теперь я, нынешний человек, переживаю как следствия. Это первое. Второе: а как эти причины тем прошлым человеком были созданы? Ответ: сначала созданием в его уме свободного намерения, замысла совершить поступок. И потом уже свободным осуществлением этого замысла - то есть совершением этого поступка. Это создает причину-семя в той жизни тем человеком, которая через какое-то время даст созревшее следствие-плод. И он, как конкретное состояние, будет переживаться уже этим нынешним человеком. То есть мной нынешним. То есть основное в этом то, что: 

 
1. Карма создается; 2. карма создается свободным намерением совершить поступок или то, что человек считает улучшением его положения вообще; 3. только это, созданное свободной волей и будет переживаться как кармическое следствие в будущем - в этой жизни или же в следующей. Тогда как то, что создали другие - будет переживаться уже ими. Следствия придут к причине, их породившей.

Далее, очень важное: 4. Это всё вышесказанное вовсе не отменяет наши свободные поступки теперь, в данный момент, которые порождают причины уже для будущего. И, что самое главное: это не отменяет те действия-поступки теперь в отношении нас самих, которые совершают другие, окружающие нас - в отношении нас. То есть, другие совершают поступки в отношении нас теперь, которые порождают следствия для них в будущем. Да. Но эти следствия придут для них позже, тогда как сам поступок, совершаемый теперь, со всем его нынешним переживанием, совершается теперь. И он обусловлен просто желанием других совершать такие поступки.  О причинах почему вообще мы что-то хотим и почему вообще совершаются любые поступки - об этом скажу ниже.

 
И это существенно дополняет представления о карме, согласитесь. Такое расширенное понимание - это уже не просто переживание следствий, непонятно кем и когда созданных. Это объяснение как эти причины были когда-то созданы. И, что самое главное: как они создаются вот теперь. Для будущего. То есть карма, это не только следствия прошлого, но и создание прямо сейчас причин для будущего. Которые там, в будущем непременно будут переживаться - тем новым человеком, которым Я там, в будущем, стану. 

И что нынешние поступки во многом формируют этого будущего человека. И те условия, где он родится и будет жить. И создаются эти причины намерением ТЕПЕРЬ совершить поступок и совершением этого поступка. И что мы свободны относительно совершения поступков, как создания причин. Но НИКТО, я подчеркиваю, никто не свободен от тех следствий в будущем, если они будут созданы и окончательно сформированы, которые создаются нынешними поступками. Они, эти следствия нынешних поступков, как следствия непременно придут к тому кто их создал. Будь то человек или же Будда.

 
Все это, то что я говорю теперь своими словами, находится в согласии с тем, что говорит Будда по этому вопросу в Палийском каноне. По правде говоря, в его наставлениях он не очень много использовал конкретно этот термин “карма”. Из-за того, что, как и термин “Атман”, термин “карма” принадлежал предшественникам-браминам и их ведантическим источникам. А у Будды с браминами часто возникали споры о том, как трактовать базовые понятия общей восточной их древней философии вообще. Об этом споре, чтоб не повторяться тут, смотрите подробно в предыдущем материале про Атман. Но тем не менее, Будда другими способами и в других терминах очень много говорит о сути кармы. Всё его учение о скандхах - это, по сути,  расширенное и детализированное учение о карме. Вместе с понятием “ахары” - питания, а так же с другими такими же базовыми понятиями, это очень существенно расширяет первоначальные добуддийские представления о карме. 

 
И в суттах палийского канона можно найти примеры того, как Будда понимал карму и какие свойства её выделял прежде всего. Так он говорил, что никакое создание причины или же переживания кармического следствия невозможно без КОНТАКТА (пхасса). Но самое главное, Будда определяет карму, как намерение совершить действие на плане речи, мысли или же тела. Что только это в будущем станет следствием. Так он буквального говорит в “Ниббедхика сутте”:

 
“Монахи, намерение я называю каммой. Породив намерение, человек действует телом, речью или умом.

И каков источник и происхождение каммы? Контакт является её источником и происхождением.

И каково разнообразие каммы? Есть камма, переживаемая в аду. Есть камма, переживаемая в мире животных. Есть камма, переживаемая в мире страдающих духов. Есть камма, переживаемая в мире людей. Есть камма, переживаемая в мире дэвов. Это называется разнообразием каммы.

И каков результат каммы? Результат каммы, я говорю вам, троичен: [переживаемый] в этой самой жизни, или в [следующем] перерождении, или в некоторых последующих случаях. Это называется результатом каммы.

И каково прекращение каммы? С прекращением контакта имеет место прекращение каммы”

https://legacy.suttacentral.net/ru/an6.63

 
Тут санскритское слово “карма” пишется на языке ранних буддистов пали как “камма”. Как и слово “карма”, которое имеет в своем корне “кр” что всегда указывает на действие, палийское слово “камма” означает то же самое. Например, палийский глагол “камати” означает “ходить”, в смысле действовать на плане мысли. Это все, если сказать мельком, противоречит христианским церковным представлениям. Там все объясняется волей Бога, который дарует и забирает всё. И это невозможно анализировать и понимать умом. Потому что Бога, которого “не видел никто и нигде” сложно понять с такой точки зрения. Тогда как учение о карме и особенно буддийские дополнения к этому первоначальному учению объясняют очень и очень многое.   

 
Но вернемся к простым вопросам. Всё это, о чем пишу выше, по сути означает следующее, если еще раз это сказать: в данным момент, вот теперь вовсе не всё то, что происходит с нами обусловлено только прошлой нашей кармой или прошлыми какими-то событиями. И не волей Бога, если посмотреть с такой точки зрения. Очень многое из того, что совершают в отношении нас люди теперь - они это делают просто исходя из своей свободной воли и своих нынешних решений совершать поступки. Это порождает карму-причины для их будущего, да. Но следствия этих причин придут для них только в будущем, тогда как теперь люди во многом свободны совершать поступки. Просто исходя из своих моральных предпочтений и того, что они считают путем к достижению их целей. И мы сами, в свою очередь совершаем какие-то поступки в отношении других людей, которые тоже порождают карму для будущего. 

 
Но теперь мы намереваемся и действуем просто из желания улучшить своё положение, избавившись от какого-то страдания, которое нас мучит. Потому, скажу специально для фаталистов или пассивных созерцателей: вы не правы, если думаете, что вообще ничего изменить нельзя. Да, есть некоторые вещи, совершенные в прошлом, следствия которых невозможно изменить. Например, следствия причиненного страдания другому живому существу из корыстных побуждений или для того, чтоб получить самому от этого радость и удовольствие - эти следствия НИКОГДА избежать нельзя. Они придут. Но что-то улучшить теперь несомненно можно. Прежде всего для будущего. Мало того, только реальные поступки и формируют это самое будущее. 

 
Это основное заблуждение относительно кармы - что карма, это только следствия прошлого и всё. Тем не менее, именно карма ставит базовые условия, где вообще люди сейчас рождаются, вырастают и живут взрослой жизнью. То, из чего они выбирают, что дано им как жизненный выбор. И выбор ребенка из богатой успешной семьи в соответствующих условиях в корне отличается от выбора ребенка из бедной семьи - и тех возможностей, которые дает карма уже ему. Как само поле для жизни. Тем не менее, где бы мы ни родились, кем бы от рождения ни были - мы должны что-то менять и создавать новые причины для будущего. Чтобы оно вообще было сформировано.   

 
Потому, мы сами вот прямо теперь формируем свое будущее. Своими намерениями и поступками. Которые, как заложенные теперь причины, несомненно дадут свои следствия в будущем.

 
В завершении этой части стоит сказать еще и вот что: есть мы и есть другие. Но есть всякие ДРУГИЕ. Есть просто другие люди, но есть и Будды, которые тоже живут как существа, имеют свои желания. Они, пока не погрузились в состояние нирваны, тоже намереваются, они тоже совершают поступки. И они тоже несут кармическую ответственность за эти поступки. Пока существо - это существо, оно всегда что-то хочет, что-то намеревается совершить - и что-то совершает. Но, как это легко понять, Будды совершают их действия уже с точки зрения их обязанностей, с точки зрения их представлений о жизни вообще, о цели этой жизни, и о том, что такое счастье. И о способах это счастье достичь. Тем не менее, их поступки и их намерения влияют на нас. Больше про это пишу в предыдущем материале про Атман. В частности, чем Будда отличается от Бога, что такое Сангха или сообщество Будд (совершенных бывших людей), и многое другое там пишу, в остальных предыдущих материалах. 

 

-----------   

 

  Теперь же, приступлю к третьему последнему запланированному пункту из изначального оглавления выше. Этот вопрос уже носит достаточно сложный философский характер. Что такое свобода воли, существует ли она? Чем обусловлено вообще наше хотение чего-то, а, следовательно, и создание всех намерений вообще. И потом исходящих из этих намерений дальнейших конкретных поступков. Что и порождает кармические следствия. Вопрос такой: почему мы вообще хотим? Ответ: потому, что испытываем какое-то страдание. Неудовлетворенную потребность чего-то такого, что можно получить только снаружи, обретя это. Мы хотим это обрести и создаем намерения для поступков, как это сделать. Обрести то, что теперь находится вне нас самих и чем мы хотим овладеть. Это порождает все намерения. И потом поступки. 

Далее вопрос такой: свободны ли мы в этих намерениях, свободны ли мы совершать поступки? Ответ: да, свободны. Мы можем намереваться, мы может совершать какие-то поступки. Но это творит карму нашего будущего - и мы ограничены этой кармой. Это порождает будущие условия нашей жизни. И, как пишу выше, следствия этих поступков, если они окончательно созданы, уже не в нашей власти. В этом и заключается ограничение. Пока эти следствия не будут пережиты - они будут ограничивать нашу свободу. Это придется переживать. Как вот прямо теперь нам приходится переживать следствия предыдущих поступков, которые были совершены в прошлом. И которые во многом создали наше обшее нынешнее положение. И этим мы ограничены теперь.

 
Тем не менее, такая постановка вопроса - она не полная. Она не отвечает на следующий главный вопрос: а в чем вообще заключается цель всех намерений, всех хотений и всей поступков? Если вдуматься в этот вопрос, то ответ на него такой: целью всех намерений и обдумываний того, что стоит совершить, целью для этого всего является какое-то улучшение. Моего личного положения - и, как следствие, моего душевного состояния. Далее, если продолжить эту цепь логических рассуждений: а для чего нужны все улучшения? Ответ: единственная цель только в достижении такого состояния, которое будет полностью свободно от любого страдания. От страдания неимения чего-то, от страдания объединения с чем-то таким, что причиняет это страдание. От разлучения с любимыми существами и вещами. И т.д. 

То есть, целью всех намерений и действий есть избавление от всякого страдания. И какими-то поступками мы это собираемся достичь. Понимаем ли мы это или нет. Существо не может хотеть страдать ради самого страдания. Потому, всякое намерение, всякое действие направлено только в сторону, противоположную от страдания. От того, что существо уже переживает как страдание. И от того, что оно помнит и понимает как страдание. И чего хочет избежать и не допустить. Так развивается УМ.   

 
Но далее буддийская и вообще мировая философия ставит вопрос так: а можно ли любыми намерениями, любыми действиями, любыми поступками достичь это состояние, свободное от страдания? Что и есть СЧАСТЬЕ? То есть, если выразить это еще конкретнее: можем ли мы быть окончтиаельно счастливыми пока сохраняем активность нашей воли, пока что-то активно намереваемся, обдумываем, совершаем какие-то поступки? Совместимо ли полное счастье и активность воли? И буддийская философия отвечает на этот вопрос: нет, невозможно. Нет, не совместимо. Пока продолжается сам процесс создания намерений, пока мы что-то хотим – невозможно окончательное непрерывное и полное счастье. Потому что любое действие, любое намерение совершить поступок ПОБУЖДАЕТСЯ страданием. И если есть невежестао относительно причин этих побуждений, что ощущаются нами как наши желания - то это прекратить невозможно. Можно только временно прекращать, удовлетворяя желания, чтоб оно снова и снова возвращалось к нам как наша неудовлетворенность. Или “дуккха” - страдание. 

И все мировые мыслители пришли к такому выводу: чтоб быть окончательно счастливым - надо мочь прекратить хотеть. И знать, как это сделать и для чего это надо сделать. И как следствие, мочь прекратить намереваться, прекратить действовать. Но при этом не испытывать боли, нехватки чего-то. Неудовлетворенности в чем-то. Не испытывать страдания. То есть, быть счастливым и при этом ничего не хотеть. 

И вот и я в оглавлении задаю такой вопрос: а возможно ли это для нас? Для простых людей, которые не занимаются детальным самоанализом и буддийской философией? Ответ: нет, невозможно. Мы психически не можем ничего не хотеть и при этом быть счастливыми. Мы вообще не можем себе представить это состояние. Да и условия нашей жизни, куда нас привела карма предыдущих поступков, не позволят нам это сделать. В этих условиях это просто непредставимо. Мы должны что-то делать чтоб не страдать. Делать, чтоб предупреждать все виды возможных страданий, которые непременно наступят если прекратить действовать.   

 
Потому, единственным здравым выводом из всего этого является только то, что нужно учиться правильно хотеть - для будущего прежде всего. Для будущих условий жизни, где можно приблизиться к главной цели. При этом, уже теперь вполне возможно не намереваться и не хотеть что-то такое, что отдаляет от этой главной цели. И наоборот постепенно начинать хотеть такого, что приближает к этой главной цели. Истинной цели всех существ, к чему они всегда стремятся, вне зависимости от их статуса и ума - достижению такого состояния, которое было бы свободно от всякого страдания во всех его видах. Но при этом не исчезнуть, но продолжать БЫТЬ. Осознавать самого себя, как самоосознающего существа, полностью свободного от всякого страдания. 

Дело это нелегкое, и небыстрое. Как это можно догадаться. Тем не менее, все так шли ранее, кто достиг этой конечной цели. И все будут и дальше идти именно так к этой цели. Постепенно избавляясь от всех заблуждений, из жизни в жизнь приближаясь к этой великой цели. Нет другой конечной цели. И другого пути нет к ней. Ни для кого, кем бы он теперь ни был. Потому что чем дальше существо уходит от этого правильного пути, прельщаясь временными удовлетворениями - тем больше оно страдает и ищет как снова вернуться на этот путь, когда такие временные иллюзорные радости на боковых тропах заканчиваются. И страдание такого заблудившегося невежественного существа полностью заполняет это существо, сбившееся с пути, если оно искало только удовольствие от временных удовлетворений. В ущерб пониманию, что происходит и куда это существо попадает.

 
Таким образом, ответ на вопрос выше - свободны ли мы теперь хотеть то или иное, можем ли мы свободно выбирать, что нам хотеть - ответ такой: да, можем выбирать. Но мы ТЕПЕРЬ не свободны НЕ хотеть. Мы, в нашем нынешнем состоянии, не можем не хотеть. Мы постоянно должны что-то хотеть, что должно, по нашему мнению, улучшать наше положение. И это не есть свобода. В этом смысле мы не свободны. То есть, мы не можем не хотеть вообще. Как что-то получить, так и от чего-то отвратиться. 

 
Но замечу еще о каком именно “не хотении” идет речь в случае уже конечной цели - НИРВАНЫ. Речь идет об отсутствии желаний вообще - когда уже нечего хотеть. Потому что окончательное счастье уже достигнуто в этом состоянии - и нечего больше хотеть. Так чтоб улучшить это своё положение. Но это не наше обычное противодействие тому, что я не хотел бы чтоб оно со мной произошло или пришло ко мне. Это не “я не хочу вот того или вот этого” - и противодействую этому чтоб получить что-то другое. Вовсе нет. В случае конечной цели происходит полное прекращение всякого страдания неудовлетворенности. То есть прекращаются все наши желания, которые своим страданием неудовлетворенности только требуют от нас своего удовлетворения - и потом, если желание успешно удовлетворено, происходит ощущение временного счастья. Нет. Состояние нирваны, это состояние полной и непрерывной удовлетворенности. Для которого уже не нужны никакие улучшения через иллюзорные прельщения желаний. Потому, речь в учении Будды идет о прекращении всякого хотения вообще, того хотения, которое побуждает вообще создавать любые намерения и потом совершать поступки.   

 
Карма и Нирвана - это основа буддийской Абхидхаммы. Как два противоположных состояния сознания. Очень кратко коснулся в этом материале сути этих двух основ. Но, как и ранее, сказал намного меньше чем мог бы. Потому, что нельзя знать и сказать всё - оно беспредельно. Потому то, о чем говорю тут - только определенный взгляд на обсуждаемый вопрос, который может быть во многом и очень многим дополнен

 

         


Рецензии