Сказка Марья Моревна - древний славянорусский миф

Эта сказка известна. Ссылка на полный текст её из сборника Афанасьева – выше.
Вкратце, Иван Царевич после смерти отца и матери остаётся во дворце с тремя сёстрами. Родители перед смертью заповедали ему долго сестёр в девках не держать, поскорее замуж выдавать. Как-то Иван Царевич с сёстрами гуляют по саду. Надвигается гроза. Они спешат во дворец. Но вот потолок расходится, влетает Сокол, ударяется оземь, становится добрым молодцем. Он сватается за одну из сестёр. Иван Царевич согласен, если сестра не против. Сестра не против. Молодожёны отбывают в царство Сокола. Затем подобным же образом вторую сестру сватает Орёл, а третью — Ворон. Остаётся Иван Царевич один.
Соскучился он и отправился странствовать, думая, в том числе посетить сестёр в царствах Сокола, Орла и Ворона. В пути ему попадается поле битвы, на котором лежит побитая рать. Он спрашивает у единственного полуживого воина о том, кто побил рать. «Марья Моревна!» - отвечает тяжело раненый. Вслед за тем попадается второе такое поле, а затем третье. Ответ единственных выживших тот же: великой воительницей, побивающей воинские рати, является Марья Моревна – прекрасная королевна. Скоро Иван Царевич наезжает и на сам шатёр воительницы.
Прекрасная королевна радостно принимает гостя. Начинается у них в шатре пир. А потом и любовь. Иван-Царевич женится на Марье Моревне. И они приезжают в её замок. Там они живут некоторое время, а потом Марья Моревна собирается в путь и оставляет Ивану-Царевичу ключи ото всех помещений замка. Показывает ему все комнаты замка. Но вот один тёмный чулан она не открывает и строго-настрого запрещает ему этот чулан открывать, хотя соответствующий ключ показывает. Надо ли говорить, что Иван-Царевич тут же бросается к заветному чулану и открывает запретную дверь, как только Марья Моревна скрывается из глаз.
В чулане на двенадцати цепях на стене висит Кощей Бессмертный, весь иссохший от жажды. Он молит Ивана-Царевича дать ему пить. Иван-Царевич, сжалившись, приносит ведро воды. Но жаждущему этого мало. Иван-Царевич приносит второе ведро, а потом третье. Это третье ведро воды исцеляет Кащея, его истощённые силы полностью восстанавливаются. Он рвёт цепи, освобождается, и, прежде чем вихрем унестись прочь, говорит своему спасителю, что не видать ему теперь Марьи Моревны как своих ушей.
Иван-царевич бросается на поиски утраченной королевны. По пути он навещает сестёр с их мужьями, оставляя им свои серебряные вилку, ложку и табакерку. Глядя на них, зятья обещают приглядеть за своим шурином, одновременно подсказывая ему, как найти царство Кащея.
Иван царевич трижды наезжает в его царство, увозит Марью Моревну. Но всякий раз, благодаря коню, Кащей нагоняет Ивана-царевича и отбирает Марью Моревну. Третий раз роковой. Как Кащей и обещал, на третий раз он уже Ивана-Царевича не прощает, а рубит на куски, закладывает ихь в бочку, бочку бросает в море.
Зятья, глядя на серебряные вещи, быстро замечают перемену в судьбе шурина. Они находят тело в море и воскрешают Ивана-Царевича. Воскресши, он снова навещает свою похищенную жёнушку, и просит её разузнать, где Кащей раздобыл себе коня. Марья Моревна всё выведывает, и даже передаёт Ивану-Царевичу волшебный платок: взмахнёшь три раза, и появится мостик. С этим платком Иван-Царевич отправляется на край земли, где течёт огненная река. По пути он щадит птенца заморской птицы, львёнка, не убивая их по просьбам их матерей. Попросьбе пчелиной матки, не берёт он и мёда из лесной колоды. Голодно, но удачно переправляется герой через огненную реку и предстаёт перед Бабой-Ягой. Нанимается у неё сторожить табун кобылиц. Попасти их надо всего-то три дня. Не упасёшь — смерть. Двенадцать шестов у дома Бабы Яги. Один незанятый.
Упасти кобылиц удаётся лишь с помощью птиц, зверей и пчёл, помогающих Ивану-Царевичу, в благодарность за его милосердие. Опасаясь коварства хозяйки кобылиц, ночью он бежит из дома Бабы-Яги, украв паршивого жеребёнка. Жеребёнок быстро вырастает в волшебного коня. Иван-Царевич теперь во всеоружии снова едет в царство Кащея. Увозит Марью Моревну. Нагоняет Кащей, да богатырский конь бъёт его копытом насмерть. Иван-Царевич с Марьей-Моревной возвращаются домой.
Эта история по множеству признаков является древним мифом, как представляется, родственным мифу о похищении Аидом Персефоны, объясняющему, в том числе, смену времён года. Сопоставляя два сюжета, мы, прежде всего, укажем на то, что Марья Моревна — соответствует не только Персефоне, но и Деметре, объединяя их в одном лице. И это лицо — славянорусская Богиня Марена. У нас принято воспринимать Её как Богиню Смерти с Серпом, Мрачной Жницы, снимающей урожай человеческих жизней. В сказке Марья Моревна, первоначально, таковой и предстаёт. Побитые рати — Её рук дело. Само имя прекрасной королевны созвучно имени Марены. А её отчество не оставляет сомнений в её природе. Мор, Морей. Корень очевиден. Да и слово «море», по мнению некоторых мифологов, является однокоренным слову «смерть». Не случайно и многоглавые змеи — противники Ивана Быковича на Калиновом Мосту — появляются из моря. Море — страна смерти, навь, зелёный океан Запада.
В вышеуказанной роли Марена соответствует Персефоне. Но она, одновременно, и Богиня Жизни. Богиня, покровительствующая произрастанию растений, прозябающих из семян, перезимовавших в земле зимой, пробуждающихся весной. Известно, что Царицу русалок, весенних духов, несущих с собой любовь и созидательные силы, или Старшую Русалку зовут Маринкой.
Кащей в нашем мифе соответствует Аиду. Освободившись от двенадцати цепей, выпив три ведра воды, он вихрем улетает из замка Марьи Моревны, по пути похищая и её саму, унося её в своё царство. Могучая воительница каким-то образом в прошлом пленившая Кащея, теперь бессильна ему сопротивляться. Из царства Кащея её может избавить только кто-то другой. Однако мощь Кащея наполовину состоит из мощи его волшебного, коня, как впоследствии выясняется, добытого в тридесятом царстве у Бабы-Яги, хозяйки табуна чудесных кобылиц, среди которых одна такова, что Баба-Яга каждый день на ней вокруг света облетает.
Бабой-Ягой в сказках, как представляется, принято называть самых разных особ, чтобы не входить в лишние разъяснения. На самом деле между 1) какой-то небесной Богиней, летающей по небу на кобылице, у которой можно добыть волшебного коня, 2) летающей в ступе Хозяйкой Леса, к которой Василиса Прекрасная приходит за огнём, и 3) той Костяной Ногой, что никуда не летает, но лежит в Избушке на Курьих Ножках, общего ничего нет. Три разных персонажа.
Волшебный конь Кощея — вещий. Говорит человечьим языком, всё чует, всё знает. Незабываем его ответ Кощею на вопрос: «А можно ли его догнать?» - «Можно ячменю насеять, подождать, пока он вырастет, сжать, смолотить, пива наварить, допьяна напиться, до отвала выспаться, да тогда вдогонь ехать — и то поспеем! (вариант: «можно пшеницы насеять, дождаться, пока она вырастет, сжать её, смолотить, в муку обратить, пять печей хлеба наготовить, тот хлеб поесть, да тогда вдогонь ехать — и то поспеем!». Возможно, это не просто острота. Конь подробно в нескольких словах описывает земледельческий цикл от весны до осени. Возможно, какой-то астральный смысл имеет и то обстоятельство, что у дома Хозяйки кобылиц двенадцать шестов, все с молодецкими головами, а один — незанятый. Не означает ли это какого-то момента в году?
Без сомненья, некими божественными персонажами являются Сокол, Орёл и Ворон. Когда Иван-Царевич гибнет, Орёл находит его в море, Сокол приносит воду живую, Ворон — воду мёртвую. Есть соблазн счесть Орла — Перуном, Сокола — солнечным Дажьбогом, а Ворона — Велесом. Но тогда уж и сам Иван-Царевич — вполне себе божественный герой, вполне может претендовать даже на место Умирающего и Воскресающего Бога.
Он вызволяет Марью Моревну из плена, сказка не говорит о том, что было дальше, кроме традиционного «стали они жить поживать...». Но можно предположить, что возвращение Освободителя и Освобождённой из Царства Кощея (Аида), сопровождается весенним пробуждением трав, цветением, торжеством жизни.
Если попытаться разбить весь сюжет мифа по временам года, можно предположить, что сватовство Сокола, Орла и Ворона приходится на летние месяцы. С началом осени Иван-Царевич выезжает в странствие. Побитые рати в пути — время уборки урожая. За ним следует свадьба Ивана-Царевича и Марьи Моревны. Конец осени её отъезд. Три ведра воды могут быть и намёком на осенние дожди. Напившись их, Кощей-Аид рвёт цепи, похищает Марью Моревну — Персефону. Три зимних месяца — три попытки освободить её Иваном Царевичем и его гибель. Начало весны его воскрешение, путешествие к Хозяйке волшебных кобылиц, добывание волшебного коня. Середина весны — освобождение Марьи Моревны (теперь это уже Деметра).
На мой взгляд этот миф вполне может быть обставлен ритуалами. Остаётся выяснить: кто же такой сам Иван-Царевич? Его сёстры? И кто та загадочная Богиня, что каждый день облетает весь свет на волшебной кобылице?


Рецензии