35. Весна-осень 1373 года, Киприан

Своему представителю, болгарину Киприану, патриарх Филофей поставил грандиозно сложную задачу: отговорить Ольгерда от духовного союза с Римом, сохранив при этом единство Русской церкви.

Киприан ехал в обход татарских степей, поэтому побывал и у Кориатовичей, и у Любарта Гедиминовича. Зависимость их от латинского влияния через Польшу и Венгрию была немалой. К слову, в Подолье с 1366 года действовал Доминиканский монашеский орден. Галицкий митрополит Антоний с трудом отбивался от посягательств римского первосвященника прислать своих епископов вдобавок к православным.

Ольгерд встретил Киприана почтительно, но от прежних требований отступать не собирался.

-Я писал патриарху и повторю тебе, - сказал он. - Алексий не выполняет обязанностей владыки Русской церкви. В связи с этим Великому княжеству Литовскому нужен отдельный владыка. Если его не пришлёт Константинополь я обращусь за помощью в Рим.

-Я хочу уладить данный вопрос ко всеобщему согласию, - отвечал Киприан. - Литва и Москва должны примириться, а митрополит Алексий — объединить своею фигурою всю Русскую землю.

-Разве я просто так воевал с Дмитрием? - принялся перечислять все претензии к противнику Ольгерд. - Первоначально Дмитрий напал на законного князя Твери Михаила — моего шурина. Владыка Алексий же одобрял агрессию, снимал с Дмитрия всякий грех, освобождал от обязательств присягнувших мне на верность князей, поддерживает исключительно Москву. В общем, вмешивается в мирские дела. А делами церковными над подвластными мне землями не занимается. Ни в Киев, ни в Тверь, на ко мне в Вильно не едет. Не благословляет русичей на помощь нам в войне против немцев. Отродясь такого митрополита не было ещё...

-Возмущение твоё понятно! - ответствовал Киприан. - Обещаю, если владыка Алексий откажется пойти навстречу и продолжит свою однобокую политику, то я поддержу твою просьбу перед патриархом. Но перед этим следует дать оступившемуся возможность исправиться.

С великими почестями Киприана проводили в Тверь, где он выслушал обиды князя Михаила на действия Дмитрия и Алексия в том числе на то, что митрополит не ставит у него нового епископа взамен скончавшегося Василия. Киприан еле утешил его, пообещав заняться наведением справедливости. Но сказать было легче, чем сделать.

Ехать в Москву Киприан не стал. По слухам там были недовольны его длительным визитом к Ольгерду и уже относились предвзято. Киприан позвал митрополита к себе в Тверь. Здесь он чувствовал уверенность, а Алексий, оторванный от Москвы, будет посмирнее да посговорчивее. Кстати было и то, что к югу от границ дмитриевых владений объявились татары, которые накинулись на рязанские области. Это несколько отвлекало московитов от филофеева посланника. Им приходилось следить, чтобы степняки вдруг не перешли Оку и не вступили на территорию княжества.


Рецензии