О гранёном стакане - 3

Начало: http://proza.ru/2022/10/20/830
Вторая часть: http://proza.ru/2022/10/27/503


   Шло время. Уже далеко не первые снежинки покрыли своими хрупкими телами дороги, деревья, дома... Наступил декабрь. Внутри гранёного стакана поселился паучок. А стакан и не возражал. От шебуршащего паучка стакану было не так одиноко... Продавец антикварного магазина оформлял витрину винтажными ёлочными игрушками. Увидев это, стакан тяжело вздохнул. Ему вспомнилось, как это весело находиться в чьём-то доме в день празднования Нового года, сколько суеты, радости. А сколько всяких напитков... А как раньше любил он этот праздник, и как не любил его в последние долгие годы... Хлопнула дверь магазина, а стакан даже не повернулся.

- Стакан, привет, я пришёл! - раздался радостный голос Ярослава.
- Здравствуй, - не поворачиваясь ответил гранёный стакан.
- Ты не рад? - удивился мальчик.
- Не знаю... наверное, отвык не много... Тебя так давно не было... - пожал плечами стакан.
- Я не мог, меня не отпускали, я же в прошлый раз без спроса ушёл и родителям не сказал, и меня наказали... Я же далеко живу, на трамвае надо ехать... Вот только сегодня и снова с папой. Он мне всё хочет пианино здесь купить, как подарок на Новый год от Деда Мороза, - объяснил вздохнув мальчик.
- Понятно...- тоже со вздохом ответил стакан и внезапно для мальчика сообщил. - А у меня здесь ещё один друг появился.
- В смысле ещё один?! - воскликнул возмущенно Ярослав. - А как же я? Я что? Уже не друг?
- Друг, - кивнул стакан. - Но вы разные друзья.
- Как это могут быть разные друзья? - удивился мальчик.
- Ты — друг для души, - объяснил гранёный стакан...
- А он, ну этот... твой новый друг? - нахмурился мальчик, которому очень не понравилось, то, что он теперь не единственный для стакана.
- А он для спасения, - ответил стакан.
- В смысле, для спасения? - удивился Ярослав. - Ничего не понимаю.
- Мой ещё один друг — это паучок, - сказал гранёный стакан.
- Фу, - поморщился мальчик.
- Нет, не «Фу!» - жестко ответил стакан. - Да если бы не он, меня бы уже давно сто раз купили. Пойми ты это! Ты не морщиться должен, а благодарить его, за то, что ты ещё меня видишь здесь и мы разговариваем.
- Почему? - не понял мальчик.
- Да потому что у многих покупателей на паучка такая же реакция, как и у тебя, и меня сразу же ставят брезгливо обратно, - объяснил стакан.
- То есть если тебя кто-то захочет купить, ему придётся покупать тебя с паучком? - передернув плечами спросил мальчик.
- Да! - кивнул стакан.
- Понятно, - вздохнул мальчик. - А мама пауков не любит и за каждой паутинкой носится со шваброй...
- Ну, - пожал плечами стакан. - Если у кого-то в семье такое отношение к паучку, то меня, тогда придётся прятать до того времени, пока паучок сам не захочет уйти в другое место.
- Ну, так ты мне не рассказал, что дальше-то с тобой было? - перевёл разговор мальчик.
- А дальше... - произнёс стакан. -  А дальше, как оказалось меня на берегу нашёл местный пьяница и воскликнув: «О! Губастик!» быстренько вымыл меня в волнах и куда-то заспешил.
- А почему он назвал тебя Губастик? - спросил Ярослав. - Ты же гранёный стакан.
- Да просто до 1943 года стаканы делали без верхнего ободка, и пить из них было не очень удобно, много жидкости проливалось из-за не плотного прижимания края стакана к губам, а когда появились такие как я, нас сразу окрестили «губастиками», - объяснил стакан.
- Надо же... - покачал головой мальчик. - В жизнь бы не додумался...
- Ну, а дальше, мужчина, который меня нашёл очень быстро пошёл в ближайший парк, в самые дальние кусты. Там на скамейке уже была разложена еда и ещё два человека с нетерпением ждали его прихода. «Ну тебя прям как за смертью посылать!» - встретили они его словами. «Вот,» - тот, кто меня нашёл радостно показал меня им. «С газводы?» - поинтересовался один из них. «Нет, на берегу лежал, больно грязный, видать детишки шалили, вон скол наверху, вот и не захотели из него пить», - ответил нашедший меня. «Ну и ладно, им не нужно, нам сойдёт», -  заторопились товарищи. - И хорошо, что именно такой нашёл, сейчас справедливо «сообразим на троих».
- Что сообразим? - спросил мальчик.
- «Сообразим на троих» значит выпьем, - ответил стакан. - Как я потом узнал из их длинных разговоров  во времена какого-то Хрущева запретили торговать водкой в розлив, а из продажи убрали очень удобные бутылки, называемые «мерзавчики» — по 125 мл. и «чекушки» — по 250 мл. Теперь полулитровая бутылка водки в 2 стакана не помещалась, а на три делилась идеально – «по совести». Если налить в стакан до стеклянного ободка, то входит ровно 167 граммов водки, что составляет треть пол-литровой бутылки.
- Ничего не понял, - помотал головой мальчик.
- Да и рано тебе ещё это понимать, - ответил стакан. - Ты спросил, я ответил. В общем, начали они пить, а я такого про себя узнал...
- И что же ты узнал? - спросил Ярослав.
- Я узнал, что у меня есть день рождения! - радостно сказал гранёный стакан.
- Правда? А когда? - обрадовался мальчик.
- 11 сентября, - ответил стакан. - А ещё они поднимали тост за какую-то Мухину. И спорили, она или не она придумала таких, как я. Насколько я понял, это скульптор и помимо меня она создала монумент «Рабочий и колхозница». Видел такой?
- Нет, не видел, - ответил мальчик.
- И я не видел, - сказал стакан и заметил. - Наверное он очень высокий, потому что его высота составляет ровно 467 гранёных стаканов.
- А что ты ещё про себя узнал? - спросил Ярослав.
- Ещё узнал, что в народе меня  называли «маленковским». Мужчины сказали, что это  связано с министром обороны Георгием Маленковым, по приказу которого для отдельных категорий военнослужащих выделялось 200 грамм  водки, выдаваемой в обед. Тем же, кто не пил, позволялось обменять свою пайку в объеме граненого стакана на табачный паек или сахар, - при этих словах гранёный стакан заметил, что паучок, почему-то перестал копошиться на его дне и даже выполз на край.
- Кстати, а стакан из которого ты пил в поезде сколько имеет граней? - спросил гранёный стакан Ярослава.
- А я не считал. А надо было? - уточнил мальчик.
- Да нет, просто интересно... - ответил стакан. - А ты знаешь, откуда пошло выражение: «Простой, как три копейки»?
- Нет, - покачал головой мальчик.
- Оказывается количество граней у нас было разным : 10, 12, 14, 16, 18 и 20. Одно время выпускали стаканы даже с 17-ю гранями, но изготавливать посуду с нечетным количеством сторон было сложнее, поэтому остановились на оптимальных 16. А цена изделия зависела напрямую от количества граней. Самый простенький, 10-гранный, стоил 3 копейки, 16-гранный — семь, «люксовый» 20-гранный — целых 14.
- Если бы ты сейчас стоил 7 копеек, я бы тебя уже давно купил, - с тяжелым вздохом произнёс мальчик...

Они помолчали.

- А знаешь, что означают мои 16 граней? - спросил стакан.
- Нет, - снова покачал головой Ярослав. - Я кажусь тебе глупым, да?
- Нет, - ответил стакан. - Просто ты ещё мало пожил. Да и моя история жизни началась задолго до твоей, ты с ней не сталкивался, поэтому и не знаешь.
- Подожди, я сейчас приду, - сказал мальчик и выбежал за дверь магазина. Вскоре он вернулся и радостно сообщил:
- Я знаю. Они означают советские республики! Сначала было 4, а потом 16, и позже 15.
- В интернете посмотрел? - догадался стакан.
- Ну, да, - ответил мальчик. - А то мне уже стыдно, что я на все твои вопросы отвечаю нет.
- Ну, хоть так узнал, - кивнул стакан. - Хотя многие считают, что такое объяснение не правильное, но зато оно интересное. И я, например, горд, что во мне целый Советский Союз в своём единстве.
- И ты всё это узнал, пока из тебя пили на лавочке? - вдруг спросил Ярослав.
- Да, ты удивишься, но когда люди пьют они много говорят, откровенничают, спорят и слушая их можно узнать много чего, что они не скажут не пьяными, - подтвердил стакан.
- А что дальше с тобой было? - спросил мальчик.
- А дальше тот, кто меня нашёл, он унёс меня в автомат «Газвода». Были раньше такие. В них можно было купить лимонад «Дюшес» за три копейки и за одну копейку просто газированную воду. Но часто из меня пили взрослые, они боялись давать сколотый стакан детям. А ещё часто меня забирали на время пьяницы, но всегда возвращали обратно... А знаешь, что самое удивительное?
- Что? - спросил мальчик.
- То, что кто бы из нас не пил, а из нас пил весь город, никто не болел! - гордо ответил стакан. И услышал тихий смех и шепот паучка:
- Так пьяницы, видимо, хорошо дезинфицировали!!!
- А потом меня как-то снова унесли в парк, но не вернули обратно, а повешали на проволочку на ветку, видимо, чтобы снова возвращаться и не искать... - продолжал стакан. - Так я провисел года три. А потом меня сняли и я попал в магазин. Из меня пили соки по 10 копеек и молочный коктейль... М-м-м, это была такая вкуснятина... Шло время. Магазин закрыли. Нас сложили в коробки. Куда попали целые стаканы, я не знаю, а я попал сюда...
- Понятно, - вздохнул Ярослав.
- Угу,- пробурчал стакан.
- Мне надо идти, вон, уже продавец мне на часы показывает, - печально вздохнул мальчик.
- Иди, - пожал плечами гранёный стакан.
- Погоди, - внезапно громко сказал паучок. Он переполз с края стакана и подполз к Ярославу.
- Ты, насколько я понимаю, хочешь купить этот стакан? - спросил тихо паучок мальчика.
- Да, только мне денежек не хватает, - тяжко вздохнул мальчик.
- А ты напиши письмо Деду Морозу, пусть тебе подарок сделает! - посоветовал паучок.
- Письмо? Деду Морозу? - громко рассмеялся мальчик. - Да кто же теперь в них верит? Все знают, что Дед Мороз — это мама с папой.
- Пусть так, - согласился паучок. - Но что тебе стоит? Может получится? Если тебе, конечно, нужен стакан.

Мальчик перевёл взгляд на гранёный стакан и снова увидел, что он, отвернувшись, смотрит печально в окно.

- Я напишу! - кивнул головой Ярослав и не попрощавшись с продавцом выбежал из магазина.
 
Придя домой, мальчик сразу же сел за письмо:

                Письмо Деду Морозу.
Здравствуй Дедушка Мороз. Я знаю, что тебя не существует. Ну, хотя бы потому , что если бы ты существовал, папа не бегал бы по магазинам за пианино от тебя. Да и не нужно мне никакое пианино. Я его никогда не хотел и не просил... Дорогой Дедушка Мороз, если ты всё-таки существуешь, то подари мне денежки. Много не надо, ровно столько, сколько стоит гранёный стакан в антикварном магазине. И на проезд туда и обратно. Понимаешь, стакан он очень хороший, умный, мудрый и одинокий. Мы с ним друзья. А чем больше он там находится, тем больше он грустнеет и у него появляются новые друзья. Наверное, для него это хорошо, но для меня это плохо. Я хочу быть его единственным другом, но теперь, видимо, я должен радоваться как-то тому, что стал его первым другом... Первым из двух... В общем, Дедушка Мороз, я даже готов в тебя поверить, если денежку ты мне подаришь до закрытия магазина на новогодние праздники, потому что я не хочу, чтобы стакан там оставался в темноте и тишине, когда у всех будет праздник. Я хочу этот праздник встретить с ним дома. А если ты посчитаешь, что это слишком, то пианино мне можешь не дарить. С верой в чудеса. Ярослав.

Мальчик положил письмо на самое видное место и лёг спать. А утром его письмо первым заметил папа и прочитав, и что-то вспомнив про себя маленького, набрал номер телефона антикварного магазина:

- Здравствуйте. Скажите, а сколько у вас стоит старый сколотый гранёный стакан?

... Предновогодний вечер был шумный. Народу в квартире Ярослава было много. Гранёный стакан с паучком внутри стояли на самой верхней книжной полке.
- Чтобы не достала мама, - объяснил мальчик стакану с паучком.
Пока мальчик снимал обёртку от подаренного ему Дедом Морозом пианино, паучок заполз на край стакана и спросил:

- А почему ты не рассказал Ярославу про оптические иллюзии? Про преломление ложки и то, что если умеючи тебя перевернуть, то вода из под бумаги не прольётся?
- Я не хочу, чтобы он трогал твой домик. А я твой домик, пока ты там живёшь, - пожал плечами стакан.
- А почему ты сказал, что тебя называли "маленковским" по имени министра обороны? Маленкова кем только не назначали, но министром обороны он никогда не был,  министром был Малиновский!
-Я не знаю почему нас так называли, я просто рассказал мальчику, что сам знаю. А ты откуда знаешь, что министром был именно Малиновский? - уточнил стакан.
-Так я раньше жил в букинистическом магазине. И залез в одну толстую книжку, а там фотографии и кто есть кто... - объяснил паучок.
-Понятно, - понимающе кивнул стакан. - Ну, ничего, я стар, память уже не та... А Ярослав, если будет интересно, сам во всём разберётся... Надеюсь... У него вся жизнь впереди.
- И вера в Деда Мороза! - хитро прищурился паучок. - Кстати, из тебя же пили много всяких напитков. А какой именно из тебя не пили?
- Святую воду! - ответил стакан.
- Это я точно знаю, - расхохотался паучок. - Иначе бы в тебя не залез...


Рецензии
Спасибо Наталья! И познавательно, и о стольком напомнило!

Александр Парцхаладзе   22.01.2023 16:45     Заявить о нарушении
Александр, здравствуйте. Вам спасибо: за рецензию, за внимание и прочтение. Простите, что столь долго не отвечала... Моё внимание от Прозы переключилось на романы, а совмещать три писательских вещи у меня, пока не получается...

С теплом из Сибири.

Наталья Куфина   13.02.2023 16:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.